Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ex.2.19. Sum up the article in English




Speaking

Ex.2.18. Read the article, single out points for discussion. Make your own lists of ‘arguments’ and ‘counter-arguments’, divide into two groups and discuss the pros and cons of Russian and Western systems of education.

 

Искусство быть студентом

Вот и сбылась мечта: бывший российский школьник или студент, а ныне зарубежный студиозус приступил к учёбе. Но через месяц-другой эйфория по этому поводу сменяется недоумением и даже разочарованием. Оказывается, здесь всё неправильно! Всё то, за что в России хвалили и ставили всем ребятам в пример, то, что дома позволило успешно сдать выпускные или вступительные экзамены, почему-то не помогает. Что с того, что вы никогда не прогуливаете занятия, способны шпарить наизусть параграфы из учебника, охотно соглашаетесь с каждым словом преподавателя и следуете всем предписаниям учебной части! Здесь от вас ждут совсем другого

«Три R*» и др.

Различные зарубежные университеты и колледжи пользуются разными методами обучения. В одних упор делается на занятия в небольших группах и тьюториалы (занятия преподавателя с двумя-тремя студентами), в других больше внимания уделяется исследовательским и практическим занятиям. Но в любом случае оказывается, что инициативность и способность к самостоятельной работе ценится больше, чем посещаемость и зубрёжка. К тому же на Западе целый ряд академических навыков прививается ещё в школе; нашим же студентам приходится овладевать ими по ходу дела.

Самый простой пример: умение делать доклад или презентацию. Показать знание материала, пересказав его без ошибок, - это ещё не всё. Вы

должны подготовить небольшую речь, логически безупречную, убедительную и непременно содержащую собственную точку зрения. Да ещё произнести её по всем правилам ораторского искусства: «с выражением», с р-иторическими фигурами, с подобающими жестами. Кого тут волнует, что вы не Цицерон! А если не сумеете убедить аудиторию в своей правоте – будьте готовы к возражениям и вопросам.

То же самое касается письма. Письменные работы студентам задают постоянно, и самая распространённая их форма – это эссе из определённого количества слов, где нужно изложить известные вам факты. Такое задание можно получить по любому предмету, и то, что вы математик или химик, не извиняет дурной грамматики и стиля. В зарубежных школах написанию эссе уделяется огромное внимание, а вот мы привыкли, что сочинения бывают только по литературе, причём, как правило, безмерные (чем длиннее, тем лучше). Наряду с эссе студенты пишут исследовательские работы – курсовые, семестровые, дипломные. Здесь свои тонкости – как излагать результаты собственных изысканий, как писать введение и делать выводы, как придавать работе междисциплинарный характер. И если студенту-биологу предлагают тему «Шекспир и ботаника» (это не выдумка!), он неизбежно встанет в тупик, если не владеет навыками академического письма.

Гуманитариям, напротив, может показаться странной необходимость читать и составлять графики и диаграммы, вычислять проценты и решать пропорции – словом, пользоваться численными методами обработки информации. А для западного студента любого профиля это так же естественно, как знать азбуку.

Чтение дополнительной литературы – ещё одна «головная боль». Задавать могут до 500 страниц в неделю по одному предмету. Можно было бы плюнуть и не читать, но ведь въедливый профессор** наверняка устроит проверку, и вопросы будет задавать самые каверзные. А прочесть всё, не пропустив ни страницы, порой физически невозможно. Значит, нужно уметь быстро ориентироваться в этом многопудье томов, отделять ключевые моменты от второстепенных и от обычного «трёпа». Так что академическое чтение – тоже особый навык, которому не мешает научиться.

 

Профессор, вы сошли с ума?

Студентам задают на дом много, особенно на младших курсах. Домашние задания, так же как и в наших вузах, желательно делать. Выполнение работы проверяют, причём тут не отвертишься, сунув под нос преподавателю тетрадку с конспектами или с решёнными задачками. А основное различие в том, что у нас обычно дают задания на закрепление пройденного материала, в зарубежных же вузах это как бы продолжение аудиторной работы, но уже самостоятельное: студент читает, исследует, открывает для себя новое без подсказки преподавателя.

Конечно, если вам что-то непонятно, вы можете задать любой вопрос – это не возбраняется. У преподавателей в расписании, как правило, предусмотрены специальные часы, отведённые на консультации: пожалуйста, приходите, спрашивайте. Только… не надейтесь, что вам ответят: вот это, дескать, так и так. Напротив, будьте готовы к тому, что профессор начнёт сам задавать вопросы и доведёт вас до того, что ваша проблема покажется вам простой как пряник. Вы решите её сами, конечно, не без помощи педагога. Нельзя сказать, что в российских школах и вузах так не поступают, но всё-таки, согласитесь, в большинстве своём наши учителя предпочитают «разжевать» материал так, чтобы понятно стало и дебилу. А если они этого не делают, то можно услышать жалобу: «Я же не виноват, что она плохо объяснила». А западный преподаватель избегает давать готовые ответы, именно чтобы студент не ощущал себя умственно отсталым и привыкал думать головой.

Работа в группах – одна из самых распространённых форм занятий в зарубежных вузах. Это может быть дискуссионная, проектная или проблемная группа: смысл в том, чтобы студенты привыкли работать в команде, распределять обязанности, поддерживать друг друга. В процессе такой деятельности выявляются интеллектуальные и организационные лидеры, каждый студент осознаёт, на какую роль в общем деле он лучше всего годится. В российских же вузах группами работают пока разве что над сценариями КВН.

А что творится у них на лекциях! Начнём с того, что профессор может вдруг прервать спокойно журчащий рассказ и спросить: «Кто со мной не согласен? Попробуйте обосновать противоположную точку зрения». После чего вы сами не замечаете, как втянулись в горячую дискуссию, - это на лекции-то, когда все порядочные российские студенты конспектируют, спят или играют в «морской бой». Или представьте себе такую ситуацию: курс экономики у вас читает специалист, известный консервативными взглядами, которые он изложил в своём учебнике. Но в качестве учебного пособия он предлагает не собственный труд, а совсем другой, написанный леваком-модернистом! Голова пойдёт кругом: ну-ка разбери, кто из них прав, когда оба такие умники и пишут так убедительно. А это делается для того, чтобы развивать у студентов критическое мышление и отучить их от слепой веры в авторитеты.

Вышеописанная система обучения придумана вовсе не для того, чтобы иссушить школяра как щепку. Практичные западники давно поняли: эффективная работа по окончании вуза определяется вовсе не знанием того, в каком году родился Кант (это можно посмотреть в энциклопедии), а умением самостоятельно мыслить, обрабатывать информацию, ладить с людьми и, что немаловажно, производить хорошее впечатление.

 

* Три R (The three R’s) – на английском школьном жаргоне три основных предмета начальной школы: чтение, письмо, счёт (Reading, ’Riting, ’Rithmetics)

** Профессором в зарубежных учебных заведениях называют любого преподавателя, независимо от учёного звания





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.