Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интериоризация




Направление психического развития.

1. С каждым шагом развития психические процессы, свойства, состояния, качества становятся всё более осознанными – осознание психического.

2. С каждым шагом развития человек становится всё более и более личностью, то есть он осваивает и присваивает общественные отношения – социализация.

3. С каждым шагом развития человек усваивает все большее количество способов жизнедеятельности, превращая их в свои способности – это индивидуализация.

 

Механизмы развития:

Гипотезу об интериоризации выдвинул Л.С. Выготский. У человека поведение опосредовано знаком – орудием. Знак принципиально отличается от сигнала, образа, тем, что не имеет естественного отношения к самому предмету. Знаки, их связи находятся в культуре, а их употребление – в социуме. Интериоризация – это переход знака в свойство поведения. Человек осваивает способ, присваивает опыт и усваивает умения.

Гипотезу об интериоризации доказал П.Я. Гальперин, проводя исследования по теории поэтапного формирования умственных действий с заданными свойствами.

Этапы освоения умственного действия:

I. Представление перед лицом учащегося развернутой структуры способа действия – ориентировочной основы действия (ООД). Критерии освоения ООД: 1) полнота ООД, 2) обобщение действия на другие условия, на другом материале, 3) степень усвоения, автоматизации.

Вырабатывается 3 типа ориентировки: репродуктивная, по объяснённому образцу, самостоятельная. Репродуктивная ориентировка неполная, без переноса, действие единично, обобщения не происходит. Ориентировка по объяснённому образцу: ориентировка полная, учитель даёт образец действия и осуществляет ориентирование; происходит частичный перенос; умственное действие может быть доведено до автоматизма, но в узких границах, так как при изменении условий действие не выполняется. Самостоятельная ориентировка: ориентировка полная, происходит широкий перенос на весь класс заданий этого типа.

II. Формирование мотива учения – сознательного желания решить задачу и освоить способ.

III. Совершение действий в плане естественных условий.

IV. Действие в плане громкой речи.

V. Действие в плане внешней беззвучной речи.

VI. Действие постепенно переходит в план внутренней речи – действие становится усвоенным навыком.

2. интернализация – присвоение содержания культуры.

И.С. Кон: «Социология личности», Эрик Берн «Транзактный анализ».

Присвоение социальных ролей. Социальная роль – нормативный регулянт поведения.

3. сознательное овладение поведением за счет овладения языком – рефлексивное поведение.

 

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Рез­кие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии из­вестны пять кризисных периодов, по Л.С. Выготскому. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года — от младен­чества к раннему детству. Кризис 3 лет — это переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным воз­растом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом разви­тия при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность — возмужалость, половая зрелость). При этом общая схема некоторого чередования относительно ста­бильных и переломных моментов процесса развития остается постоянной. Здесь необходимо также обратить внимание на то, что кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка, например с его переходом от дошкольного к школь­ному детству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.