Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие 1 страница




 

Моя мать, Кунсанг Дечен, умерла 24 апреля 1991 года. Хотя она много месяцев страдала от очень болезненного панкреатического рака, никто не слышал, чтобы она хотя бы раз пожаловалась на свою боль. Меня попросили написать что-нибудь о ее жизни и смерти, что имело бы отношение к учениям, изложенным в этой книге; я чувствую, что лучше всего использовать ее собственные слова: "Теперь, когда пришло время умирать, у меня не осталось никаких привязанностей. Когда я была молодой, я боялась смерти. По этой причине всю свою жизнь я усердно занималась практикой. Сейчас я стою на пороге смерти. Я слышала, что для лучшего из практиков смерть – это счастье. Практик рангом ниже не имеет страха; рангом еще ниже – не имеет сожалений. Во мне нет ни страха, ни сожалений. В тот миг, когда ловушка моего материального тела распадется, я вылечу из него, как птица из клетки. Я молюсь теперь только о том, чтобы держатели линий жили долго на благо всех существ. Я хотела бы принять на себя любые препятствия, которые могут встретиться держателям линий, чтобы их путь был свободен. Вот к чему я стремлюсь".

Словарь

 

АБХИДХАРМА (чос мнгон па): Одна из трех частей Трипитаки, Слов Будды. Систематические учения о метафизике, концентрирующиеся на развитии различающего знания путем анализа элементов переживаний и исследования природы существующих вещей. Главные комментарии на Абхидхарму – это "Абхидхарма Коша" Васубандху (с точки зрения Хинаяны) и "Абхидхарма Самуччая" Асанги (с точки зрения Махаяны).

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (дон дам па'и бден па): абсолютная природа относительной истины; то, что все феномены – вне появления, пребывания и прекращения.

АВАДХУТИ (санскр.): центральный канал (психической энергии) в теле. Он идет от основания позвоночника до темени.

АРХАТ (дгра биом па): "уничтожитель врагов"; кто-то, покоривший четырех Map и достигший нирваны, четвертого и окончательного результата пути Хинаяны.

АТИЙОГА (шин ту рнал 'бьор): третий из Трех классов Внутренних Тантр (по классификации школы Ньингма). В ней делается особый акцент (как говорит Джамгон Контрул Первый) на том, что освобождение достигается путем постепенного привыкания к видению и сознаванию природы безначального просветления, в которой нет ни принятия, ни отвержения; ни надежды, ни страха. В наши дни Ати Йогу чаще называют "Дзогчен", Великое Совершенство.

БАРДО ДХАРМАТЫ (чос ньид кьи бар до): период от момента смерти до появления в ментальном теле бардо становления. "Дхармата" значит "изначально присущая природа". В краткой версии "Бардо – Тантры Союза Солнца и Луны", скрытой в виде терма Падмасамбхавой и обнаруженной Пема Лингпа, бардо дхарматы описывается как последовательность семи очень тонких стадий растворения: "сознание, "растворяющееся в пространстве", "пространство, растворяющееся в Ясном Свете", "Ясный Свет, растворяющийся в единстве", "единство, растворяющееся в мудрости", "мудрость, растворяющаяся в спонтанном присутствии", "спонтанное присутствие, растворяющееся в безначальной чистоте", и, наконец, "вездесущая мудрость безначальной чистоты, растворяю тройственной мудрости единения". Эти стадии описываются в "Зеркале-Напоминании".

БАРДО МЕДИТАЦИИ (бсам гган гьи бар до): бардо медитации имеет место в бардо этой жизни. Когда практикующий получил указующие наставления, это бардо захватывает период, начинающийся с сознавания природы ума, и длящийся до первого отвлечения от нее.

БАРДО СНА (рми лам гьи бар до): период от засыпания до пробуждения. Он тоже должен быть охвачен устными наставлениями учителя.

БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ (срид па'и бар до): период, продолжающийся от возникновения заблуждения и проявления в ментальном теле до вхождения в лоно следующей жизни. Это время поиска следующего перерождения. Слово "становление" здесь значит также "возможность".

БАРДО УМИРАНИЯ ('чи кха'и бар до): период от начала процесса умирания до конца трех тонких стадий растворения.

БАРДО ЭТОЙ ЖИЗНИ (скье гнас кьи бар до): период от момента зачатия и до встречи с неотвратимой причиной смерти. Слова "этой жизни" здесь буквально означают "родиться и остаться в живых".

БЕЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА (ка даг): основная природа всех существ, изначально незапятнанная никакими осквернениями, и пребывающая вне смятения и освобождения.

БЕСПОКОЯЩИЕ ЭМОЦИИ (ньон монгс па): пять ядов – желание, гнев, заблуждение, гордость и зависть которые угнетают, беспокоят и мучат сознание. Непрерывное действие этих беспокоящих эмоций – одна из главных причин сансарического существования.

БЕЛИЗНА (дкар лам): первая стадия тонкого процесса растворения, "появления, увеличения и достижения".

БИНДУ (тхиг ле): 1) Красная и белая эссенции, 2) Сферы или круги света.

БЛАЖЕНСТВО, ЯСНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ МЫСЛИ (бде гсал ми ртог та): три временных переживания при медитации. Фиксация на них закладывает основания для перерождения в одном из трех миров сансары. При отсутствии фиксации на них, они являются украшениями трех кайй.

БОГ (лха): в этом контексте понятие "бог" относится к одному из шести классов существ.

БОДХИСАТТВА (бьянг чуб семе дпа'): некто, развивший в себе бодхичитту, стремление достичь просветления для того, чтобы помочь всем существам; особенно "благородный" бодхисаттва, достигший первой ступени (т.е. прямого постижения Пустоты).

БОДХИЧИТТА (бьянг семе, бьянг чуб кьи семе): "пробужденное состояние сознания". 1) Стремление достичь просветления ради блага всех существ. 2) В контексте Дзогчена или Махамудры – изначально присущая пробужденность пробудившегося ума; то же, что "ригпа", сознавание. 3) Капля жидкости, появляющаяся иногда из ноздрей после смерти.

БОДХИЧИТТА ПРИМЕНЕНИЯ ('джуг па'и бьянг чуб кьи семе): приняв обет бодхисаттвы, практикующий старается применить на деле свое желание освободить все существа. Состоит, в основном, из практики парамит.

БОДХИЧИТТА СТРЕМЛЕНИЯ (смон па'и бьянг чуб кьи семе): мотивируемый любовью и состраданием ко всем существам, практикующий зарождает в себе желание освободить все существа от сансарического существования. Состоит, в основном, из Четырех Неизмеримых.

БУДДА (сангс ргьяс): Просветленный или Пробудившийся, полностью оставивший все затемнения и доведший до совершенства все хорошие качества. Совершенного бодхисаттву, достигшего истинного и полного просветления, называют Буддой. Обычно под Буддой имеют в ви в. до нашей эры. В прошлые эры было бессчетное количество Будд, являвших дорогу к просветлению. В Хорошую эру (в которую нам выпало жить) будет тысяча Будд, из которых Будда Шакьямуни является четвертым по счету.

БУДДА САМАНТАБХАДРА (сангс ргьяс кун ту бзанг по): безначальное просветленное состояние "буддовости", из которого эманируют все остальные Будды мирных и грозных мандал. Этот принцип Будды – изначальный исток всех тантр Ваджраяны.

БУДДА ШАКЬЯМУНИ (сангс ргьяс ша кья тхуб па): исторический Будда, считающийся основным учителем теперешней эпохи.

БУДДА-ПОЛЕ (сангс ргьяс кьи жинг кхамс): в соответствии с сутрами, это – чистый мир, появившийся как манифестация устремления бодхисаттвы в сочетании с благом существ. В соответствии с тантрами, это – выражение просветленного состояния. Есть Будда-поля, являющиеся чистой самбхогакайей; наполовину самбхогакайей и наполовину – нирманакайей; а также – миры "естественной нирманакайи", такие как Сукхавати, Чистая Земля Будды Амитабхи (во время бардо становления практикующий имеет шанс переродиться в ней, если в нем присутствует сочетание чистой веры, достаточной заслуги и однонаправленной решимости).

БХУМИ (са): бодхисаттвы; десять ступеней, проходимых бодхисаттвой на пути к полному и совершенному просветлению. Эти десять ступеней соответствуют трем последним из пяти путей Махаяны. См. также "Десять бхуми".

ВАДЖРА (рдо рдже): "алмаз", "король камней". Как прилагательное, это слово означает "неразрушимый", "неуязвимый". Обычная ваджра – это ритуальный предмет, имеющий материальную субстанцию. Абсолютная ваджра – это Пустота.

