Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




Темы и их краткое содержание

Разделы дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-20.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

· основные законы и принципы цивилизационного и культурологического подходов;

· вариативность культурного развития,

· основы историко-культурного развития человека и человечества;

уметь:

  • ориентироваться в современной отечественной и зарубежной исследовательской литературе в области этногенеза и культурного наследия;
  • использовать современные методы исторического исследования в создании целостных представлений о вариативности и уникальности культур прошлого и современности.
  • предупреждать и регулировать конфликтные ситуации в межкультурных взаимодействиях, организовывать творческое сотрудничество представителей разных культур.

владеть:

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «История мировой культуры» содержит разделы:

Раздел 1. История мировой культуры как учебная дисциплина

Раздел 2. Культуры древних цивилизаций

Раздел 3. Средневековая культура

Раздел 4. Культура Нового времени (XIV – XVIII вв.)

Раздел 5. Русская культура (IX – XVIII вв.)

Раздел 6. Европейская и русская культура XIX – начала XX вв.

Раздел 7. Мировая и отечественная культура в XX – начале XXI вв.

 

Раздел 1. История мировой культуры как учебная дисциплина

 

Тема 1.1. Предмет истории мировой культуры

Лекция № 1 (2 часа)

Основные подходы к определению понятия культура. Цель и задачи изучения истории мировой культуры. История мировой культуры как часть культурологии. Самостоятельная работа (2 часа)

Вклад историков и философов в развитие научной дисциплины (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат)

 

Тема 1.2. Периодизация культурно-исторического процесса.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Концептуальные подходы к изучению исторического прошлого мировой культуры. К.Ясперс, Н.Данилевский. П.Сорокин, Ф.Ницше, О.Шпенглер, А.Тойнби.

Самостоятельная работа (2 часа)

Основные этапы культурно-исторического процесса. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат)

 

Раздел 2. Культуры древних цивилизаций

 

Тема 2.1. Древнегреческая культура

Лекция № 1 (2 часа)

Периодизация культуры Древней Греции. Гармоническое развитие человеческой личности как основа древнегреческой культуры. Общественный строй Древней Греции и его воздействие на общекультурные идеалы. Мировоззренческие принципы древнегреческой культуры.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Система ордеров в архитектуре. Эволюция древнегреческой скульптуры. Литература Древней Греции. Возникновения театра. Формирование историографии.

Самостоятельная работа (4 часа)

Выдающиеся представители древнегреческой культуры. Гомер, Гесиод, Архилох, Сапфо, Ивик, Соктат, Платон, Аристотель и др. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

Тема 2.2. Культура древневосточных цивилизаций

Лекция № 1 (2 часа)

Культура Древней Индии. Гармоничность древнеиндийской культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы - древнейший период древнеиндийской культуры. Культура ариев: от вед и упанишад до «Махабхараты» и «Рамаяны». Своеобразие сословного деления в древнеиндийской культуре: варны и касты. Религиозные направления в культуре Древней Индии. Формирование буддизма. Художественная культура Древней Индии.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Культура Древнего Китая. Своеобразие древнекитайского пантеона богов. Философско-религиозные системы Древнего Китая: даосизм и конфуцианство. Ритуал как основа древнекитайской культуры. Литература Древнего Китая. Научные знания в Древнем Китае. Система иероглифического письма.

Самостоятельная работа (4 часа)

Конфуций: жизнь и учение. Лао-цзы: жизненные ценности даосизма. Буддизм и его культурное значение. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Раздел 3. Средневековая культура.

 

Тема 3.1. Арабская средневековая культура.

Лекция № 1 (2 часа)

Культура Арабского халифата как культура зародившегося ислама и хранилище интеллектуального наследия Античности. Ислам как мировоззрение. Начало становления мусульманской культуры.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Религиозная общность как основа мусульманской культуры. Развитие литературного арабского языка и становление национальной литературы.

