Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие 2 страница




ОБЫКНОВЕННЫЙ УМ (тха мал гьи шее па): речь идет не об обыкновенном состоянии ума непросветленного человека; "обыкновенный" здесь значит, что присутствующая пробужденность никоим образом не сфабрикована, ничем не изменена и не исправлена.

СОЗНАВАНИЕ (риг па): в воззрениях Великого Совершенства или Махамудры словом "сознавание" обозначают сознание, свободное от неведения и дуалистических фиксаций.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (кун рдзоб кьи бден па): кажущийся, неестественный и обманчивый аспект реальности. Он по-разному определяется разными философскими школами.

ПАНДИТА (мкхас па): ученый мастер или профессор в буддистской философии.

ПЛОД ('брас бу): результат действия, конец пути. Обычно – состояние полного и совершенного просветления. Может также относиться к одному из трех уровней просветления шраваки, пратьекабудды или бодхисаттвы. См. также "Видение, медитация, действие и плод".

ПОБЕДОНОСНЫЕ (ргьял ба, джина): то же, что Будды.

ПОЛУБОГИ (лха ма йин): один из шести классов существ; в их ментальности преобладает чувство соревнования и борьба.

ПОСВЯЩЕНИЕ (дбанг): передача силы ("энергии") или разрешения практиковать учения Ваджраяны; незаменимый вход в практику тантры. Посвящение дает человеку контроль над изначально присущими ему ваджрным телом, ваджрной речью и ваджрным умом, а также позволяет ему относиться ко всем формам как к божеству, ко всем звукам как к мантре, и ко всем мыслям – как к мудрости. См. также "Четыре Посвящения".

ПОДНОШЕНИЕ ТРАПЕЗЫ (тсогс кьи 'кхор ло): трапезное собрание, выполняемое практиками Ваджраяны для накопления заслуги и очищения нарушенных священных обязательств.

ПРАДЖНЯ И УПАЙЯ (тхабс данг шее раб): праджня – осознанное знание; в особенности – сознавание состояния отсутствия собственного "я". Упайя – метод или техника, приводящая к постижению.

ПРАДЖНЯПАРАМИТА (шее раб кьи пха рол ту пхьин па): "трансцендентальное знание". Учения Махаяны об сознавании пустоты, выходе за пределы фиксации на субъекте, объекте и действии. Связаны со Вторым Поворотом Колеса Дхармы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (снгон 'гро): общие внешние предварительные практики – это Четыре Мысли, Изменяющие Сознание; специальные внутренние предварительные практики – это четыре по сто тысяч практик прибежища и бодхичитты, чтения мантры Ваджрасаттвы, подношения мандалы и гуру-йоги. См. "Torch Of Certainty", Shambhala Publications, и "The Great Gate", Rangjung Yeshe Publications.

ПРИВЫЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (баг чагс): тонкие склонности, запечатленные в сознании общей основы.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ (ргью 'брас): 1) Естественный закон зависимого возникновения. 2) Закон кармы.

ПРОСВЕТЛЕННАЯ СУТЬ (бде гшегс сньинг по, сугатагарбха): в этой книге используется как синоним "природы Будды".

ПХОВА ('пхо ба): выброс сознания в Будда-поле в момент смерти.

ПЯТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ (пхунг по лига): пять совокупностей физических и ментальных компонентов существа: физические формы, ощущения, представления, формирующие и сознания.

ПЯТЬ ПУТЕЙ (лам лига): пути накопления, соединения, видения, культивации и "за пределами тренировки". Эти пять путей включают в себя весь процесс – от искреннего начала практики Дхармы до полного просветления.

ПЯТЬ СОВЕРШЕНСТВ (пхун сум тсогс па лига): совершенные учитель, окружение, место, учение и время. Эти пять атрибутов характеризуют миры самбхогакайи.

ПЯТЬ СВЕРХЗНАНИЙ (мнгон шее лига): способность совершать чудеса, божественное зрение, божественный слух, память о прошлых жизнях и знание мыслей других.

ПЯТЬ МУДРОСТЕЙ (йе шее лига): мудрость дхармадхату, зеркалоподобная мудрость, мудрость равенства, различающая мудрость и вседостигающая мудрость. Они представляют из себя пять различимых функций татхагатагарбхи.

РАДУЖНОЕ ТЕЛО ('джа' лус): когда человек покидает этот мир в массе радужного света, не оставляя здесь мертвого тела.

