Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аномалии и отклонения в развитии личности – акцентуации и психопатии




Аномалии и отклонения в развитии.

Ведущий тип деятельности – межличностное общение.

 

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не видит в личности лишь точку приложения внешних сил. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него.

В развитии бывают отклонения и аномалии.

Отклонения - это как опрежения, так и отставания развития, не нарушающие нормы здоровья. Отклонения в развитии могут быть ввиде акцентуаций (но не в клиническом смысле) и индивидуальных особенностей. Отклонения могут быть умтсвенные, личностные и т.д.

 

Аномалии - патологические отклонения от нормы здоровья, телесного или психического.

 

Психопатия (от греч. ψυχή, psyche — душа и πάθος, pathos — болезнь) — стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние. Для психопатии характерны:

* Выраженность патологических особенностей характера

* Тотальность психопатических особенностей человека

* Стабильность психических особенностей человека

Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации. Следует иметь в виду, что поведение при психопатии может вызвать целый ряд поражающих факторов и заболеваний, начиная от внутриутробных повреждений мозга и кончая шизофренией.

Такие состояния принято называть психопатоподобные. Любой повреждающий фактор, действующий на центральную нервную систему, может в том или ином проценте случаев приводить к психопатоподобному поведению. Следует так же заметить, что сам термин «психопатия» устарел и в психиатрии, как и в патопсихологии используется термин — «расстройство личности», что больше соответствует психическому состоянию, о котором идет речь.

Психопатия — это наследственно обусловленный признак человека, который в течение жизни не имеет динамики. Другое радикальное отличие психопатии от заболевания — это критерий постановки этого диагноза. В отличие от заболевания, при определении которого главным критерием выступает биологический, главным критерием (признаком) психопатии является социальный феномен (изменённый характер приводит к дезадаптивному в данном обществе поведению).

Классификация психопатий: Возбудимые, Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга), Психастеники, Истеричные, Эпилептоидные, Паранойяльные, Шизоидные (патологически замкнутые) психопаты, Неустойчивые личности. Наиболее известные классификации психопатий принадлежат Ганнушкину и Личко.

Степени выраженности психопатий. Умеренная — компенсаторные механизмы достаточно выражены и могут быть продолжительными, срывы могут быть пропорциональны психической травме, декомпенсация, заострение психопатических черт характера и поведения. Выраженная — компенсаторные возможности нестойки, декомпенсация — от незначительных поводов психические травмы, трудные жизненные ситуации, неполная и нестойкая социальная адаптация.Тяжёлая — компенсаторные механизмы выражены слабо, непродолжительны, высокая декомпенсация, могут достигать уровня психозов.

 

Акцентуации. При акцентуации обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии. Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера». Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.

Отличия акцентуации от психопатии:

  1. Акцентуации проявляются не всегда и не везде.
  2. Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.
  3. В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.

20. Развитие эмоционально-аффективной сферы. Значение первичных и вторичных конфликтов в детском развитии.

 

Новорожденный раньше всего переживает отрицательные эмоции, которые проявляются плачем и криком в ответ на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды: холод, спазмы пустого желудка, вздутие кишечника.

 

А вот Тюков, по таинственной для всех причине, не раз утверждал, что новорождённый до 6-7 месяцев испытывает только положительные эмоции от общения и заботы матери.

 

Первая ведущая деятельность – общение с ближайшими родственниками и близкими. Таким образом, развивается аффективно-эмоциональная сфера.

До 6 месяцев дети не испытывают отрицательных эмоций. Далее происходит расширение спектра эмоциональных переживаний. После полугода эмоции начинают дифференцироваться по модальности и интенсивности. Всё богатство эмоций развивается к началу подросткового возраста. Однако всё зависит от личностного типа. Таким образом, выделяется закономерность расширения, дифференциации эмоций.

Далее эмоции развиваются через деятельность, переживание собственной деятельности. Эмоции связаны с регуляцией собственной деятельности.

Далее эмоции развиваются через игру, развитие отношений с другими людьми и воспитателями. Ребенок-дошкольник также либо любит себя, либо не любит – таким образом формируется самооценка, то есть отношение к себе.

У подростков уже богатое представление об эмоциях. Человек рождается с абсолютными способностями, которые потом сужаются и вкладываются в русло конкретного развития.

Личность к юношескому возрасту – это уже динамическая структура черт. Человек приобретает личностный профиль черт. Развивается самосознание.

 

Выражение лица, похожее на улыбку, можно заметить у ребенка с первых дней жизни, но эта улыбка рефлекторная. Лишь через несколько недель улыбка начинает возникать на различные события внешнего мира, но она еще не дифференцирована и возникает на самые различные стимулы. Затем, примерно в 2,5 месяца, появляется социальная улыбка, т.е. — улыбка, обращенная к другому человеческому лицу, обычно к матери. С этого времени ребенок уже требует социальных контактов. В возрасте 3-4 месяцев при встрече с взрослыми улыбка сопровождается общей двигательной реакцией — "комплексом оживления".

Следует отметить, что у маленьких детей любая эмоция очень широко иррадиирует (распространяется), так как центральная нервная система является еще незрелой. В период от 6 до 15 месяцев происходит активное отложение миелина во всех важнейших нервных трактах. Миелин для нервных волокон часто сравнивают с изоляцией для электропроводов — он облегчает целенаправленную передачу импульсов. Поэтому нарушение режима (например, запоздавшее кормление) или необычно строгий тон голоса вызывают иногда неожиданную для родителей бурную эмоциональную реакцию ребенка. Даже дети среднего дошкольного возраста отвечают общим нарушением обычного поведения на эмоционально значимое для них воздействие. После праздника или в его ожидании они капризничают, отказываются от еды, долго не засыпают. Общая лабильность нервной деятельности ребенка выражается также в том, что переживаемые эмоции обычно кратковременны и быстро затухают: ребенок может легко заплакать, но его так же легко можно отвлечь и вызвать улыбку.

К концу первого года отношения ребенка с окружающим миром становятся более избирательными. На новое, яркое и необычное явление ребенок начинает показывать эмоциональную реакцию удивления. Он уверенно узнает знакомые лица, появляется страх и неудовольствие при приближении незнакомца или отделении от матери. Последние два типа поведения обычно прекращаются к двухлетнему возрасту.

Возраст около двух лет считается важным переломным этапом интеллектуального развития ребенка. Неудовольствие при отделении от матери кончается именно потому, что наступает новый этап в развитии познания — устанавливается то, что в психологии называется постоянством объекта. Ребенок начинает понимать, что предметы и люди продолжают существовать и тогда, когда он не может их увидеть, услышать или потрогать.

Дошкольное детство. Чувство удивления, которое возникает еще у годовалого ребенка, постепенно сменяется любознательностью. На основе врожденного страха младенца (например, при громких звуках или потере опоры) к 3-5 годам формируется стыд, который "надстраивается" над ним, являясь социальной формой этой эмоции — страхом осуждения. Гнев в младенчестве возникает лишь при ограничении свободы движений, но в 2-3 года у ребенка уже развивается ревность и зависть — социальные формы гнева. Удовольствие вначале пробуждается контактно — убаюкиванием, поглаживанием, а в дальнейшем на его основе развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Таким образом, эти и все другие сложные эмоции и чувства развиваются всегда на основе простых эмоций под влиянием социального научения.

Личность неизбежно сталкивается с конфликтами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.