КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы периодизации культурно-исторического процесса
Периодизация культурно – исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования как: культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего; культурные же их параметры совершенно различны. Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была «величайшим переворотом в истории», но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономической. Культурно-историческая периодизации отражает состояние культуры, а историческая – динамику общественного развития в целом. Поскольку История мировой культуры является частью более объемной дисциплины “культурология”, то рассмотрение истории культуры целесообразно вести с точки зрения наиболее существенных философских концепций развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе исторического развития. Это и циклический подход Шпенглера, и теория локальных цивилизаций Тойнби, это и культурно-исторические типы Данилевского, и теория культурных сверхсистем П. Сорокина. Это и периодизация, предложенная Ясперсом. В трудах выше перечисленных ученых речь идёт об истории, но акцент делается именно на развитие культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров. Историческая периодизация не принимает во внимание и «стилевые» эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!), являются существеннейшими, с точки зрения культуры, поскольку ярко отражают эволюцию в человеческом самовыражении. Учитывая перечисленные выше концепции культурно-исторического развития, можно выделить следующие подходы к культурно- исторической периодизации: - Н.Данилевский:10 несвязанных друг с другом культурно- исторических типов, существовавших, с точки зрения временных параметров, как последовательно, так и параллельно. - О. Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы–цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие. - А. Тойнби: 26 локальных цивилизаций, образование которых имеет божественную предопределенность. - П. Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно (по ходу исторического процесса), сменяющие друг друга. - К. Ясперс: 4 периода, отличающиеся по степени развития и самосознания человека, плавно переходящие один в другой. Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии. Далее попытаемся представить хронологические рамки культурно –исторических этапов, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |