Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление государственно-крепостнической системы в деревне и городе




 

1. Составьте цепочку событий (дат), означающих оформление крепостнической системы в XV–XVII вв.

 

2. Как вы помните из прочитанного вам лекционного курса, в основе модернизации лежит переход натурального хозяйства к товарному, от аграрной экономики к промышленной. Укажите явления, которые можно истолковать как симптомы модернизации российского общества. Почему эти явления не получали должного развития?


раздел IiI. Российская империя: три этапа модернизации (XVIII – начало XX в.)

Развитие России в период империи определялось не только результатами предшествующего развития, но и политикой соревнования
с Западом. В Европе именно в этот период входит в свою решающую фазу процесс модернизации общества.

Во-первых, на основе развития товарно-денежных отношений (которое развитие в России было крайне слабым) развивается промышленность, переходя от мануфактурной стадии к фабричной. Начинается эпоха бурного, все ускоряющегося экономического развития. Европа становится все богаче.

Во-вторых, государственные институты также претерпевают качественные изменения. Развивается бюрократия – рационально организованная профессиональная государственная служба. В течении XVIII – XIX вв. в результате революций и реформ над ней устанавливается контроль со стороны демократических институтов – парламентов. Это резко повышает эффективность бюрократического аппарата.

Также на основе развития товарно-денежных отношений возникает регулярная армия, оплачиваемая и вооружаемая за счет казны. Начинается эпоха бурного, все ускоряющегося роста военной мощи.

Российское государство впервые оказывается перед лицом качественно более сильного соседа, которого надо догнать. Однако для этого необходимо было создать, как и в Европе, условия для развития товарно-денежных отношений. А для этого была необходима ликвидация крепостничества и самодержавной тирании. Самодержавный монарх, опирающийся на дворянство, живущее трудом своих крепостных, должны были в этом случае совершить коллективное политическое самоубийство.

Поэтому для начала – в XVIII в. – была предпринята небезуспешная попытка просто «пересадить на русскую почву» ряд западных институтов. Этот вариант «псевдомодернизации» и был осуществлен в XVIII в. Эта «пересадка» не только не ослабила самодержавно-крепостническую систему, но и многократно ее усилила, создав одновременно огромные проблемы на следующий XIX в.


ТЕМА V. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII в.: «консервативная модернизация»

 

I. Усиление самодержавия: становление и эволюция абсолютизма.

II. Апогей крепостного права.

 

19. Логика петровских реформ: реконструкция

Исходные данные:

19 ноября 1700 г. под Нарвой 40-тысячное русское войско было наголову разгромлено вчетверо меньшей шведской армией под командованием 18-летнего (!) Карла XII. Обидно! Причина катастрофы не была секретом. Было ясно, что для противостояния европейским державам России нужна регулярная армия, где солдаты и офицеры целыми днями занимаются только боевой подготовкой. Но такую армию надо кормить, одевать и вооружать. Карлу XII было просто:
у него в казне были деньги, и он мог просто платить солдатам жалование, а вооружение и обмундирование ему поставляла шведская мануфактурная промышленность. Деньги же Карл XII взимал в виде налогов с подданных, а у подданных деньги были потому, что натуральное хозяйство осталось для Швеции в прошлом.

В России все было не так. Основная масса населения – крестьяне – вели фактически натуральное хозяйство и, следовательно, во-первых, казна была пуста, а во-вторых, промышленность не развита (поскольку спрос на ее продукцию отсутствовал).

 

Задание:

Реконструируйте взаимосвязь между петровскими преобразованиями (например: одна реформа создает необходимость
в другой, несколько реформ проводятся во имя решения одной задачи
и т.п.)
в виде блок-схемы, начало которой Вам дано:

проблемы

Примечание: в Вашей схеме должны найти отражение
и экономические мероприятия, и реформы государственного устройства и сословной структуры русского общества.

20. Эпоха дворцовых переворотов: кризис петровского абсолютизма

Исходные данные:

Абсолютная власть монарха, опирающаяся на бюрократический аппарат и регулярную армию (т.е. институты, относительно обособленные от общества в целом и стоящие над ним), несмотря на ее кажущуюся полноту, является на деле весьма ограниченной. Легко догадаться, кем она будет ограничена и почему.

Задание:

1. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в России к 1725 г. по следующей схеме:

Император (императрица) (рассматриваются в хронологической последовательности):

- какими политическими силами возведен(а) на престол;

- в руках каких сил находилась реальная власть;

- в чьих интересах действовал(а):

проведенное мероприятие (рассматриваются в хронологической последовательности):

· в чьих интересах проведено, против кого направлено;

· конечная цель.

 

2. На основании полученных данных ответьте:

Какие группы и институты выступали в качестве политических сил (субъектов власти)?

Каковы были их интересы?

Какими властными ресурсами они обладали (за счет чего могли влиять на ситуацию, реализовывать свои интересы)?

Между какими силами были противоречия, в чем они заключались?

Оцените остроту противоречий между отдельными силами и ответьте: какие возможны были коалиции (союзники-противники) и каково соотношение их сил?

Примечание: не забудьте учесть такого игрока, как сама верховная власть в лице монарха (его интересы и немалые ресурсы играют ключевую роль).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.