ВАДЖРАЯНА (рдо рдже тхег па): "алмазная колесница". Практика, при которой результат является путем. То же, что "Тайная Мантра".

ВАЙРОЧАНА (санскр.): великий и несравнимый переводчик эпохи короля Трисонга Децена. В числе первых семи тибетских монахов он был послан в Индию учиться у Шри Симгхи. Вместе с Падмасамбхавой и Вималамитрой он был одним из трех основных мастеров, принесших Дзогчен в Тибет.

ВИДИМОСТЬ (снанг ба): 1) сенсорное впечатление или ментальное происшествие; все, что испытывается сознательным. умом. Обычный человек всегда чувствует, что видимое где-то "там" и существует отдельно от воспринимающего, в то время как в буддистской философии Махаяны "видимости" воспринимаются во-первых только как ментальные события, во- вторых – как лишенные истинного существования, и, наконец, – как находящиеся вне таких умственных построений, как возник точки зрения самосуществующей пробужденности, "видимости" изначально неотделимы от пустоты и поэтому являются чистым выражением мужских и женских аспектов Будд и бодхисаттв. 2) Одна из трех тонких стадий растворения.

ВИДЬЯДХАРА (риг па 'дзин па): "Держатель Знания". Держатель (дхара) или носитель знания (видья) – мантры. Постигший мастер на одной из четырех ступеней тантрического пути Махайоги, тантрического эквивалента уровней бодхисаттвы. Другое определение – носитель глубокого метода, знания, являющегося мудростью божества, мантры и великого блаженства.

ВИКРАМАШИЛА (санскр.): знаменитый монашеский институт в древней Индии.

ВИНАЯ ('дул ба): "дисциплина". Одна из трех частей Трипитаки. Учения Будды, касающиеся этики, дисциплины и морального поведения, являющиеся основанием всей практики Дхармы как для монахов, так и для мирян.

ВОЗРАСТАНИЕ (мчед па): второе из трех переживаний (появления, возрастания и достижения). Соответствует растворению 40 состояний сознания, порождаемых желанием, и сопровождается переживанием красноты.

ВОСЕМЬ ВЕЛИКИХ КОЛЕСНИЦ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ (сгруб бргьюд шинг рта бргьяд): восемь независимых школ буддизма, существовавших в Тибете: Ньингма, Кадам, Марпа Кагью, Шанпа Кагью, Сзкья, Джордруг, Ньендруб, Шидже и Чо. На сегодняшний день тол1ко первые пять существуют в виде независимых традиций.

ВОСЕМЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ (сгруб бргиод бргьяд): См. выше.

ВОСЕМЬ МИРСКИХ ЗАБОТ (джиг ртен чос бргьяд): привязанность к выгоде, удовольствию, похвалам и славе; неприязнь к потерям, боли, обвинениям и дурной репутации.

ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ ЧИСТОТА ВИДИМОСТИ И БЫТИЯ (снанг срид даг па раб 'бьямс): термин, особенно используемый в учениях Внутренних Тантр, он демонстрирует, что все феномены изначально совершенны: пять СОСТАВНЫХ частей – это пять мужских аспектов Будд, и т.д.

ГАМПОПА (сгам по па) (1079-1153): главный ученик Миларепы, обладавший как высшим постижением, так и великой ученостью. Он был автором "Драгоценного Орнамента Освобождения". После долгого изучения и практики учений Кадампы, в возрасте 32 лет он встретил Джетсуна Миларепу, у которого стал основным учеником. Среди главных учеником Гампопы были первый Кармана – Дюсум Кхьенпа и Пхагмо Друбпа.

ГЕЛУГ (дге луге): Тибетская школа буддизма, основанная Цонкапой, как реформация традиции Кадам, идущей от Атиши Дипамкары. Теперешний глава Гелуг – Его Святейшество Ганден Трипа.

ГОЛОДНЫЕ ДУХИ (йиД двагс): один из шести классов существ, мучимых своим собственным нечистым кармическим восприятием, заставляющим их невероятно страдать от ненасытности, голода и жажды.

ГРОЗНЫЕ БОЖЕСТВА (лха кхро бо): Будды и бодхисаттвы, являющиеся в грозных формах, чтобы укротить то, что невозможно преодолеть мирными средствами. ГУРУ (бла ма): духовный наставник.