Самостоятельная работа (4 часа)

Изобразительное искусство и научные знания в Арабском халифате. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат)

 

Тема 3.2. Европейская средневековая культура

Лекция № 1 (2 часа)

Теоцентризм как основа мировоззрения. Схоластика как тип средневековой философии. Романский стиль как образный символ ситуации нестабильности и постоянной опасности.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Причины формирования готического стиля. Образная символика и архитектурная специфика готики. «Семь свободных искусств» как основа средневекового образования.

Самостоятельная работа (4 часа)

Начало университетского движения Создание эпических произведений, отражающих формирование национальных культур. Рыцарский роман и куртуазная поэзия (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Раздел 4. Культура Нового времени (XIV – XVIII вв.)

 

Тема 4.1. Культура эпохи Возрождения

Лекция № 1 (2 часа)

Италия как центр формирования новой культуры. Флорентийская республика Кружки гуманистов и формирования гуманистического мировоззрения. Изменение отношения к роли человека в мироздании: от теоцентризма к антропоцентризму. Этапы развития итальянской культуры эпохи Возрождения.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Специфика испанского Возрождения. Специфика английского Возрождения. Реформация как основа Северного Возрождения. Возрождение во Франции.

Самостоятельная работа (2 часа)

Выдающиеся представители итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело и др. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Тема 4.2. Культура эпохи Просвещения

Лекция № 1 (2 часа)

Новоевидениечеловека: абсолютизация человеческого разума. «Опыт о человеческом разуме» Дж. Локка и «Опыт о человеке» А. Поупа как программные произведения новой эпохи. Интерес к обыденной жизни. «Английские письма» Вольтера как идейная база французского Просвещения.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье как основа эстетики французского Просвещения. Дидро и энциклопедисты.

Самостоятельная работа (2 часа)

Литература, живопись, скульптура и театр эпохи Просвещения. Жизнь и творчество выдающихся представителей Просвещения (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Раздел 5. Русская культура (IX – XVIII вв.)

 

Тема 5.1. Древнерусская культура

Лекция № 1 (2 часа)

Древняя Русь как Гардарика, «страна городов». Языческий пантеон богов. Языческие культурные традиции. Этапы становления славянской письменности. Совокупность причин крещения Руси.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Новыенаправлениявдревнерусскойкультуре, связанныеспринятиемхристианства. Развитие древнерусской литературы.Особенности древнерусской культуры.

Самостоятельная работа (2 часа)

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. Д.С.Лихачев о культуре Древней Руси (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Тема 5.2. Русская культура периода монгольского владычества (XIV – XV вв.)

Лекция № 1 (2 часа)

Признаки общего подъема русской культуры после победы на Куликовом поле. Политика Дмитрия Донского и культура Москвы. Тематика литературных произведений. Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Развитие иконописи. Творчество Андрея Рублева.

Самостоятельная работа (2 часа)

Тенденции подъема в русской культуре (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Тема 5.3. Русская культура периода формирования и развития единого государства (XVI – XVII вв.)

Лекция № 1 (2 часа)

Формирование идеи «Москва – третий Рим». Начало книгопечатания. Новые типы публицистических изданий XVI в. Шатровый стиль в русской архитектуре.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Вторая половина ХVII века – время секуляризации культуры. Новые типы учебных заведений.

Самостоятельная работа (2 часа)

«Московское барокко» как архитектурный стиль. Появление театральных представлений (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Тема 5.4. Русская культура XVIII в.

Лекция № 1 (2 часа)

Реформы Петра 1 и их влияние на развитие русской культуры. Новые направления в русской культуре ХVШ века. Развитие светской живописи. Становление русской скульптуры. Барокко и классицизм в России.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Образование как часть государственной политики: создание светских государственных учебных заведений различных специализаций Создание Российской Академии наук Деятельность М.В.Ломоносова. Создание Московского университета

Самостоятельная работа (2 часа)

Издательская и журналистская деятельность Н. Новикова. Развитие русской философии и поэзии. Создание первых публичных театров Начало формирования русской национальной музыкальной школы. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Раздел 6. Европейская и русская культура XIX – начала XX вв.