РАЗДЕЛ ИНСТРУКЦИЙ (ман нгаг еде): третий из трех разделов Дзогчена, сформированный Манджушримитрой и подчеркивающий особые ключевые моменты.

РАЗДЕЛ ПРОСТРАНСТВА (клонг еде): раздел Дзогчена, подчеркивающий пустоту.

РАЗДЕЛ УМА (семе еде): первый из Трех Разделов Дзогчена.

РАНГГОНГ (ранг стонг): аспект тибетской школы Мадхьямики, фокусирующийся на пустоте, лишенной самоприсущего бытия. Ср. с "Шентонг".

САКЬЯ (са скья): одна из четырех главных школ тибетского буддизма. Она была основана в одиннадцатом веке Дрогми Лотсавой ('брог ми ло тса ба), учеником индийского мастера Вирупы.

САМАДХИ (тинг нге 'дзин): "сверхровность". Состояние однонаправленной концентрации или медитативного погружения, которое в контексте Ваджраяны может относиться как к стадии развития, так и к стадии завершения.

САМАЙЯ (дам тсиг): священные обеты, обещания или принятые на себя обязательства в практике Ваджраяны. Самайи по сути своей состоят: с внешней стороны – из поддержания гармоничных отношений с ваджра-мастером и друзьями по Дхарме; а внутренне – из сохранения непрерывности практики.

САМБХОГАКАЙЯ (лонгс спьод рдзогс па'и ску): "тело совершенного наслаждения". В контексте "пяти кай плода" самбхогакайя – это "полуманифестированная" форма Будд, наделенная "пятью совершенствами" – совершенные учитель, окружение, место, учение и время которую могут воспринять только бодхисаттвы десятого уровня.

САНСАРА ('кхор 63): "циклическое существование", "порочный круг", или "круговорот" рождений, смертей и перерождений, происходящий в шести мирах бытия, и характеризующийся страданием, непостоянством и неведением. Состояние обычных существ, скованных неведением и дуалистическим восприятием, кармой и беспокоящими эмоциями. Обычная реальность, бесконечный цикл тщеты и страдания, возникающий как плод кармы.

САНГХА (дге 'дун): сообщество практикующих, обычно – монашеское. Под Благородной Сангхой имеются в виду те, кто достиг пути видения и таким образом освободился от сансары.

САРАХА (са ра ха): один из индийских махасиддх, мастер традиции Махамудры. См. "The Royal Songs Of Saraha", Shambhala Publications.

СОПОЯВЛЕНИЕ (лхан чиг скьес па): рожденное вместе; совпадение природы вещей (естественное или изначальное).

СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ (рдзогс рим): "Стадия завершения со знаками" означает йогические практики, такие, как туммо. "Стадия завершения без знаков" – это практика Дзогчена. См. также "развитие и завершение", СТАДИЯ РАЗВИТИЯ (бскьед рим, санскр. "утпаттикрама"): один из двух аспектов практики Ваджраяны. Мысленное создание чистых образов для очищения привычных тенденций. Суть стадии развития – "чистое восприятие" или "святое видение", т.е. восприятие всего видимого, слышимого и мыслимого, как божеств, мантр и мудрости.

СТАДИИ РАСТВОРЕНИЯ (тхим рим):

  • растворение грубых элементов
  • растворение тонких состояний сознания
  • очень тонкое растворение происходящее в бардо дхарматы.
    По поводу последнего см. также "бардо дхарматы".

СТО МИРНЫХ И ГРОЗНЫХ БОЖЕСТВ (жи кхро'и лха бргья): 42 мирных и 58 грозных божеств, воплощающих различные качества природы Будды. См. "мирные и грозные Будды".

СУГАТАГАРБХА (бде бар гшегс па'и сньинг по): "суть Сугаты". Наиболее привычное санскритское обозначаение того, что на Западе называют "природой Будды".

СУТЬ УМА (семе ньид, семе нго): природа сознания, то же, что "природа Будды". Не следует путать ее с "умом" (семе), что относится к обычному мышлению, основанному на неведении. "Суть ума" – это изначальное пространство, из которого и в котором эти мысли появляются.

