Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые направления в европейской и русской культуре конца 19 –начала 20 вв. 1 страница




Важным направлением в европейской художественной культуре последней трети XIX века был также натурализм, характеризующийся повышенным вниманием к среде обитания людей и настаивающий на предопределенности человеческих пороков влиянием среды. Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натурализм исходил из положения, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями вне зависимости от их воли. Своей философской основой натуралисты избрали позитивизм. Их эстетика созвучна философии Огюста Конта, требовавшего сугубо эмпирического изучения действительности и отказа от обобщений, а также - теориям Ипполита Тэна. В своей "Истории английской литературы" Тэн утверждал, что для понимания художника важнейшее значение имеют три фактора: среда, в которой формируется и творит художник, исторический момент, на который приходится его творчество, и раса - особенности национального склада творца.

Глашатаями натурализма выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры, а наиболее ярким представителем стал Эмиль Золя. В 1868 году писатель приступил к созданию двадцатитомной серии "Ругон-Маккары", которую предворяет характерный подзаголовок: "Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи". Теоретические взгляды Золя зафиксированы в книге "Натурализм в театре". И не удивительно, что влияние натурализма испытали многие крупные драматурги-реалисты: Ибсен ("Привидения"), Горький ("На дне"), Л. Толстой ("Власть тьмы"), Г. Гауптман ("Ткачи") и т.д. Естественно, что и в самом театре натурализм значительно повлиял на формирование режиссуры как средства создания всякий раз особой среды обитания и действия. (Режиссёры А. Антуан во Франции и О. Брамм в Германии).

Художественно-изобразительной системой, которая не копировала, а воспроизводила действительность в соответствии с определенным спонтанно возникшим впечатлением стал импрессионизм. Импрессионизм, сформировавшийся во Франции в конце 60-х - начале 70 гг., стремился запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости. Название произошло от картины К. Моне "Впечатление".(1867 г.) и объединяло группу независимых художников, оппозиционных официальной академической школе: Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и др. Импрессионисты были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. И они доказали это своим творчеством. Импрессионизм - это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. Импрессионизм - это прежде всего индивидуальные искания. Импрессионистов упрекали в субъективном и непонятном для остальных взгляде на мир. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные оптические законы. Состояние атмосферы, воздух -единственный реальный сюжет картины. Дождь, ветер, интенсивность солнечного освещения - всё это неузнаваемо изменяет объект изображения и впечатление меняется. Именно эту изменчивость и стремились зафиксировать импрессионисты. Импрессионистический метод можно увидеть в творчестве прекрасных русских художников В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля.

Художники, которых обычно называют постимпрессионистами ("те, кто пришел после"), - Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген,-не были объединены общим методом, ни общей программой. Каждый их них - яркая индивидуальность. Постимпрессионизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой использования цвета, новыми приёмами построения пространства и объёма.

Импрессионизм в скульптуре получил блестящее воплощение в творчестве О. Родена (1840-1917), самого значительного скульптора конца XIX века. Наиболее известны его произведения: "Мыслитель", "Адам", "Ева", "Вечная весна", "Поцелуй". Все они создавались скульптором для единого скульптурного комплекса "Врата ада", который так и не был завершён. В скульптурной группе "Граждане Кале" Роден воплотил темы человеческого героизма и стойкости. С импрессионизмом его сближают поиски движения, стремление к "размыванию" объемов, пристрастие к фрагментам, (принцип, использовавшийся в живописи Моне и Дега); Его эмоционально-психологическое искусство оказало большое влияние на все последующее развитие пластики, породив как последователей, так и ярых противников.

Импрессионизм как творческое направление был близок музыке. Для композиторов-импрессионистов - К. Дебюсси и М. Равеля- характерны поиски новых выразительных средств, создающих неповторимое впечатление, новых тембро-красок, необычных комбинаций инструментов.

