Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Культура Древней Индии 1 страница




Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в конце III начале II тысячелетиях до н.э. В настоящее время известно два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро на берегу реки Инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах – комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная до сих пор нерасшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло и искусство малых форм — гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул «Ригведу». Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие Веды – «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая «ведическая литература», представляющая собой толкования и комментарии к Ведам. Наиболее значительные из них получили название Упанишады (от «упа-ни-шад» — «сидеть около ног учителя»).

Героическую эпопею борьбы арийцев с природой страны и с подобными себе можно проследить не только по «Ведам», но и по «Законам Ману». В них собраны все постановления, определявшие правила религиозной, политической и общественной жизни индусов. Первоначальной единицей арийского общества, как и всех других древних патриархальных обществ, была семья. Семья находилась под абсолютною властью отца — отец был ее царем, судьею и жрецом. Доблести и подвиги каждого отдельного члена семьи распространялись на всю семью; за все его проступки и обязательства отвечала также вся семья. Семья была неделима, и как бы ни была многочисленна, она тем не менее оставалась одним юридическим лицом, а ее имущество — земля и прочее— являлось общим и нераздельным. Уже издавна из среды арийского общества стали выделяться семьи, на которых лежали известные обязанности. Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - «варна» (неточно переводимое как «каста», а буквально означающее «цвет»). В определённой мере и по сей день существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев, каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг) Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселения Индии.

В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сослолвий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать Веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен Упанишад заявлял, что помимо собственно Вед и «Законов Ману» он знает «правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах».

Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В 5 веке до н.э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит – это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре Индии 3 века до н.э. являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) Ашоки (так называемые эдикты). Эдикты Ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, и которым должны были следовать и сам государь, и все подданные. Надписи Ашоки — официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму и призывал население почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всего мира, но не войной, а «праведностью». Он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всем цивилизованным миром.

В надписях Ашоки говорится о «дхарме» как «праведности», которой должны придерживаться все. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы. Начиная с Ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму, «священный закон», карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех направлений.

Арии были буйным и жизнерадостным народом. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе, сопровождая это аккомпанементом ударных - цимбал и барабанов. В гимнах встречаются упоминания о пении, танцах и об искусстве танцовщиц. В древней Индии сложилась особая танцевальная культура, в которой каждый жест и положение тела имеет свой смысл. Таким образом, танец был превращен в повествование средствами пластики, близкое к пантомиме, но более эмоциональное и красочное. Популярнейшим видом развлечения древних индусов были представления театра «сангит». Сангит – это разновидность ранней формы театрального искусства, существовавшая в Древней Индии, которая включала элементы пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца. Были широко распространены азартные игры — во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одной из таких игр были шахматы.

Самым высоким из всех законных видов наслаждения древние индусы считали эротические действа. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует сексуальной символикой и откровенными эротическими моментами. Сам процесс сотворения мира изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар повсеместно высекались на стенах храмов.

Священные предания, «сутры» - руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни – уделяли большое внимание любовным отношениям. До сих пор хорошо известен древнеиндийский трактат о любви «Кама сутра». Среди многочисленных праздников, которые следовали один за другим, наиболее широко отмечался праздник в честь Камы — бога любви.

Характерной чертой культуры Индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них прежде всего следует выделить брахманизм, с его позднейшими формами — индуизмом и джайнизмом.

Для древнего шумера жизнь была единократной и неповторимой. Ее продление до бесконечности — бессмертие — было сокровенной мечтой и шумеров, и вавилонян. Египтяне верили в возможность при определенных условиях заслужить право на вторую вечную и прекрасную жизнь. Арьи же, напротив, понимали жизнь как бесконечную цепь перерождений, как странствие душ по все новым и новым телам. Это странствие получило название сансары. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой — суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода «закон возмездия». Дурная карма обеспечивала переселение в низшие сословия или в животных, средняя — возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила Индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущею греховную жизнь, в чём обвинять человек мог только себя самого.

Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление — джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры Индии. Джайнизм, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу «ахимсы», непричинения вреда всему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, «отрабатывающая» прежнюю карму. Джайны даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить что-либо живое.

Основателем буддизма – одной из великих мировых религий -был царевич Сиддхартха Гаутама, известный также под именем Шакьямуни, что переводится как «мудрец из рода Шакьев» (ок.560 - 480 гг.до н.э.). Слово “будда” обозначало человека, превосходящего всех остальных людей своими нравственными, умственными и физическими качествами. До будды Гаутамы в Индии насчитывалось не менее 94-х таких будд. Но только Гаутаме удалось создать свою философско-религиозную доктрину, выделившуюся из брахманизма и завоевавшую умы множества людей. Основы его учения изложены в бенаресской проповеди. С точки зрения буддизма, жизнь есть страдание. Причина его - в изобилии переполняющих человека желаний, в жажде наслаждений, богатства, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности — вот путь к уничтожению страдания. Именно за этим лежит полное освобождение от всех земных желаний — нирвана.

