Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психического развития




Кризис 7 лет Кризис 13 лет Кризис 17 лет

Школьный возраст ---> Пубертатный возраст --->

(8 лет – 12 лет) (14 лет – 18 лет)

 

8. Движущие силы (причины и источники), направления и механизмы психического развития.

 

 

Сензитивные периоды – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

Выготский считал, что сензитивные периоды – не биологическая характеристика возраста, а особенность сотрудничества ребенка с взрослым. В сензитивный период определенные условия только тогда могут оказать влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Например, жесткая опека, положительно сказывающаяся в обучении младших школьников, будет иметь обратное влияние в подростковом возрасте. Таким образом, незавершенность процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношение к определенным условиям.

Бодалев отмечал, что именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Если не будут использованы сензитивные возможности того или иного возраста, то не сложившееся на этом этапе образования позднее сформировать будет труднее. Сензитивные периоды есть и в поздних возрастах.

Основные сензитивные периоды:

> Сензитивный период развития речи - от рождения до 6 лет, пик приходится на кризисный возраст от 3 до 4 лет.

> Сензитивный период восприятия порядка - от 0 до 3-х лет, пик - в среднем около 2-2,5 лет.

> Период сенсорного развития (или развития всех органов чувств) от рождения до 5,5 лет. Большое значение на протяжении всего периода имеет тpениpовка всех органов чувств.

> Сензитивный период восприятия мелких предметов - от 1,5 до 2,5 лет, именно тогда ребенок охотно манипулирует пуговицами, горошинами и т.п.

> Пеpиод развития движений и действий - от 1 года до 4-х лет. В этом возрасте ребенок может освоить все основные движения, которые доступны человеку вообще.

> Сензитивный пеpиод развития социальных навыков - от 2,5 до 6 лет ребенок активно интересуется всеми формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой вне пределов дома, семьи.

 

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправлено, необратимо: нельзя вернуться из дошкольного возраста в раннее детство. Однако необратимость не означает невозможность переделки, неизменность происшедших изменений. Образовавшиеся в дошкольном возрасте негативные черты можно изменить в младшем школьном возрасте, однако сделать это невероятно трудно.

 

Преемственность психического развития означает, что все последующие фазы развития связаны с предыдущими, старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются, входя в состав новых. При этом в первоначальном виде они отмирают. Ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Такое тормозное влияние новых структур на старые играет огромную роль в процессе развития. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты, развитие задерживается.

Преемственность развития выражена Выготским через закон динамических возрастов: силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию самой основы развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей или высшей возрастной ступени.

Преемственность также поддерживается ходом возникновения новообразований на базе изменения предыдущих: центральные линии развития в одном возрасте становятся побочными линиями развития в следующем и обратно – побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными, так как меняется их значение и вес в общем процессе развития.

 

Индивидуализация возрастного развития. Развитие всегда протекает индивидуально, что может проявляться в:

- сроках наступления сензитивности к отдельным воздействиям

- вариантах сочетания индивида, субъекта деятельности и личности

- соотношении ориентировочной, исполнительской и контрольной фазы деятельности и общения.

- индивидуальных вариантах сочетания социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований

- мразнообразии динамических особенностей, вызванных различием типа нервной сис-мы, темпераментом и т.д.

Эти различия вызваны:

- природными предпосылками и генетической программой

- опытом предыдущих видов д-ти и общения

- индивидуальной сензитивностью и восприимчивостью к воздействиям

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 3003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.