Ещё одним значительным идейно-художественным направлением конца XIX века стал символизм. Для символизма характерно использование в качестве выразительного средства разнообразных символов. Сформировался символизм во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом (1886) символисты объявили себя певцами "заката", "упадка", "гибели", художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, "видимость" символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении сущности, которую можно постичь с помощью поэтической интуиции, а не логики. Художники-символисты противостояли реализму и импрессионизму, и стремились выразить настроение и идеи через символику цвета, линии и формы. Сюжеты их произведений были как правило мифологическими, мистическими или фантистическими. В некоторых произведениях к символизму близок великий русский художник М. Врубель. ("Демон лежащий", "Демон сидящий", "Царевна лебедь", "Пан").

Поэты-символисты использовали слова в их символическом, переносном значении, создавая систему образов-символов. Главой французского символизма стал поэт С. Малларме (1842-1898), однако высшей точкой этого течения является творчество поэтов П. Верлена (1844-1896) и А. Рембо (1854-1891). Рембо пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом "Цветном сонете", подыскивая цветовые эквиваленты гласных (А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый). Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Европейский символизм выдвинул несколько значительных художников. Среди них швейцарский живописец А. Бёклин, ("Остров мёртвых", "Три грации"), бельгийский поэт и драматург М. Метерлинк, автор пьесы "Синяя птица", впервые поставленной в начале века на сцене Московского Художественного театра К. С. Станиславским, австрийский драматург Гуго фон Гофмансталь. Близок к символистам поэт Р. М. Рильке (1875-1926) - один из величайших лириков Австрии. В лучшей книге Рильке "Часослов" символическая недоговоренность сменяется гениальными прозрениями близящейся мировой катастрофы, краха культуры.

В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где его самым значительным представителем был О. Уайльд (1854-1900). Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик и обличитель индивидуализма. (Роман "Портрет Дориана Грея", пьеса "Саломея").

Очень интересно и разнообразно проявляются символистические традиции в русской культуре рубежа веков. Такого количества гениальных представителей эстетики символизма не дала миру ни одна культура. Это творчествто Д. Мережковского, З. Гиппиус и Ф. Сологуба. Это А. Блок, И. Аненнский, А. Белый, М. Кузмин, К. Бальмонт, И. Северянин, В. Брюсов. Девизом своим они считали тютчевскую строку "мысль изреченная есть ложь", и только интуитивно воссоздаваемые образы отражают истину о человеческой душе. Поэтов-символистов объединяло общее миропонимание и видение задач поэтического языка. Наряду с требованиями "чистого", "свободного" искусства символисты превозносили индивидуализм, воспевали таинственный мир подсознания. "Мне нужно то, чего нет на свете", -писала Зинаида Гиппиус. "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты", - утверждал Брюсов. Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения "одними звуками, одними образами, одними рифмами" (Брюсов). Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.

Русскую культуру середины XIX века принято называть "золотым веком" русской культуры. В литературе, философии, изобразительном искусстве, музыке, театре были одновременно достигнуты поразительные вершины, причем музыка и литература часто находятся во взаимодействии. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской музыкальной классической школы сочиняет оперу по пушкинской поэме "Руслан и Людмила". Пушкинские произведения легли в основу опер А. С. Даргомыжского "Русалка" и "Каменный гость", М.П. Мусоргского "Борис Годунов". "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" стали шедеврами П. И.Чайковского. "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о золотом петушке" послужили основой одноименных опер Н. А. Римского-Корсакова. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Н. Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") П. Чайковского и т.д. Выдающаяся опера "Князь Игорь" А. Бородина сочинена на основе шедевра древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" и т.д. Русские композиторы создали ярчайшие образцы симфонической музыки: симфонии, концерты, увертюры и симфонические поэмы П. Чайковского, Богатырская симфония А. Бородина, сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки", произведения С. Танеева, А. Скрябина, С. Рахманинова и др. Тот же процесс характерен и для живописи, когда лучшие художники стремились создать портреты своих великих современников. В. Перов пишет портреты Достоевского, Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина; И. Крамской - портреты Л. Толстого, Некрасова, Третьякова; И. Репин - портреты Тургенева, Л. Толстого, Мусоргского, Н. Ге - А. Герцена и Л. Тлстого и т.д.

