Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифология как форма духовной культуры




Духовная составляющая культура и ее элементы.

 

Духовная культура является многослойным образованием. Рассмотрим важнейшие сферы духовной культуры в том порядке, как они складывалось упорядоченное человеческих представлений о мире, от эмоционально-чувственного к рациональному его постижению. Именно поэтому иногда духовную культуру делят на две сферы:

- духовные качества человека;

-духовные ценности, которые получили как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусств, норм морали, права и др.

Духовные составляющие культуры можно рассматривать на основе того, как исторически складывались формы общественного сознания: мифологическое, религиозное, моральное, эстетическое, политическое и правовое. При этом, учитывая то, что формы общественного сознания существуют на двух уровнях, в которых отражается эмоционально-чувственное и рациональное постижение мира:

- на обыденном уровне, в основе которого лежит общественная психология;

- на теоретическом уровне, в основе которого лежит общественная идеология, базирующаяся на научных знаниях.

В соответствии с этим можно выделить основные составляющие духовной культуры:

- религиозную культуру;

-нравственную культуру;

- художественную культуру;

Рассмотрим особенность каждой из них. Но первоначально обратимся к первоначальной форме культуры, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, а его мышление было почти неотличимо от эмоциональной сферы.

 

Мифология – это самое древнее идеологическое образование синкретического характера, в котором переплелись элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.

Любая современная религия включает в себя мифы как архаический пласт своей культуры. Философия развивалась через отделение мифа и противополагание ему. Миф, тесно связанный с ритуалом, положил начало поэтическим, музыкальным, хореографическим видам искусства.

Практическую сторону мифосознания выражала магия. Именно она осваивала способы воздействия на окружающую природную и социальную среду, телесный и душевный мир для достижения контроля над ним. Источник духовных сил человека помещался в мифологическом времени, события которого служили образцами поведения для всех последующих поколений.

В первобытности появляются и первые формы верования, которые предшествуют возникновению религии. Существовали такие ранние формы верований: магия, тотемизм, фетишизм Они основывались на мифосознании. Суть мифосознания как самой ранней формы человечества состоит в следующем:

-в синкретизме - (нерасчлененности сознания);

-в анимизме - одушевленности окружающего мира и антропоморфизме - перенесении человеческих свойств на природные объекты;

- в артефактизации – вере в то, что все вещи явления не существуют сами по себе, а кем-то сделаны;

- в образном мышление – опоре на чувство, метафоричности;

- в принципе сопричастности – верой в мистическое единство вещей, верой в то, что происходит с одной вещью воздействует на другие, сопричастные ей вещи;

- в ритуализме - четкому следованию правилам, включающим в себя элементы игры, рассказа, изображения;

- в универсальности осмысленных сюжетов (жизнь, смерть, начало, конец).

Миф возникает через непосредственное вживание в мир. Мифосознание еще нельзя отнести ни к знанию, ни к вере. Поэтому его можно назвать чувственно переживаемой действительностью.

Миф выполнял, прежде всего, объяснительную функцию. Она позволяла человеку понять: происхождение мира, богов, людей, предметов и явлений, рода, племени и т.д. Он выполнял также аксеологическую функцию, формируя ценностные ориентации.

Можно утверждать, что в каждой культуре есть своя мифология. Существуют мифы и в современном мире. Самые распространенные из них формы такие:

- пришедшие из прошлой культуры, так называемые суеверия, в том числе и языческие (домовые, русалки, приведения и т.п.);

- современные паранаучные мифы (о «космических пришельцах», о летающих тарелках);

- идеологические мифы (например, миф о неизбежном наступлении коммунизма).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.