Древнеиндийская культура отличалась мнообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе «Махабхарата» говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем — локаяте. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, нашедшая себе немало поклонников повсеместно в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения «освобождения» от оков материального мира. В настоящее время йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. Однако нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге «Архетип и символ» К. Г. Юнг: «...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание....Практика йоги немыслима — да и. неэффективна — без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное....Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги».

В конечном счете, все формы древнеиндийского художественного творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др. Индийское искусство — наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.

Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры. По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство — поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков.

Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита, например, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм — от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен — все это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет, и представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру.

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Тайланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на Запад, особенно на Германию конца 18 – начала 19 вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

 

 

Лекция 4. Культура эпохи Возрождения.

Ринашименто - так по итальянски звучит название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания античного наследия. В русском искусствознании для обозначения эпохи Возрождения принято использовать равнозначное французское слово Ренессанс. Свое название эпоха получила из-за широкого интереса к античному наследию. Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Как ни одна другая эпоха, Возрождение богато причудливо переплетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами.

Но начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родина Возрождения - несомненно, Флоренция ("Афины Италии"). И это не удивительно. Именно во Флоренции в 1293 г., как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически, республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьма демократическая. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников - ткачей, меховщиков. Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. На удивление много было юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета - золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе.

Именно во Флоренции, а чуть позже - в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: наукам, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность науке, изучающей божественное, теологии. Это не значит, конечно, что гуманисты чуждались теологии - напротив, они были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), а гуманисты более позднего времени - особенно XVI в. сами первоклассные богословы, как, например Эразм Роттердамский или Иоганн Рейхлин. Но ранние гуманисты, - чаще всего политические деятели, адвокаты, правоведы, например, великий Данте, бывший дипломатом и депутатом от партии "белых гвельфов", Франческо Петрарка - не только великий лирический поэт, но и автор политических и исторических произведений.

И все же, главным направлением деятельности гуманистов была филология. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь - скульптуру. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово "возрождение" появилось позже, чем слово "гуманизм" - в труде живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джордже Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности. Каждый этап фиксирует определённое состояние культуры, определённое настроение: XIII век - Дученто - Проторенессанс, Предвозрождение; XIV век - Треченто - Раннее Возрождение; XV век - Кватроченто - Высокое Возрождение; XVI век - Чиквиченто - Позднее Возрождение. Но всякая периодизация условна. Редко творчество и судьба какого-то большого художника укладывается в рамки одного конкретного периода.

В предренессансную пору, то есть в XIII в. повсюду в Европе еще доминирует готика. Но в творчестве некоторых мастеров Флоренции уже просматриваются новые черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры. Крупнейший живописец дученто -Чимабуэ не порывает со старыми традициями плоскостного письма, но стремится к индивидуальной характерности образов. На грани дученто и треченто - два великих имени: поэт Данте Алигьери и живописец, ученик Чимабуэ, Джотто ди Бондоне. Данте в "Божественной Комедии", Джотто в монументальных фресках создали галерею ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных. Эта психологическая достоверность каждого образа - черта ренессансного искусства.

Данте, а также его младшие современники Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо, стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество обычно рассматривается как образец раннего гуманизма. Книга новелл "Декамерон" Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора в то, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах.

"Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их… На заре нового времени были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века.", - пишет в работе "Смысл истории" Н. Бердяев. "Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, а именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту…То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки", - таково восприятие сущности эпохи Фридрихом Ницше. Хорошо известна позиция Фридриха Энгельса по поводу Возрождения: "…величайший прогрессивный переворот из пережитых до того времени человечеством…". И хотя не все в наши дни так однозначно положительно оценивают эту эпоху(см. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения.), но нельзя не признать существенности для человечества провозглашенного ею гуманизма, философского мировоззрения, основанного на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый и как важнейшая часть природы, и как наиболее совершенное её творение. Гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, деятельной творческой личности. Ярким примером такого универсального человека был Леонардо да Винчи (1452-1519), ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки. Он был талантливейшим живописцем, разработавшим теорию световоздушной перспективы в живописи, скульптором, поэтом и музыкантом, создателем проектов землеройной машины, подводной лодки, летательного аппарата и т.д. Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. Один из первых исследований этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: "Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом - это чудо...". Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда и, в то же время, - это произведения высокого искусства. Великий ученый настаивал на тесной связи науки с жизнью. Леонардо по праву считают предтечей современного экспериментального естествознания

