Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Векторные функции культуры




Основные задачи культуры

Тема 3. Основные функции культуры

Вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните, чем отличаются понятия «цивильность», «цивилизованность», «цивилизация»?

2. Перечислите основные трактовки понятия «цивилизация» в философско – культурологических концепциях.

3. В современной культурологии понятия «культура» и «цивилизация» нередко противопоставляют. Перечислите основные принципы этого противопоставления по Шпенглеру.

4. Объясните, каким образом категории опредмечивания и распредмечивания позволяют увидеть существенную разницу между культурой и цивилизацией?

5.Перечислите основные признаки, по которым выделяются основные типы цивилизаций.

6.Объясните, что обозначает понятие «метакультура»?

 

 


Чтобы понять истинную роль культуры в процессе жизнедеятельности человека и общества, следует, в первую очередь, проанализировать, какие специфические функции они в этом процессе выполняет.

Каждая функция предназначена для решения определенной задачи. Во всем многообразие задач, решаемых системой культуры общества, может быть сведено к трем сверхзадачам:

- задача векторного развития, то естьопределение целей и направления развития человека и общества, а также дальнейшего совершенствования созданного ими предметного и духовного мира;

- социализация (то есть встраивание и адаптация индивидуума в ту или иную социальную группу) и социальная организация людей, как обязательное условие подготовки субъекта культурного процесса, включение его в коллективную созидательную деятельность;

- создание средств реализации культурного процесса и формирование соответствующей социокультурной среды. Имеется в виду: выработка способов преобразования культурной среды; создание материальных и духовных ценностей, которые, в свою очередь, включаются в культурный процесс, но теперь уже – в качестве средств его реализации; а также создание определенных условий, в которых этот процесс протекает.

Исходя из означенных выше задач, можно выделить основные функции культуры:

- векторную, или направляющую;

- социализирующую;

- преобразующую ( деятельностную).

Как каждая из означенных сверхзадач включает в себя множество частных, более конкретных задач, так и три основные функции, в свою очередь, состоят из целого ряда других функций.

 

Определяющим фактором, задающим направление или вектор развития общества в целом и каждой отдельной личности, является его мировоззрение, то есть система воззрений на мир и свое место в этом мире. Мировоззрение базируется на мифологической, религиозной или научной «картине мира», то есть является продуктом культуры.

Формирование системы мировоззрения – задача, которую решает мировоззренческая функция культуры – составляющая векторной функции.

Мировоззрение формируется в ходе всестороннего освоения человеком системы мироздания в процессе его познавательной деятельности. Реализация этого процесса – задача когнитивной (познавательной) или, другими словами, познавательной, гносеологической функции культуры.

Для того, что приобретенные человеком могли быть вовлечены в социокультурный процесс, поставлены на службу людям, их необходимо представить в приемлемые для хранения, использования и передачи формы. То есть они должны стать нашими представлениями. Эту задачу решает семиотическая и семантическая функциикультуры.

Под семиотической функцией следует понимать облечение полученных опытно-практическим или умозрительным путем знаний в разнообразные знаковые формы. Это – разговорные языки, язык программирования, художественные и научные формы и т.п.

Семантическая или смыслоопределяющая, смыслозадающая функция самым тесным образом связана с семиотической. Задача этой функции – выражение смысла с помощью знаков и символов, изучение и интерпретация знаков и символов, сложившихся в культуре.

Вектор социокультурного развития во многом зависит от тех культурных ценностей, которые вырабатываются обществом на определенном культурно-историческом этапе развития. Процесс этот имеет циклический взаимообратный характер. С одной стороны, в зависимости от достигнутого уровня социокультурного развития, в обществе формируется соответствующая система ценностей. В свою очередь, господствующая в обществе система ценностей задает направление дальнейшего развития самого общества.

Формирование системы ценностей и эталонов – задача аксиологической (ценностной) функции культуры.

К векторным функциям относится также нормативно-регулятивная функция культуры. Она решает две важнейшие задачи. Во-первых, это – формирование системы морально-этических, нравственных, гражданских и прочих требований в виде норм, принципов, правил, регламентирующих взаимодействие человека и общества. Во-вторых, это – регулирование и контроль над функционированием нормативной базе культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.