 

Тема 6.1. Общие тенденции в развитии культуры XIX в.

Лекция (2 часа)

Социально-политическая ситуация на рубеже XVIII-XIX как база формирования романтизма. Особенности романтизма как художественного стиля. Романтизм в художественной культуре разных стран.

Самостоятельная работа (4 часа)

Формирование реализма как главенствующего стиля XIX столетия. Реализм в Англии и Франции.Величие «золотого века» русской культуры (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Тема 6.2. Новые направления в европейской и русской культуре конца XIX – начала XX вв.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Натурализм и его особенности. Импрессионизм. Символизм как антитеза натурализму. Неоромантизм в европейской культуре конца XIX столетия. Стиль «модерн». «Серебряный век» русской культуры.

Самостоятельная работа (4 часа)

Социокультурная ситуация начала ХХ века. Кризисные явления в культуре и общественном сознании. Авангардизм как попытка тотального обновления культуры. Основные направления авангарда: фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Раздел 7. Мировая и отечественная культура в XX – начале XXI вв.

 

Тема 7.1. Основные направления в художественной культуре XX вв.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Архитектурные теории начала века. Конструктивизм в архитектуре: Новые тенденции в литературе и театральном искусстве.

Самостоятельная работа (4 часа)

Этапы становления кинематографа. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, реферат).

 

Тема 7.2. Специфика русской культуры советского периода.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Сложность и неоднозначность культурной политики советского периода. «Пролеткульт» и критика его деятельности В.И.Лениным. Успехи в осуществлении образовательной программы. Разделение русской культуры на два направления: советская культура и культура «русского зарубежья». Идеологизация всех видов художественного творчества. Создание мощной науки и художественной культуры.

Самостоятельная работа (4 часа)

«Оттепель» и «застой» в советской культуре. Культурный бум эпохи «перестройки». Начало резкой деградации культуры после распада СССР и разрушением единого культурного пространства.

 

Тема 7.3. Кризисные явления в культуре конца XX – начала XXI вв.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Кризисные явления в послевоенной культуре Западной Европы и США. Скептицизм и ощущение абсурдности бытия. От абстракционизма к поп-арту. Технизация художественного творчества. Рождение техногенной цивилизации. Оп-арт. Кинетическое искусство. Коммерциализацияхудожественной культуры. Диктат массовой культуры. Примитивизация культуры, снижение её духовного и интеллектуального уровня.

Самостоятельная работа (4 часа)

К. Лоренц о чертах кризиса современной культуры. Американизация европейской и российской культуры. Структура современной культуры. Попытки прогнозирование развития культуры. Российская культура на современном этапе развития.

 

1. История мировой культуры как часть культурологии.

2. Вклад историков и философов в развитие научной дисциплины

3. Выдающиеся представители древнегреческой культуры. Гомер, Гесиод, Архилох, Сапфо, Ивик, Соктат, Платон, Аристотель и др.

4. Конфуций: жизнь и учение.

5. Лао-цзы: жизненные ценности даосизма.

6. Буддизм и его культурное наследие

7. Специфика испанского Возрождения.

8. Специфика английского Возрождения.

9. Реформация как основа Северного Возрождения.

10. Возрождение во Франции.

11. Жизнь и творчество выдающихся представителей Просвещения.

12. Особенности древнерусской культуры.

13. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

14. Д.С.Лихачев о культуре Древней Руси.

15. Жизнь и творчество выдающихся представителей романтизма и реализма в Европе и России.

16. Архитектурные теории начала века.

17. Конструктивизм в архитектуре.

18. Новые тенденции в литературе и театральном искусстве.

19. Этапы становления кинематографа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.