КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведущий тип деятельности – близкое эмоциональное общение с матерью
Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: в процессе онтогенитического развития в первые годы жизни формируется чувственно-двигательное единство, затем оно распадается и возникает потребность формирования чувственно-двигательного единства на новом осознанном уровне, что и происходит в случаях позитивного развития. 16. Понятие сензитивных периодов в развитии ребёнка.
Сензитивные периоды – это такие определенные периоды телесного созревания и психологического развития, в которые могут быть выделены функциональные системы, наиболее чувствительные к педагогическим воздействиям, которые понимаются в самом широком смысле, т.е. социальным воздействиям. Сензитивные периоды определяются определенными возрастными нормами. С другой стороны, они могут формироваться на основе предыдущего развития (обучения). Проблема этих периодов – это проблема диагностики особенностей возрастного развития и индивидуальных способностей. Сензитивные периоды – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Выготский считал, что сензитивные периоды – не биологическая характеристика возраста, а особенность сотрудничества ребенка с взрослым. В сензитивный период определенные условия только тогда могут оказать влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Например, жесткая опека, положительно сказывающаяся в обучении младших школьников, будет иметь обратное влияние в подростковом возрасте. Таким образом, незавершенность процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношение к определенным условиям. Бодалев отмечал, что именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Если не будут использованы сензитивные возможности того или иного возраста, то не сложившееся на этом этапе образования позднее сформировать будет труднее. Всякий пропущенный период приводит к недоразвитию способностей и педагогической запущенности. Сензитивные периоды создают потенциал для развития и увеличивают обучаемость человека.
Основные сензитивные периоды: > Сензитивный период развития речи - от рождения до 6 лет, пик приходится на кризисный возраст от 3 до 4 лет. > Сензитивный период восприятия порядка - от 0 до 3-х лет, пик - в среднем около 2-2,5 лет. > Период сенсорного развития (или развития всех органов чувств) от рождения до 5,5 лет. Большое значение на протяжении всего периода имеет тpениpовка всех органов чувств. > Сензитивный период восприятия мелких предметов - от 1,5 до 2,5 лет, именно тогда ребенок охотно манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. > Пеpиод развития движений и действий - от 1 года до 4-х лет. В этом возрасте ребенок может освоить все основные движения, которые доступны человеку вообще. > Сензитивный пеpиод развития социальных навыков - от 2,5 до 6 лет ребенок активно интересуется всеми формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой вне пределов дома, семьи. 17. Психогенетические факторы формирования индивидуальности в онтогенезе.
Взаимосвязь между генотипом и фенотипом в онтогенезе. Генотип – это программа развития, обусловленная историей развития вида. Фенотип можно определить как результат реализации генотипа в ходе онтогенеза при определенных условиях внешней среды, для которого характерна система признаков и свойств организма.
Тип нервной системы можно рассматривать как интегративный показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности психических функций. Психогенетическая концепция индивидуальности (И.В. Равич-Щербо) при исследовании происхождения индивидуальных психологических особенностей человека выясняет роль генотипа и среды в их формировании. Утверждается, что в онтогенезе происходит смена механизмов, которыми реализуются психические функции индивида, а также смена элементарных форм, господствовавших на ранних его этапах, социальными формами, опосредствованными общением и деятельностью ребенка. При этом делается вывод, что с возрастанием значения специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов сокращается доля генетической изменчивости в развитии индивидуальных по своему происхождению факторов. Являющаяся прямым продолжением нейрофизиологической концепции факторов индивидуально-психологических различий (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов), рассматриваемая концепция по всем позициям противостоит теориям, отводящим наследственности роль фатального фактора (Айзенк, Дженсен и др.).
В развитии генотип выполняет двоякую функцию: он типизирует развитие и индивидуализирует его. Каждый человек с момента зарождения отличается выраженной индивидуальностью, которая проявляется на всех уровнях организации. Фенотип любого психологического признака может являться результатом и уникальной генетической конституции, и уникального жизненного опыта ребенка.
Для выяснения роли психогенетических факторов в развитии индивидуальности используют близнецовый метод. Близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. Так как наследственный материал однояйцевых близнецов одинаков, то различия, которые возникают у них, зависят от влияния среды на экспрессию генов.
Мерлин. Концепция интегральнгой индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Свойства каждого иерархического. уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохиммческого, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт. Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности. В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности. Во-вторых, индивид, черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов. Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.
18. Ребёнок и взрослый в процессах образования. Педагогическое сотрудничество. Существуют следующие стили обучения и воспитания: авторитарный, попустительский, демократический. Под демократическим стилем подразумевается педагогическое сотрудничество учащегося и педагога.
Весь процесс воспитания можно охарактеризовать как взаимодействие его участников. Не только воспитатель воздействует на воспитуемых, но и они воздействуют на воспитателя. Так в процессе совместной деятельности педагог и учащиеся вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативный, так и личностный контакты. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельных индивидов со всей системой совместных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность. Совместная деятельность педагога и учащегося включает в себя ряд специфических процессов и факторов, важнейшим из которых является сотрудничество - взаимодействие. Динамику общения существенно определяют межличностные отношения, сложившиеся между участниками совместной деятельности, их характер и уровень развития, и индивидуально-психологические особенности, совместно действующих индивидов. Сотрудничество, поскольку оно принимает разделение функций, оказывает существенное влияние на специализацию способностей разных участников. При успешном сотрудничестве каждый должен доверять друг другу, полагаться друг на друга при выполнении совместных действий, когда оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей. Важный показатель - включенность всех участников процесса.
Основные фазы модели организации педагогмческого сотрудничества - образование тождественного представления о цели - планирование цели - выполнение конкретных действий и операций - фаза формирования - установка цели, общение, согласованность - фаза планирования – планирование, договор, деятельность - фаза выполнения - начало выбора начального содержания
В процессе сотрудничества от педагога требуется учет индивидуальных особенностей учащегося: Тип нервной системы, Коммуникативность, Эмоциональность, Управление восприятием нового материала, Умение преодолеть плохое настроение, Уверенность в своих знаниях, умениях, Умение импровизировать, Отношение учащихся к предмету, Темп работы, Сформированность ЗУН, Отношение к разным видам учебной деятельности. 19. Развитие личности ребёнка. Аномалии и отклонения в развитии детской личности.
Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью.
Итак, первая фаза становления личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением человека к максимальной персонализации. Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т. д.
Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Можно сказать и так: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, имеющие для него значение на разных возрастных ступенях. Наиболее благоприятные условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована вторая модель развития личности - на этот раз возрастного развития, - в которой выделяются следующие этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный") "возраст (0-3); дошкольное и школьное детство (4-11); отрочество (12-15); юность (16-18).
В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. В результате складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. Ребенок с первых месяцев сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности усваивает тип отношений, которые в ней сложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.
Фазы развития личности в преддошкольном возрасте: первая - адаптация, выражающаяся в освоении простейших навыков, овладении языком при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих явлений; вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим: "моя мама", "я мамина", "мои игрушки", - и тем самым подчеркивание своих отличий от окружающих (особенно выражена в период кризиса трех лет); третья - интеграция, позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими, не только подчиняться требованиям взрослых, но и в какой-то мере добиваться, чтобы взрослые с ним считались (правда, для этого используется, к сожалению, чаще всего "управление" поведением взрослых с помощью ультимативных требований "дай", "хочу" и т. д.). Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило, протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, "под руководством" воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности. Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазы интеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |