Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неофрейдистские теории внутриличностных конфликтов




Закономерности развития личности в традиционной психологии.

Теории личности.

Личность формируется в процессе социализации.

Законы социализации:

1. Закон приоритета социального обучения над предметным в развитии общих способностей.

2. Закон соответствия уровней сруктур и предметов взаимодействия в процессах социализации. Нарушение этого закона ведет к синкретическим свойствам освоения общих способностей.

3. Закон последовательности освоения организационных форм взаимодействия.

Макиавелли. Человек обладает доблестью. Личность – это конкретный человек.

В психологической науке наиболее последовательно описал личность как конкретного человека Платонов в «Динамической структуре личности».

В личности выделяют 4 подсистемы:

- психологические свойства (темперамент)

- сенсорные познавательные системы

- межличностные отношения, аффективная и мотивационная сферы – характер.

- метапсихологическая система: ценности, направленность, нравственные отношения.

 

Теория личности Петровского.

В личности выделяются 3 подсистемы, сферы:

1) интрапсихологическая – темперамент

2) интерпсихологическая – характер

3) метапсихологическая

 

Леонтьев. Личность – это момент развития деятельности. Это вторичная, зависимая категория. Личность возникает с появлением иерархии мотивов.

 

Первая ведущая деятельность – общение с ближайшими родственниками и близкими. Таким образом, развивается аффективно-эмоциональная сфера.

До 6 месяцев дети не испытывают отрицательных эмоций. Далее происходит расширение спектра эмоциональных переживаний. Всё богатство эмоций развивается к началу подросткового возраста. Однако всё зависит от личностного типа. Таким образом, выделяется закономерность расширения, дифференциации эмоций.

Далее эмоции развиваются через деятельность, переживание собственной деятельности. Эмоции связаны с регуляцией собственной деятельности.

Далее эмоции развиваются через игру, развитие отношений с другими людьми и воспитателями. Ребенок-дошкольник также либо любит себя, либо не любит – таким образом формируется самооценка, то есть отношение к себе.

У подростков уже богатое представление об эмоциях. Человек рождается с абсолютными способностями, которые потом сужаются и вкладываются в русло конкретного развития.

Личность к юношескому возрасту – это уже динамическая структура черт. Человек приобретает личностный профиль черт. Развивается самосознание.

 

Личность неизбежно сталкивается с конфликтами.

1) первичные конфликты – врожденные конфликты: Эдипов комплекс, комплекс неполноценности, инцестовый, кастрационный комплексы и т.д. Первичные конфликты – это внутренние противоречия между сексуальность и переживанием возможного наказания за реализацию этой потребности. Такие комплексы развиваются до 5-7 лет.

2) латентные конфликты (вторичные) – формируются на предыдущем этапе развития. Это всегда конкретные переживания, ситуации, в которых конфликт не был разрешён. Похожая ситуация всегда будет вызывать аффективное развитие конфликта. Вторичными они называются, так как заложены не в самой ситуации, а в предшествовавшей ей.

3) внешние конфликты – эмоции при невозможности реализовать что-либо. Фрустрирующие ситуации

II раздел. Детская психология.

13. Исторические предпосылки возникновения детской психологии.

 

Предпосылки возникновения детской и возрастной психологии:

1.Достижения в эволюционной биологии, анатомии, физиологии. Внешние наблюдения за развитием человека.

2. Развитие педагогики.

4. Развитие медицины (детские болезни).

5. Развитие промышленности привело к эксплуатации детского труда.

6. Развитие экспериментальной психологии по всем направлениям.

7. Возникновение возрастной психодиагностики. 1905 и 1907 – возникновение тестов умственного развитие Бине и Симона.

Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго по появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. (Хотя строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи.). Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания, появились более демократические семьи.Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желаниепонять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Какое место занимает детская психология в свете других психологических знаний? И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что в психологию идеи генетического (от слова - генезис) исследования проникли очень давно. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Кофка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М.Бехтерев, Д. М.Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. Сравнение психологии развития и психологии детства. Однако, исследуя один и тот же объект - психическое развитие - генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы, "как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль" (И. М. Сеченов). Генетическая психология или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление - такова основная стратегия генетической психологии. Путь экспериментального формирования психических процессов впервые был намечен Л. С. Выготским. Задача подобного анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому, чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам".Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа - это возраст, или период развития.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.