ДАКА (дпа' бо): 1) Эманация центральной фигуры мандалы, выполняющая четыре активности; мужской эквивалент дакини. 2) Просветленный мужчина, практикующий Ваджраяну.

ДАКИНИ (мкха' 'гро ма): 1) Существа духовного плана, выполняющие просветленные активности; женские тантрические божества, защищающие буддистскую доктрину (и практикующих ее), и служащие им. 2) Просветленные женщины, практикующие Ваджраяну.

ДВА НАКОПЛЕНИЯ (тсогс гньис): накопление заслуги – с концепциями, и накопление мудрости – вне концепций.

ДВЕ ИСТИНЫ (бден па гньис): относительная и абсолютная истины. Относительная истина описывает кажущийся порядок вещей; абсолютная – их истинный поря док. Эти два аспекта реальности по-разному определяются четырьмя философскими школами, равно как и тантрами Ваджраяны.

ДВЕНАДЦАТЬ АСПЕКТОВ ПРЕВОСХОДНОЙ РЕЧИ (гсунг раб ян лаг бцу гньис): согласно тибетской традиции, унаследованной от школы Сарвастивада, 12 подразделений Слова Будды таковы:

  1. Сутра (мдо еде) – диалоги и афоризмы Будды.
  2. Гейя (дбьянгс кий бсньяд па) – песни.
  3. Вьякарана (лунг ду бстан па) – пророчества и откровения.
  4. Гатха (тшигс су бцад па") – стихи.
  5. Удана (мчед ду брджод па) – торжественные речи.
  6. Нидана (гленг гжи) – индивидуальные поучения.
  7. Авадана (ртогс па брджод па) – притчи.
  8. Итивриттака (де лта бу бюинг ба) – легенды о прежних временах.
  9. Джатака (скьес па'и рабе) – истории о предыдущих жизнях Будды.
  10. Вайпулья (шин ту ргьяс па'и еде) – самые пространные и важные из Сутр Махаяны).
  11. Адбхутадхарма (рмад ду бьюнг па чос) – рассказы о чудесных способностях святых.
  12. Упадеша (гтан ла дбаб па бстан па) – наставления, прямо объясняющие смысл Сутр.

ДВЕНАДЦАТЬ ЗВЕНЬЕВ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ртен чинг 'брел бар 'бьюнг ба): двенадцатичастный цикл причинных связей, привязывающих существа к сансаре и тем самым продолжающий страдания: неведение (ма риг па) порождает кармические формации ('ду бьед), порождающие сознание (рнам пар шее па), порождающее имя и форму (минг данг гзугс), порождающие шесть основ чувств (скье мчед друг), и так далее – путем контакта (рег па), ('тсор ба), желания (сред па), цепляния (нье бар лен па), становления (срид па), рождения (скье па) и старости со смертью (рга ши). См. также "зависимое происхождение".

ДЕСЯТЬ БХУМИ (са бчу): десять уровней превращения "благородного" бодхисаттвы в полностью просветленного Будду. На каждом уровне очищаются все более тонкие затемнения и проявляются дальнейшие просветленные качества: Радостный, Незапятнанный, Сияющий, Блестящий, Практически Непобедимый, Постигший, Далеко Проникающий, Непоколебимый, Доброе Сознание и Облако Дхармы.

ДЕСЯТЬ БЛАГИХ ДЕЛ (дге ба бчу): вообще говоря, воздерживаться от десяти неблагих дел. В частности заниматься их прямой противоположностью: например, спасать жизнь, быть щедрым и т.п.

ДЕСЯТЬ НЕБЛАГИХ ДЕЛ (ми дге ба бчу): физические – это убивать, брать то, что не было дано, и развратничать; связанные с речью – лгать, вести разделяющие людей речи, произносить резкие слова и заниматься пустой болтовней; мысленные – желать чужого, желать кому-то зла и придерживаться неверных взглядов.

ДЖАМ'ЯНГ КЬЕНТЦЕ ВАНГПО ('джам дбьянгс мкхьен бртце'и дбанг по) (1820-1892): великий мастер прошлого века. Он был последним из Пяти Великих Тертонов и считался совместным перерождением Вималамитры и короля Трисонга Децена. Он стал мастером и учителем для всех школ тибетского буддизма и основателем движения Римэ. Существует десять томов его сочинений, не считая его терм.