В живописи Леонардо воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. Вечную прелесть и поэзию материнства находим в картине "Мадонна с цветком", неповторимое настроение в "Мадонне в гроте". В мир реальных страстей переносит самая замечательная из монументальных росписей Леонардо - "Тайная вечеря". Шедевром является портрет Моны Лизы ("Джоконда"), отражающий человеческую значимость и таинственность модели. За Леонардо да Винчи и его младшими современниками Рафаэлем и Микеланджело прочно укрепилась слава Титанов Возрождения. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония тела и души, эмоциональным миром и разумом, человеком и природой.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма с наибольшей полнотой воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В картинах, фресках, графике Рафаэля, отличающихся благородной простотой и гармонией, сочетанием реального и идеального, отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Величайшее творение Рафаэля - "Сикстинская мадонна". Прославлением духовной деятельности человечества стали росписи Рафаэля в станцах Ватикана. Во фреске "Афинская школа", где художник изобразил всех знаменитых философов античного мира, утверждается мысль о необходимости гармонии и согласия между различными представителями философской мысли.

Удивительным разносторонним мастером был Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно-героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских". Пятиметровый Давид - величественный и прекрасный юноша -воплощение героической личности. человек, каким он должен быть. Художник Суриков, восхищаясь более поздней, статуей Микеланджело, изображающей Моисея, писал, что Моисей скульптурный ему показался выше окружающей натуры... Фрески Сикстинской капеллы... Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около 660 квадратных метров, на потолке! Более четырех лет труда, сверхчеловеческого напряжения. Микеланджело создает полный драматизма мир, наполняющий душу и восторгом, и смятением. А фреска "Страшный суд" рождает ощущение грядущей мировой катастрофы. Купол собора св. Петра - венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в совершеннейших созданиях его кисти или резца - бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов.

Северо-итальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой - важная особенность творений Джорджоне (картины "Сельский концерт", "Спящая Венера", "Юдифь"). Тициан (1477 - 1576) принадлежит к величайшим мастерам Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колорит придают его произведениям громадную силу. Работы "Даная", "Венера с зеркалом", "Венера Урбинская" являются вершиной колористического мастерства художника, отражающими свойственный ему восторг перед красотой жизни.

Как уже говорилось, фундаментальным принципом новой ренессансной культуры становится антропоцентризм, сменивший средневековый теоцентризм. Творческим началом бытия стал не бог, а человек. Перемена была поистине разительной: вместо столь характерной для изначального христианства заботы верующего о мире вечном, потустороннем на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земному счастью и прижизненному преуспеванию. Именно в ренессансной культуре идея о безграничном могуществе человека, постепенно стала эквивалентом идеи вседозволенности.

Алхимия, астрология и магия охватили все возрожденческое общество снизу доверху отнюдь не по причинам общественного невежества. Это результат всё той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Священная инквизиция не случайно получает расцвет в эпоху Возрождения. Охота на еретиков и ведьм, безудержный террор и коллективные психозы, жестокость и моральная деградация являются такими же признаками позднего Ренессанса, как и великие научные и художественные свершения. Всё это - части единого целого, выражение стремления индивида к максимальному самовыражению. Типичными чертами представителей Возрождения становятся жажда приключений и авантюризм, о чем свидетельствует в частности знаменитая поэма Лудовико Ариосто "Неистовый Роланд" (1532). Стихийный индивидуализм здесь уже не связан с какими-либо возвышенными платоническими теориями. Солнечное, гармоничное гуманистическое мировоззрение обернулось вдруг обратной стороной. Титанизм и индивидуализм привели к тому, что итальянское Возрождение прославилось, помимо творений великих художников и поэтов, своим коварством, вероломством и жестокостью, авантюризмом и разгулом страстей. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Неоднократно издаются декреты, запрещающие священникам "ради денег делаться сводниками проституток". Писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок; а в Милане герцог Талеаццо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. И таких примеров можно привести множество. Неудивительно кратковременное возвышение попытавшегося бороться за восстановление нравственных идеалов монаха - доминиканца Джироламо Савонароллы. Объясняя отцу своё решение уйти в монастырь Саванаролла писал, что его побудило к этому "страшное ничтожество света и испорченность людей: разврат, нарушения святости брака, обман, высокомерие, нечестие… проклятия и кощунства всех родов дошли в свете уже до того, что не находишь в нем более честных людей… Я не мог выносить злобу ослепленных народов Италии, где угасли все добродетели и торжествует порок. Этот свет мог мне дать только глубочайшую скорбь".

Проповеди Саванароллы на время возымели действие, но слишком всесильными были его враги. Обвиненный в заговоре против папы Саванаролла был казнен. Его проповеди и труды, тем не менее, произвели неизгладимое впечатление на многих представителей культуры. Известно, что горько сожалел о казни Саванаоллы известнейший флорентийский художник Сандро Боттичелли, посвятив его памяти грустно-просветлённую картину "Рождество". Заветам Саванароллы был верен до самой смерти великий Микеланджело.

Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение "О бесконечности, Вселенной и мирах" Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа совпадают у него с богом. Взгляды Бруно были осуждены церковью, а сам он сожжен в Риме в 1600 году.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.