Одно из первых архитектурных направлений рубежа XIX-XX вв. - модерн. (Ар Нуво - в Бельгии, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии и т. д.), художественный стиль, использовавший наиболее интересные приёмы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерно выявление функционально-конструктивной основы здания, разрушение канонов ордерной эклектики, вообще отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей "ковкости" (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это несомненно привело к новому образу зданий, таких, как доходные дома, богатые особняки, банки, театры, вокзалы. Но для модерна характерна и склонность к иррационализму (например, в творчестве знаменитого испанского архитектора А. Гауди - собор Ла Саграда Фамилиа, 1883-1926, Барселона).

Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. Радикально изменился облик русских городов: особняки и доходные дома в стиле модерн, деловые и торговые сооружения сообщили совершенно новый характер историческим центрам городов, сложившимся в XIX веке, придав им новый масштаб и цветовое решение. Стремление стиля модерн к максимальной индивидуализации архитектурного образа проявилось в широчайшем диапазоне архитектурных и декоративных решений. При этом стремление к синтезу искусств, присущее модерну, необычайно расширило выразительность архитектуры. Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных типов архитектуры "нового стиля" был доходный дом, то в Москве, по традиции, ведущим остался частный особняк, претерпевший в эпоху модерна серьезную трансформацию. Это можно увидеть на примере лучших творений Ф. Шехтеля - особняк С. Рябушинского (ныне дом-музей А.М. Горького), особняк З. Морозовой (ныне - Приёмная МИД России), особняк А. И. Дорожинской. Большой интерес представляют также и другие проекты этого замечательного архитектора: здание Ярославского вокзала, фасад и внутренне убранство здания Художественного театра, здание скоропечатни А. Левенсона и др.

В истории русской культуры период конца XIX - начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры. Интереснейшее явление этого периода художественное объединение "Мир искусства", созданное в один год с Московским Художественным театром - в 1898. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования "Мира искусства" имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых "Русских сезонов". Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка "Два века русской живописи и скульптуры", которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания "Мира искусства", а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. западной критикой и настоящий триумф русского искусства.

 

Лекция 12. Основные направления в художественной культуре начала XX века.

Кинематография - новый вид искусства, ставший лицом XX века, рождением своим целиком обязана техническому прогрессу, совершенствованию фотохимии, оптики и механики. В 1894 году братья Луи и Огюст Люмьеры, заинтересовавшись изобретенным Томасом А. Эдисоном "синетоскопом", создали свою установку для демонстрации световой проекции движущихся фигур, которая был назван "синематографом". В 1895 году они организовали платный сеанс просмотра первого отснятого 2-х минутного документального фильма на большом экране в специальном зале, добившись эффекта многократного усиления зрительских эмоций. В результате аттракцион превратился в вид художественного творчества. Далее последовали игровой фильм "Политый поливальщик" и документальный "Прибытие поезда". Таким образом, было намечено два направления в последующем развитии кинематографа как вида искусства. На протяжении трех лет существования студия Люмьеров выпустила около1500 фильмов, среди которых были и игровые сценки на исторические и литературные сюжеты: "Фауст и Маргарита", "Синяя борода" и др. Изобретение Люмьеров мгновенно распространилось по всему миру, и в результате нарастающей конкуренции они были вынуждены закрыть студию и ограничиться лишь выпуском аппаратуры и плёнки. В 1902 Ж. Мельес во Франции снял фантастический фильм "Путешествие на Луну", а в 1903 Эдвин Портер полное драматизма "Великое ограбление поезда". В 1907 году начинается история русского киноискусства. Режиссёры А. О. Дранков и А. А. Ханжонков создают первые документальные и трюковые, а в 1908 году - первый игровой фильм "Степан Разин". В 1912 году появляется мультипликация. Американский кинорежиссер Д. Гриффит совершил революцию в технике кино, разработав крупный план, ретроспекцию, съемку "из затемнения" и "в затемнение". В 1915 он поставил первый исторический фильм "Рождение нации". В начале имена исполнителей не играли роли. Первой в кинематографе обрела имя М. Пикфорд. Зрителям она так понравилась, что они захотели узнать, кто она такая. Первая мировая война помешала развитию кинематографа в Европе, но Голливуд продолжал процветать в 1920-е годы создав таких звезд, как Р. Валентино, Д. Фэрбенкс, Л. Гиш, Г. Свенсон, Г. Гарбо, комики Чарли Чаплин, Бестер Китон, Гарольд Ллойд. В России еще в довоенный период прославились актёры Вера Холодная и Н. Мазжухин. В конце 1920-х появляется звуковое кино, а в 30-е - фильмы, снятые в цвете. Крупнейшим режиссёром раннего этапа существования мирового кинематографа был русский кинорежиссёр и теоретик С. Эйзенштейн. Снятые им фильмы "Стачка" и "Броненосец Потёмкин" (1925), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1946) вошли в сокровищницу мирового киноискусства.