ДЗОГЧЕН (рдзогс па чен по, санскр. Махасандхи): а также – Великое Совершенство и Ати Йога. Высшие учения ньингмапинской школы ранних переводов. В этом мире наиболее известными мастерами линии (из числа людей) являются Гараб Дордже, Манджушримитра, Шри Симгха, Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и Вайрочана. У Дзогчена есть два главных аспекта: традиция писаний и традиция наставлений. Вдобавок, многочисленные учения Дзогчена были в свое время скрыты этими мастерами в виде сокровищ (терма), для того, чтобы быть обнаруженными в течение последующих веков. Линия наставлений воплощена в устных наставлениях, лично получаемых от квалифицированного мастера держателя линии Дзогчен.

ДОСТИЖЕНИЕ (тхоб па): Третье из трех переживаний – появления, увеличения и достижения. Это переживание соответствует растворению семи состояний сознания, являющихся результатом заблуждения, и сопровождается оно ощущением темноты.

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (гньис снанг ги шее па): переживание, имеющее структуру: "воспринимающий" и "объект восприятия".

ДХАРМА (чос): учения Будды. Иногда словом "дхарма" обозначаются феномены или мысленные объекты, а также атрибуты или свойства.

ДХАРМАДХАТУ (чос кьи дбьингс): "феноменальный мир"; "таковость", в которой пустота и зависимое возникновение неразделимы. Природа сознания и феноменов, находящаяся вне возникновения, продолжения и прекращения. В книге "Природа Будды" Тхрангу Ринпоче говорит: "В этом контексте пространство обозначается словом "дбйингс". Это – то же слово, которое используется в слове "дхармадхату": "мир" или "пространство" вещей. Слово "пространство" использовано, потому что дхармадхату - как мир пустого пространства, в котором разные предметы (такие, как облака, птицы или самолеты) могут летать, не рискуя встретить препятствие. Это происходит потому, что природа пространства пуста и "несуществует". Благодаря этому качеству открытости, все может происходить. Аналогичным образом, дхармадхату – это суть всего (суть пустая и неконкретная), в которой все феномены (такие, как деревья, дома, горы, мы сами, все остальные существа, эмоции, мудрость и все переживания) могут открыто происходить.

ДХАРМАКАЙЯ (чос ску): первая из трех кай, "тело Дхармы"; лишенная построений, как пространство. "Тело" просветленных качеств. Ее следует понимать в трех разных смыслах (в соответствии с основой, путем и плодом). ДХАРМАТА (чос ньид): изначально присущая природа всех феноменов и сознания.

ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ (ртен чинг 'брел бар 'бьюнг ба): естественный закон того, что все феномены возникают "в зависимости" от своих собственных причин и "в связи" со своими собственными индивидуальными условиями. Факт того, что ни один феномен не возникает без причины и ни один не сотворен "внепричинным" создателем. Все возникает исключительно "благодаря" и "в зависимости" от причин и условий, без которых появление было бы невозможно.

ЗАТЕМНЕНИЯ (сгриб па): два покрова – беспокоящих эмоций и дуалистического знания – скрывающих нашу природу Будды.

ЗАТЕМНЕНИЕ БЕСПОКОЯЩИХ ЭМОЦИЙ (ньон монгс па'и сгриб па): эмоции пяти ядов: гнева, желания, неведения, гордости и зависти.

ЗАТЕМНЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (шее бья'и сгриб па): тонкое затемнение, состоящее в том, что мы продолжаем придерживаться концепций субъекта, объекта и действия.

ЕДИНАЯ СФЕРА ДХАРМАКАЙИ (чос ску тхиг ле ньяг чиг): символическое описание дхармакайи как единой сферы, поскольку она лишена дуализма и ограничений, и отрицает все "грани" концептуальных построений, могущих быть сформированными по ее поводу.

ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩАЯ ПРОБУЖДЕННОСТЬ (ранг гнас кьи йе шее): фундаментальная природа нашего сознания.

ЙИДАМ (йид дам): Будда в форме личного божества, корень достижения в Трех Корнях. Йидам практикующего – личный защитник его практики и проводник к просветлению. По традиции, практика йидама – основная практика, следующая за предварительными практиками. Она включает в себя две стадии развития и. завершения, и является совершенным мостом, ведущим к более тонким практикам Махамудры и Дзогчена. Позднее, практика йидама – совершенное дополнение к Видению этих тонких практик.

ИЛЛЮЗОРНОЕ ТЕЛО (сгью лус): одна из Шести Доктрин Наропы.

