Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая хар-ка категорий прилагательного в д-а период




История категории числа

К концу с-а окончание –s (сначала как слог -es) проникает из основы на –а м.р. во все другие парадигмы: и в ср.р основы на –а, и в ж.р.: shire – shires (ж.р.), lond – londes (ср.р).

Параллельно с выделением нового отношения между корнем и окончанием совершенно пересматривается роль категории мн.ч. по сравнению с д-а. В д-а, как и в совр.русском, вопрос, какое окончание у данного сущ в мн.ч был бессмысленным, т.к. в разных падежах были разные окончания. В с-а категория числа получает свой формант, который выражает только число. Он распространяется на все новые слова, особенно на заимст.лексику.

Есть исключения:

    1. сохраняется 3 сущ ср.р. долгосложных, которые так и не приняли окончания –s во множ.числе: deer, swine, sheep is/are... Не путать с теми, у которых нет категории мн.ч: water, salt is…
    2. сущ с бывшей основой на –n. Она долгое время конкурировала с основой на –а по своей продуктивности. В течение всего с-а периода, особенно в южных графствах, формы мн.ч с основой на –n сохранялись и распространялись на др.сущ, которые исторически к этому типу не относились.

Tōn (toes), fōn(foes), eyen (eyes), shōn (shoes). Сейчас осталось только oxen.

    1. некоторые сущ корневой основы сохраняют свой специфический способ образования мн.ч: man-men, goose-geese, foot-feet, mouse-mice, louse-lise.

Когда все эти процессы происходили, некоторые сущ прошли по незаконному пути. Это плеоназмы – многократное выражение одной и той же гр.категории.

Д-а cild – cild- ru

С-а child – chulder, childer – child- r - en

Д-а brōÞor – brōÞor. Дат.п. ед breÞer (нач.восприниматься как форма мн.ч.)

С-а brōÞor – brēÞer+en – brethren (братия)

 

Д-а cū – cŷ

С-а kow – ky /ki:/+n = kine (сейчас поэт. “коровки”)

 

На смену категории рода приходит категория биологического пола. Теперь местоимениями м.р. и ж.р. могут замещаться только такие сущ, которые выражают биол.существа, обладающие полом, преимущественно человека.

Сначала, в дописьменный период, оно было как сущ, типа "девица-краса".

В д-а прил было вполне развитой и сформировавшейся частью речи, со своим набором словоизм.категорий. Прил - слово признаковое. А д-а - язык флективного строя, для которого характерно согласование признаковых слов со словами-носителями признаков: например, прил и сущ. Поэтому у прил были те же категории, что и у сущ: род, число, падеж. Но в отличии от сущ, все 3 категории, в том числе и род, были словоизменительными. (у сущ род - словообразовательная категория) У прил они все согласовательные, синтаксические, их смысл заключается только в том, чтобы показать, к какому сущ относится данное прил. Это определяло известную свободу прил в предложении. Ему не надо было находиться рядом с сущ.

Это автоматически обозначает, что судьба таких категорий связана с судьбой у слова-хозяина. С т.зр истории надо различать синтаксичные и собственно-адъективные категории. Синтаксичные - самостоятельного, смыслового значения не имеют. У сущ - категория рода условная. Категория падежа условная, но осмысленная - описывается отношение предмета к подлежащему.Дательность слова "большой" нельзя увидеть. У прил род, число, падеж ничего не означают, нужны только чтобы приклеить прил к сущ. Степени сравнения - собственно-адъективная категория. "большой, больше" - увидеть можно. История этой категории не связана с падежом, числами сущ.

 

У д-а прил была еще одна особенность - противопоставление сил.и слаб.склонения. Почти каждое прил имело 2 набора окончаний - по сильному/местоименному склонению и по слабому/совпадающему со слабым скл.у сущ.

По сильному склонению изменялись прил в функции предикативного члена сказуемого или в функции определения, если при сущ не было детерминатива(determiner) - такое слово, которое делает сущ определенным (указат.и притяжат.мест).

Если в группе сущ было указат.или притяжат мест - прил склонялось по cлабому скл, только как определение.

Þā hīe зefēaon micle herehyd. Прил и сущ в ж.р.вин.п

Зefōn Þā miclan herehyd.

Зачем это противопоставление? Мест-я берут на себя согласоват.функцию с сущ. Тогда прил может слабее выражать согласоват.признаки.

 

Парадигма сил.скл

Ед.ч. Мн.ч.

М.р. Ср.р. Ж.р.

- - -/u -е -/u -a

-es -es -re -ra

-um -um -re -um

-ne - -e -e -/u -a

-e -e -

Ед.ч: 5 падежей, как у мест. Род.п. -es, Дат.п. -um, -ne как у мест. Есть тв.п., кроме ж.р.

Мн.ч: -ra - типич.окончание Род.п.мн.ч. Во множ.числе нет Тв.п.

 

Слабое скл.совпадает со склонением на-n у сущ. Но иногда в Род.п. тоже появляется -ra.

 

Степени сравнения в д-а обозначались при помощи суффиксов: -ra (сравн) и -ost/est (превосх). *-iza >-ra *-ist>-ost/est (ротацизм). Из-за i в суффиксе в корне появляется умлаут:

eald- ie ldra- ie ldest

В д-а была группа прил, образовывающая степени сравнения супплетивно.

Зōd-betera-betst

yfel-wierra-wierest

micel-mōra-mæst

lytel-læssa-læst

Это самые древнейшие прилагательные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.