Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Выборочное наблюдение




Проработку темы следует начать с выяснения сущности и задач используемых на практике форм несплошного наблюдения. Необходимо затем уяснить природу ошибки выборочного наблюдения (ошибки репрезентативности) и усвоить, что репрезентативность несплошного наблюдения может быть обеспечена лишь при правильной организации отбора подлежащих обследованию единиц. Важно четко представить себе особенности и преимущества выборочного наблюдения по сравнению с другими разновидностями несплошного наблюдения, уяснить смысл понятия «случайный отбор» и значение принципа случайного отбора для обеспечения репрезентативности результатов наблюдения.

Студент должен ознакомиться также с различными формами организации выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение опирается на закон больших чисел и относящиеся к этому закону теоремы, которые используются при оценке результатов выборки. Необходимо познакомиться с использованием этого материала и усвоить формулы для расчета средних и предельных ошибок доли исредней величины признака (при различных формах организации выборки) и определения числа единиц выборочной совокупности, необходимой для обеспечения заданной точности результата. Формулы необходимо усвоить практически, путем решения приведенных в учебниках и учебных пособиях задач.

При решении задач следует использовать общепринятые условные обозначения, которые приведены ниже.

Показатели Обозначения в совокупностях
генеральной выборочной
Число единиц N n
Средняя величина
Число единиц, обладающих изучаемым признаком M m
Доля единиц, обладающих изучаемым признаком
Доля единиц, не обладающих изучаемым признаком
Дисперсия
Средняя ошибка ,
Предельная ошибка ,

Различие (отклонение) между генеральной средней и выборочной средней, между генеральной долей единиц, обладающих изучаемым признаком, и соответствующим выборочным показателем называется ошибкой выборки, которая зависит от колеблемости признака в совокупности и численности единиц выборки.

При изучении среднего значения признака средняя ошибка вычисляется по формулам:

для повторного отбора

, (8.1)

для бесповторного

. (8.2)

Предельная ошибка отличается введением в эти формулы коэффициента доверия (Стъюдента), который зависит от гарантируемой вероятности точности результатов:

(8.3)

При определении доли единиц, обладающих изучаемым признаком, аналогичные формулы записываются следующим образом:

для повторного отбора

, (8.4)

для бесповторного отбора

. (8.5)

Предельные ошибки вычисляются с введением коэффициента доверия

. (8.6)

Подсчитав отклонения выборочных показателей от генеральных и все характеристики выборочной совокупности, можно подсчи­тать генеральные показатели:

, (8.7)

. (8.8)

Если допустимая ошибка выборки или задана, то можно подсчитать, какое число единиц выборочной совокупности необходимо подвергнуть наблюдению, чтобы не превысить заданную величину ошибки. Для этого определяют n из формул (8.3) или (8.6).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.