КАГЬЮ (бка' бргьюд): традиция учений, полученная индийскими сиддхами Тилопой, Сарахой и другими от дхармакайя- Будды Ваджрадхары, и принесенная в Тибет Марпой-Переводчиком. Эта традиция была передана Наропой и Майтрипой тибетскому переводчику Марпе, а он передал ее Миларепе, Гампопе, Кармане и другим. Основное ударение в ней делается на путь средств (которыми являются Шесть Доктрин Наропы) и путь освобождения – наставления по Махамудре, данные Майтрипой.

КАМА (бка' ма): Устная традиция школы Ньингма, свод учений, переведенный, в основном, во время пребывания Гуру Ринпоче в Тибете, и передаваемый от учителя к ученику до наших дней.

КАРМА (лас): "действие", безошибочный закон, в соответствии с которым хорошие действия приносят хорошие результаты, и т.п.

КОНГТРУЛ ЛОДРО ТХАЙЕ (1813-1899): известный также, как Чжамгон Конгтрул Лодро Тхайе и – под своим именем тертона – как Чимей Юнгдрунг Лингпа. Глава движения Римэ в 19 веке. Он был известен, как мастер, ученый и писатель; является автором более 100 томов писаний. Наиболее известными являются его "Пять Сокровищниц", среди которых – 63 тома "Ринчен Терд зо", терма-литература ста великих тертонов.

КОНЦЕНТРАЦИЯ (тинг нге 'дзин, санскр."самадхи"): состояние однонаправленного внимания. См. "самадхи".

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НЕВЕДЕНИЕ (кун ту бртагс па'и ма риг па): В Ваджраяне – неведение концептуализации субъекта и объекта; концептуальное мышление. В системе Сутры – концептуальное неведение означает "наложенные на" или "привнесенные" неверные воззрения; грубые общие воззрения, затемняющие природу вещей.

КОНТИНЕНТ ДЖАМБУ ('дзам бу глинг): известный нам мир. Самый южный из четырех континентов в классической буддистской космологии, названный так, потому что он украшен деревом джамбуврикша (розовая яблоня).

КОРЕННОЙ УЧИТЕЛЬ (ртца ба'и бла ма): коренной гуру. У практикующего Ваджраяну может быть несколько типов коренных учителей: ваджра-мастер, дающий посвящения; дающий текстовые передачи; объясняющий значение тантр. Основным же коренным учителем является мастер, дающий "указующие наставления", т.е. знакомящий человека с природой его сознания.

КРАСНОТА (дмар лам): вторая из трех стадий тонкого растворения – появления, возрастания и достижения.

КХЕНПО (мкхан по): титул человека, завершившего обширный курс обучения традиционным ветвям буддистской философии, логике, Винайе, и т.д. Курс этот занимает около десяти лет. Этот титул может также относиться к настоятелю монастыря или к священнослужителю, который постригает в монахи.

МАДХЬЯМИКА (дбу ма): Срединный Путь. Высшая из четырех философских школ буддизма. Срединный Путь – не придерживаться никаких экстремальных воззрений, особенно – воззрений этернализма и нигилизма.

МАНДАЛА (дкьил 'кхор): 1) "Центр и окружение". Обычно это – символическое представление мира обитания тантрического божества. 2) Словом "мандала" также обозначают подношение, визуализируемое как вся вселенная, а также расположение предметов на алтаре во время тантрического ритуала.

МАНТРА (снгагс): 1) Синоним Ваджраяны 2) Определенное сочетание звуков, символизирующее и передающее природу божества, что ведет к очищению и постижению; например – 0м Мани Падме Хум. Существует три основных типа мантры: гухья мантра, видья мантра и дхарани мантра.

МАРПА (мар па): великий праотец линии Кагью. См. "Life Of Marpa The Translator", Shambhala Publications.

МЕДИТАЦИЯ (сгом па): в контексте практики Махамудры или Дзогчена, медитировать – значит привыкать или поддерживать непрерывность сознавания собственной природы Будды, указанной квалифицированным учителем. В контексте "обучения, обдумывания и медитации" это значит – делать учения частью своей жизни, привыкая к ним путем действительной практики.

МАХАМУДРА (пх яг ргья чен по): буквально "великая печать"; самая прямая практика для осознания своей природы Будды. Система учений, являющаяся основной точкой зрения практики Ваджраяны (в "новых" (тиб. Сар-ма) школах – Кагью, Гелуг и Сакья).