Под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы явился конструктивизм (функционализм), архитектурное направление, сложившееся в 10-е - 20-е гг., обосновывающее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрических, нарочито упрощённых форм. Основоположником направления считается немецкий архитектор В. А. Гроппиус (1883-1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Веймаре. Распространению традиций конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье (1887-1965), один из крупнейших архитекторов XX в., внесший принципиально важные как функциональные, так и формально-эстетические решения, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

В 20-30-е годы сложились две противоположные теории строительства - урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в 1922 году представил диораму "Современный город на 3 млн. жителей", а в 1925 г. - проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий.

Дезурбанисты шли от теории Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. в ставшей всемирно известной книге "Завтра", - от его идеи строительства небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана, с не подлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.

Советский архитектор К. Мельников (1890-1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор теории конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода "Каучук" в Москве (1927-28) относятся к числу шедевров архитектуры ХХ века. По типу клуба им Русакова Дж. Стирлинг построил один из корпусов Лестерского университета в США.

При всех сложных переплетениях разных художественных направлений в искусстве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству ещё времен Античности. С начала ХХ века начинается период авангардизма или модернизма, под которым подразумевается совокупность художественных направлений в культуре 1-ой трети ХХ столетия, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее художественные традиции. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные, истолковательные функции искусства. В этой дегуманизации искусства - и его уязвимость. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом. Отсюда совершенно закономерный приход, например, к искусству поп-арта. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных средств и материалов, ибо важным условием успеха является способность создать нечто совершенно новое и невиданное.

В 1905 г. на выставке в Париже художники А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. Ван Донген и несколько других экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов и упрощенность форм критика назвала произведениями "диких", или фовистов. А все направление получило название "фовизм", направление в живописи, абсолютизирующее яркие цветовые сочетания и динамичность рисунка. Фовизм принято считать певым авангардистским направлением в истории культуры. Самым талантливым из фовистов был несомненно А. Матисс (1869-1954). В поисках повышенной интенсивности, яркости и силы цвета пришел к упрощенности и плоскостности форм, отказался от сюжетной повествовательности. Его не интересует передача освещения, в его полотнах почти нет объема, пространство лишь намечено. Композиция строится на контрасте цветов. (Панно "Танец" и "Музыка" (1910), "Красная гостиная", "Мастерская художника" и др.).

Почти одновременно с фовизмом появилось одно из наиболее самобытных течений модернизма - кубизм, передающее все многообразие мира через простейшие геометрические формы. Создателями течения были испанец по происхождению П. Пикассо (1881 - 1973) и француз Ж. Брак (1882- 1963). Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура. Имело значение также творчество постимпрессиониста П. Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их творчество в насмешку называли "искусством кубиков". Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и беспокойно угловатым. Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, он должен сам творить новую реальность, которая подчиняется особым законам - не жизни, а искусства. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части, а затем укладывали эти части в другом порядке. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу и анфас и в профиль. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т. п. Такого рода произведения получили название коллажей (от французского слова "соllage", означающего "наклеивание").

