Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические индексы. Экономические индексы - это относительные показатели, которые выражают соотношение величин какого-либо явления во времени пространстве и либо дает сравнение




Экономические индексы - это относительные показатели, которые выражают соотношение величин какого-либо явления во времени пространстве и либо дает сравнение фактических данных с любым эталоном. Эталоном может быть плановый показатель, нормативный показатель либо прогнозный показатель. Методология построения индексов предусматривает применение следующих условных обозначений:

i - индивидуальный индекс,

J - общий или сводный индекс,

q - объем производства в натуральных единицах измерения, цена за единицу продукции,

Z - себестоимость за единицу продукции,

t - затраты времени на производство единицы продукции,

W - выработка продукции в стоимостном выражении на 1 рабочего,

T - численность рабочих или общие затраты времени на производство продукции.

T=t*q p*q - стоимость продукции

Z*q - общие издержки производства.

Методология предусматривает следующие классификации индексов:

1) По степени охвата единиц. Индексы делятся на индивидуальные и общие.

2) По базе сравнения. В соответствии с данной классификацией, индексы делятся на динамические и территориальные. Динамические и территориальные индексы с применением цепного и базисного методов.

3) По виду весов. В зависимости от данной классификации индексы бывают с постоянными и переменными.

4) По форме построения индексы бывают агрегатные и средние. В зависимости от объема исследования индексы делятся на индексы постоянных показателей и индексы качественных показателей.

В зависимости от объекта исследования различают индексы цен, себестоимости, производительности труда, физического объема производства и т.д.

В зависимости от состава индексы подразделяют на индексы постоянного и переменного состава. По периоду исчисления индексы делятся на годовые, квартальные, месячные и недельные.

При применении индексного метода решаются следующие задачи:

1. измерение динамики социально-экономического явления,

2. измерение динамики средних экономических показателей,

3. измерение динамики показателей по разным регионам,

4. определение степени влияния изменения значений одних показателей на динамику других.

Это пересчет значений макроэкономических показателей из действительных цен в сопоставимые.

Основной классификацией индексов является деление индексов на общие и индивидуальные. Индивидуальные индексы получают в результате сравнения однотоварных явлений. Индивидуальные индексы - это относительные показатели динамики выполнения плана и сравнения.

ПРИМЕР:

Определить изменение стоимости яблок на рынке, если цена за килограмм в базисном периоде была 12 рублей, в отчетном периоде 15 рублей, объем продаж в базисном периоде 200 килограмм, в отчетном периоде 210- килограмм.

Общими индексами называют индексы характеризующие изменение совокупности в целом. Методика построения данных индексов является элементом индексной методологии. В индексной методологии сложились две концепции: синтетическая и аналитическая.

Синтетическая концепция предполагает, что индексы выражают относительные изменения сложных экономических явлений, отдельные части или элементы которых не соизмеримы. Для измерения влияния сопоставимых частей, факторов на изменение одного явления. На основании второй концепции индексы подразделяются на индексы количественных и качественных показателей и имеют агрегатную и взвешенную форму.

Сложный относительный показатель, который характеризует средние изменения социально-экономического явления, состоящих их несоизмеримых компонентов. Агрегатный индекс состоит из индексируемой величины и веса. Индексированная величина - это признак, в котором изучается изменение. Вес - величина, которая служит для целей соизмерения агрегатных индексов по всем социально-экономическим показателям.

По следующим формулам вычисляется индекс цен:

а в индексах количественных показателей берутся данные отчетного периода времени.

По агрегатным можно определить абсолютное изменение явления путем нахождения разницы между числителем и знаменателем.

Рассчитать изменение цены объема продаж в стоимости измерения абсолютного и относительного изменений, в общем и по каждому виду продукции.

 

 

товар цена   объем продаж     индив.индексы
  апрель май апрель май цен физ.обновление стоимости
чай 16.4       1.04   5.2
кофе 69.3 73.4     1.06 1.25 1.32
сыр 50.4 52.4     1.04 1.25 1.3

(р)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.