МАХАЯНА (тхег па чен по): "Большая колесница"; когда мы говорим о Большой и Малой Колесницах (Махаяне и Хинаяне), Махаяна – это свод учений для идущих по Пути бодхисаттвы. Она включает сутру и тантру. Хинаяна же состоит из свода учений для шравак и прать екабудд. Сравнительные характеристики "Большая" и "Малая" относятся к масштабу устремлений, применяемым методам и глубине прозрения.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО (йид кьи лус): нематериальное тело, образованное привычными тенденциями; совсем как воображаемая физическая форма, которую мы имеем во сне.

МИЛАРЕПА (1040-1123): один из самых известных йогов и поэтов в религиозной истории Тибета. Большая часть учений школ Карма Кагью прошла через него. Подробнее о нем в книгах "The Life Of Milarepa" и "The Hundred Thousand Songs Of Milarepa", Shambhala Publications.

МИРНЫЕ И ГРОЗНЫЕ БУДДЫ (жи кхро): в контксте учения о бардо – 42 мирных Будды: Самантабхадра и Самантабхадри, 5 мужских и женских Будд, 8 мужских и женских бодхисаттв, 6 муни и 4 мужских и женских хранителей ворот. 58 грозных Будд: 5 мужских и женских херук, 8 йогинь, 8 богинь трамен, 4 хранительницы ворот и 28 швари.

МУДРОСТЬ ЗНАНИЯ ПРИРОДЫ, КАК ОНА ЕСТЬ (гнас луге джи лта ба мкхьен па'и йе шее): знание, сознающее природу вещей.

МУДРОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ВСЕГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ (шее бья джи сньед па гзигс па'и йе шее): знание, сознающее обыденные явления.

НАКОПЛЕНИЕ ЗАСЛУГИ (бсод намс кьи тсогс): Благие дела или практика медитации, выполняемые с концептуальным сознанием; например, с концепцией "себя", "дела" и "цели".

НАКОПЛЕНИЕ МУДРОСТИ (йе шее кьи тсогс): Благие дела или практика медитации, если человек выполняет их с различающим знанием осознания пустоты, с неприкрытым сознаванием, свободным от концептуального мышления.

НАДИ (ртса): каналы ваджрного тела, по которым движутся потоки энергии.

НАЛАНДА (санскр.): великий монастырский центр в древней Индии, университет буддизма; место его расположения находится в современном штате Бихар.

НАРОПА (на ро па): великий индийский махасиддха, главный ученик Тилопы и учитель Марпы в традиции Кагью. Cм. "Rain Of Wisdom", Shambhala Publications.

НЕВЕДЕНИЕ (ма риг па): неведение благих и дурных поступков заставляет нас перерождаться в одном из трех миров сансары. Неведение абсолютной истины – главная причина сансарического существования.

НЕМЫСЛЬ (ми ртог): состояние, в котором отсутствует концептуальное мышление. Это слово может относиться к неконцептуальной пробужденности, но обычно им обозначают одно из трех временных медитативных переживаний (блаженство, ясность и не-мысль), которые часто могут быть запятнаны тонкой привязанностью и очарованием.

НИРМАНАКАЙЯ (спрул ску): "тело эманации", "форма магического явления". Третья из трех кай. Аспект просветления, который могут воспринять обычные существа.

НОНДРО (снгон 'гро): см. "предварительные практики".

НЬИНГМА (рньинг ма): учения, принесенные в Тибет и переведенные в основном во время правления короля Трисонга Децена и позже, вплоть до Ринчена Сангпо в девятом веке; они были принесены и переведены великими мастерами – Падмасамбхавой, Вималамитрой, Шантиракшитой и Вайрочаной. Два основных типа передачи в Ньингма – это Кама и Терма. Практики основаны как на Внешних, так и на Внутренних Тантрах, но особенно – на Внутренних Тантрах Махайоги, Ану Йоги и Ати Йоги.

ОБЩАЯ ОСНОВА (кун гжи, санскр. "алайя"): Буквально по- тибетски это значит "основание всех вещей". Основание сознания, а также как чистых, так и нечистых феноменов. Это слово имеет разные значения в разных контекстах, и следует понимать его соответственно. Иногда оно – синоним природы Будды, или дхармакайи; иногда оно относится к нейтральному состоянию дуалистического мышления, воспринимаемому без изначально присущей пробужденности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.