Кубизм в общественном смысле может показаться бесплодным. Но к кубистам принадлежали художники самых прогрессивных общественных взглядов, такие, как Пикассо и Ф. Леже. Используя приемы кубизма, Пикассо создал такие глубокие произведения, как парные картины "Война" и "Мир" и огромное полотно "Герника", которое изображает этот город во время бомбежки. Пикассо был связан не только с кубизмом. Он трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве нашего века.

Другим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства - его отражение. Уже Ван Гог, а затем фовисты и некоторые другие мастера той эпохи стремились к самовыраению, но название "экспрессионизм" употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее чистое воплощение. Немецкий экспрессионизм может произвести на некоторых зрителей угнетающее впечатление. Он зародился в начале XX в., тогда, когда во Франции сформировались фовизм и кубизм. Но в отличие от фовистов, немецкие экспрессионисты не стремились к красоте. Картина для экспрессионистов была лишь средством поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить сопереживать и действовать. Их не удовлетворяли существующие порядки, но выхода из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособность увидеть в мире что-либо иное кроме зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как "Мост" и "Синий всадник". Они выпускали художественный журнал "Буря". Среди них были художники, поэты, критики, журналисты, в том числе и иностранцы. Одним из идеологов "Синего всадника" был В. Кандинский. Среди наиболее известных художников-экспрессионистов были немцы Э. Нольде, австриец О. Кокошка, норвежец Э. Мунк. Войну с ее ужасами, ранеными, калеками, нищими, а также притоны большого города мастерсски изображал О. Дикс (1891 - 1969). Крупными представителями экспрессионизма были немецкие драматурги Г. Кайзер и Э. Толлер, а также американский писатель и драматург Т. Уайльдер.

Долгая жизнь была суждена еще одному направлению авангардизма сюрреализму, в основе которого лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла - все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большей мере было связано с распространенной в начале XX века в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Соответственно некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника так, чтобы произведение возникало как бы само собой, без контроля разума.

В 1919 году группа дадистов, представителей еще одного авангардистского течения, во главе с поэтом и теоретиком Андре Бретоном начала выпускать журнал "Сюрреалистическая революция". Постепенно из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр. С сюрреализмом часто связывают имя художника из Витебска М. Шагала (1887- 1985). Ещё в России он писал парящих в воздухе влюбленных. В Париже воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия "потерянного поколения", чья молодость совпала с первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма А. Бергсона и на философии австрийского психиатра З. Фрейда с его учением о психоанализе, с культом "бессознательного".

Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов каталонца С. Дали (1904 - 1989). Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющим его фантазии, разыгрывающиеся в плоских пустынных ландшафтах. Среди знаменитых мотивов Дали - огромные карманные часы из какого-то мягкого материала, свисающие с ветки дерева, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких, как проволока, ногах. В картине "Предчувствие гражданской войны" изображена ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Всё это размещается на фоне безжизненного, мертвого, типично сюрреалистического пейзажа. Крупными представителями сюрреализма были также художники И. Танги и Х. Миро.

Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. Подобные явления можно найти и в прошлом. Особенно много сюрреалистических черт было у Босха и Гойи, - но и они ведь работали во времена войн и народных бедствий.

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в современном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее - людей, предметы, пейзажи, события, только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника. Нередко употребляется также название "беспредметное искусство". "Отцом абстракционизма" считают русского художника В. Кандинского (1866- 1944). В 1910г. он написал первые акварели, состоявшие из одних только цветных пятен и не изображавшие никаких реальных предметов. Кандинский был также первым, кто излагал теорию абстракционизма в своих сочинениях. Некоторые ответвления абстракционизма возникли в России; различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах К. Малевич (1878-1935), называя свой творческий метод суприматизмом. Знаменитые образцы живописи Малевича - его "Черный квадрат на белом фоне" и "Белый квадрат на белом фоне", "Красный квадрат". К числу основателей абстракционизм, принадлежит также голландец П. Мондриан. Он разделял плоскость картины вертикальными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники, из них некоторые он окрашивал в белый цвет другие - в красный, синий, желтый.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.