СУТРА (мдо, мдо еде): 1) лекция, данная или вдохновленная Буддой. 2) писание из Сутра Питаки, входящей в Трипитаку. 3) все экзотерические писания буддизма, принадлежащие к Хинаяне и Махаяне; причинные писания, воспринимающие путь как причину просветления, в отличие от эзотерических, тантрических писаний.

ТАКОВОСТЬ (де бжин ньид): природа всех явлений и сознания.

ТАНТРА (ргьюд): учения Ваджраяны, данные Буддой в его самбхогакайя-форме. Истинная суть тантры – "непрерывность", изначально присущая природа Будды, известная как "тантра выраженного значения". Общая суть тантры – это экстраординарные тантрические писания, известные как "тантра выражающих слов". Может относиться также ко всем вытекающим из этого учениям Ваджраяны в целом.

ТАТХАГАТА (де бжин гшегс па): "Таким-Образом-Ушедший". То же, что полностью просветленный Будда.

ТАТХАГАТАГАРБХА – см. Шугатагарбха.

ТЕКСТОВАЯ ПЕРЕДАЧА (лунг): передача права изучать определенный текст, получаемая, когда кто-то, имеющий эту передачу, читает этот текст вслух.

ТЕРМА (гтер ма): "сокровище". 1) передача, осуществляемая методом "скрытого клада"; эти "клады" были скрыты, в основном, Гуру Ринпоче и Йеше Тсогьял для того, чтобы быть обнаруженными в надлежащее время "тертоном", "обнаружителем сокровищ", для блага будущих учеников. Это – одна из двух основных традиций школы Ньингма (другой традицией является Кама). Говорится, что эта традиция будет продолжаться долгое время после того, как исчезнет даже Винайя Будды. 2) Разнообразные "клады" – скрытые сокровища – включая тексты, ритуальные объекты, реликвии и естественные предметы.

ТИЛОПА (санскр.): индийский махасиддха, гуру Наропы и отец линии Кагью.

ТОГАЛ (тход ргал): "прямая переправа". Дзогчен состоит из двух главных частей: Трекчо и Тогал. Первая из них концентрируется на безначальной чистоте (ка даг), а вторая – на спонтанном присутствии (лхун груб).

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ЗНАНИЕ (ше рабе кьи пха рол ту пхьин па, праджнапарамита): мудрость, превзошедшая концептуальное мышление. "Трансцендентный" буквально означает здесь "ушедший на другой берег", в смысле ухода с "этого берега" дуалистических концепций.

ТРЕКЧО (кхрегс чод): "проруб", "просека". Прорубывание сквозь поток заблуждения и мыслей о трех временах (прошлом, настоящем и будущем) на пути выявления неприкрытого сознавания, лишенного дуалистической фиксации. Узнать это Видение с помощью устных наставлений своего учителя и поддерживать его непрерывность во всех аспектах своей жизни – вот сама суть практики Дзогчена.

ТРИ ВИДА ЧУДЕСНЫХ СИЛ (чо 'пхрул гсум): совершенные действия нирманакайя-Будды, совершаемые посредством его тела, ума и речи.

ТРИ ВЫСШИЕ МИРА (мтхо рис гсум): миры людей, полубогов (асуров) и богов (дэвов). Эти миры более приятны, чем низшие миры – животных, голодных духов и обитателей адов – но и они лишены постоянного счастья, поскольку являются частью сансары.

ТРИ КАЙИ (ску гсум): дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя. Как основа, эти три кайи являются, соответственно, "сутью, природой и функцией"; как путь "блаженством, ясностью и не-мыслью"; как плод, они "три кайи состояния Будды". Три кайи состояния Будды – это дхармакайя, лишенная сложных (мысленных) конструкций и обладающая "двадцать одним сводом просветленных качеств"; самбхогакайя, имеющая природу света и наделенная совершенными большими и малыми признаками, видимыми только для бодхисаттв и божеств; и нирманакайя, манифестирующаяся в формах, воспринимаемых как чистыми, так и нечистыми существами. (В русской традиции буддистского перевода три кайи иногда именуются Тремя Телами Будды – прим. пер.).

ТРИ КОРНЯ (ртса ба сум): Гуру, Йидам и Дакини. Гуру – корень благословения, Йидам – корень достижения и Дакини корень активности.

ТРИ САМАДХИ (тинг нге 'дзин гсум): самадхи тако вости, просветленности и коренного слога. Они формируют фундамент стадии развития.

ТРИ ЯДА СОЗНАНИЯ (дуг гсум): привязанность, гнев и заблуждение.

