Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романтизм в европейской и русской культуре 19 века




XIX век в истории европейской культуры занимает исключительное положение не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно значительнейшее художественно-стилевое направление сменяло другое, отражая стремительно изменяющееся настроение времени, активный поиск путей отражения духовного состояния общества через формы философии и художественной культуры. На смену рационализму Просвещения пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма. Победа буржуазной революции не привела к наступлению ожидавшегося царства справедливости и разума. Произошла резкая переориентация общественной психологии. Стал очевиден интерес не к внешней, общественной, деятельности человека, а к внутреннему, духовному, эмоциональному миру личности. Наступила эпоха романтизма, короткий, но яркий и значимый период в истории и философии культуры.

Романтизм - это одно из самых сложных и внутренне противоречивых явлений в истории европейской культуры. Романтизм в литературе, изобразительном искусстве и музыке - стиль, ставящий во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника, знаменующийся вниманием к неординарным проявлениям человеческого естества и природы. Эмоции и интуиция превалируют здесь над рациональностью, индивидуальные качества отдельного человека - над обезличенным обществом, естественная природная непосредственность - над классической строгостью и сдержанностью. Главные темы романтического искусства и литературы - это любовь к величественным пространственным неспокойным пейзажам, ностальгия по прошлому, интерес к народным традициям, культ героических личностей, мистицизм, смерть.

В литературе романтизм представлен такими именами как Новалис и Тик (Германия); Вордсворт, Колридж, Шелли, Китс, Байрон и В. Скотт (Англия), Виктор Гюго, Ламартин, Жорж Санд, Мюссе и Дюма-отец (Франция); Эдгар По, Лонгфелло (США). Это сказки и поэмы Пушкина, ранние произведения Гоголя, "Мцыри", "Демон", "Маскарад" Лермонтова, поэмы Жуковского и Рылеева (Россия). В изобразительном искусстве романтическую традицию представляли выдающиеся художники-пейзажисты: Фридрих (Германия) Тернер (Англия), Коро (Франция), Воробьёв и Щедрин (Россия). Ярчайшими художниками романтизма были также Жерико и Делакруа во Франции. Несомненны романтические тенденции в позднем творчестве великого испанца Гойи и работах замечательного русского художника Карла Брюлова. Выдающимся мастером романтического портрета был и Орест Кипренский.

Романтизм верил в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум и, подобно ему, способны создавать новый порядок, новую культуру. Ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельностью отдельной личности. Это было серьезным изменением гражданского общественного идеала. Для романтиков проблема личности - центральна. Познание мира - это прежде всего самопознание.

Романтизм был не только "школой в поэзии", но и "школой в философии". Даже беглый просмотр имён романтиков говорит о том, насколько энциклопедичной была школа. Романтизм складывался как целая культура и был подобен в этом отношении Ренессансу или Просвещению. Романтическая философия была представлена концепциями Фихте и Шеллинга, Шопенгауэра и Кьеркегора.

Родиной романтизма принято считать Германию (поэтическое творчество Новалиса, драматургия, поэзия и теоретические произведения Ф. Шиллера, Л. Тика, Г. фон Клейста, проза Э. Т. А. Гофмана, сказки братьев Гримм). Сам же термин "романтизм" первые был применен относительно живописи рано умершего французского художника Т. Жерико (1791-1824). ("Офицер конных стрелков перед атакой", "Раненый кирасир, уходящий с линии огня"). Появление на выставке его картины "Плот Медузы" открыло новую страницу западноевропейской живописи. Признанной главой романтического движения в живописи стал младший современник Жерико Э. Делакруа (1798-1863). Сюжеты его произведений типичны для романтизма, отвергающего обыденность и прозу жизни. "Резня на Хиосе"- один из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига. "Сарданапал" - тема, заимствованная из одноименной трагедии Байрона о легендарном ассирийском царе. "Бричка Данте" - размышление художника о смысле жизни с помощью величавых образов Античности и Возрождения. Но самое знаменитое произведение Делакруа посвящено событиям Июльской революции 1830 г. Выставленная в Салоне картина "Свобода, ведущая народ" потрясла современников смелостью художественного решения. Повстанцы на развалинах баррикад, среди мертвых тел погибших товарищей, изображены воодушевленными желанием свободы. Идеал свободы воплощён в романтическом образе прекрасной молодой женщины, подобной греческой богине победы Нике.

В музыке термин "романтический" свободно применяется к большинству композиторов XIX века, хотя в основном ассоциируется с понятиями программной музыки, такой как "Фантастическая симфония" Берлиоза, песенного цикла Шуберта и оперы, достигшей своего высшего расцвета в творчестве Вагнера, Верди и Глинки. Музыка занимала важнейшее место в духовной жизни XIX века. Активная деятельность блестящей плеяды композиторов, исполнителей, критиков способствовала бурному расцвету концертной и музыкально-театральной жизни. Творчество композиторов-романтиков (Берлиоз, Верди, Лист, Вагнер, Шуман и др.) отличалось яркой эмоциональностью, непосредственностью передачи внутреннего состояния. Ф. Шопен и Ф. Лист поднял на новую высоту фортепьянную музыку, Николо Паганини - скрипичную. В годы реакции 50-60-х годов не подвластная цензуре музыка стала средством выражения протеста, неудовлетворенности, несогласия. На смену лирическому герою Шуберта пришел герой драматических эпопей Р. Вагнера (1813-1883) - немецкого композитора и дирижера. Его грандиозный оперный цикл "Кольцо Нибелунгов" отмечен новыми принципами соотношения музыки и слова, грандиозностью оркестровой палитры. Вагнер был создателем нового жанра - романтической музыкальной драмы.

В середине века произошел небывалый взлет развлекательно-танцевальной музыки. Знаменитыми стали танцевальные пьесы И. Штрауса - отца. Повсеместные выступления танцевальных оркестров, большое количество балов создавали особую атмосферу праздничности. В 60-е годы особенно славилась музыка И. Штрауса-сына (1825-1899). Он вошел в историю культуры не только как создатель венского вальса, но и венской оперетты ("Летучая мышь").

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30 - 40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 году началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города. Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная с конца 30-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, использование выразительных средств, присущих разным художественным стилям путём соединения их в единое целое, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30 - 60-е гг. - увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо; в 70 - 90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения. Яркое событие этого периода - создание в1889 году инженером Г. А. Эйфелем железной Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Романтизм был широким движением в духовной жизни европейского общества, просуществовавшим до 40-х годов XIX века и затем не раз возрождавшимся в разнообразных неоромантических произведениях. Их авторы стремились преодолеть общественный пессимизм с помощью воскрешения яркой эстетики романтизма. (Драматургия Э. Ростана во Франции, рассказы М. Горького и т.д.). Во второй половине XIX века на смену романтизму пришли другие направления: реализм, натурализм, символизм, сыгравшие немалую роль в художественной культуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.