УКАЗУЮЩИЕ ИНСТРУКЦИИ (нго спрод): прямое знакомство с природой сознания.

УПАИЯ (тхабс): см. "праджня и упайя".

УЧЕНИЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ И МЕДИТАЦИЯ (тхос бсам сгом гсум): "учение" – это получение устных наставлений и изучение писаний для того, чтобы очистить свое неведение и неверные воззрения. "Размышление" это удаление неуверенности и неправильного понимания путем тщательного обдумывания предмета. "Медитация" значит – добиться прямого и непосредственного сознавания путем применения учений в своей жизни.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ (груб мтха'): четыре буддистские школы мысли – это Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра и Мадхьямика. Две первые относятся к Хинаяне, две последние – к Махаяне.

ФУНКЦИЯ (тхугс рдже): в Дзогчене – один из трех аспектов: суть, природа и функция; естественное выражение нераздельности пустоты и ясного света.

ХИНАЯНА (тхег па дман па): колесницы, занятые созерцанием четырех благородных истин и двенадцати звеньев цепи зависимого возникновения ради индивидуального освобождения.

ЧАНГ (чанг): тибетское ячменное пиво.

ЧЕРНОТА (наг лам): переживание полной тьмы, являющееся третьей стадией "появления, возрастания и достижения".

ЧЕТЫРЕ ПОСВЯЩЕНИЯ (дбанг бжи): посвящение вазы, тайное посвящение, посвящение мудрости-знания и посвящение драгоценного слова. Падмасамбхава говорит в "Ламрим Иеше Ньингпо": "Посвящение вазы, очищающее тело и нади, является зерном ваджрного тела и нирманакайи. Тайное посвящение, очищающее речь и праны, является зерном ваджрной речи и самбхогакайи. Посвящение "пхонья", очищающее сознание и эссенции, является зерном ваджрного ума и дхармакайи. Высшее посвящение, очищающее привычные схемы всеосновы – это зерно ваджрной мудрости и свабхавикайи".

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ ('пхагс па'и бден па бжи): четыре истины – это истина страдания, истина происхождения, истина прекращения и истина пути. Истина страдания относится к миру и существам. Истина происхождения относится к кармическим действиям и беспокоящим эмоциям. Истина прекращения – это состояние избавления как от кармы, так и от беспокоящих эмоций вместе с их последствиями. Истина пути – это пути и уровни буддизма, абсолютного решения проблемы страдания. Истина страдания – как болезнь, истина происхождения – как причина болезни, истина прекращения – как выздоровление, а истина пути – как процесс лечения. Эти четыре истины понимаются все глубже и глубже с тем, как практикующий проходит через три колесницы.

ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ (груб мтха' бжи): См. "философские школы".

ЧИСТЫЙ МИР (жинг кхамс, даг па'и жинг): мир, населенный исключительно просветленными бодхисаттвами, в котором Будда учит в своей форме самбхогакайи.

ЧИТИ ЙОГА (спьи ти'и рнал 'бьор): одна из частей Секции Инструкций в Дзогчене: Ати, Чити и Янгти. Чити определяется как описывающая основные пункты Дзогчена.

ЧОКГЬЮР ЛИНГПА (1829-1870): Открыватель сокровищ (терма); современник Джам янга Кьенце Вангпо и Джамгона Контрула. Он считается одним из главных тертонов всей истории Тибета; его термы широко практикуются школами Кагью и Ньингма. Более подробно о нем см.: "The Life & Teachings of Chokgyur Lingpa", Rangjung Yeshe Publications.

ШАМАТХА (жи гнас): "спокойное пребывание" или "пребывание в покое" после того, как сходит на нет мысленная активность; а также медитационная практика успокоения ума для того, чтобы быть свободным от беспокойства, вносимого мыслями.

ШАРИПУТРА (ша ри'и бу): один из двух главных учеников Будды, отличавшийся особой мудростью.

ШЕНТОНГ (гжан стонг): аспект тибетской школы Мадхьямика, подчеркивающий неразделимость пустоты и ясного света и утверждающий, что кайи и мудрости состояния Будды естественным образом присутствуют в сути сугаты.

ШЕСТЬ ПАРАМИТ (пхар пхин друг): шесть трансцендентных действий – щедрость, дисциплина, терпение, прилежность, концентрация и различающее знание.

ШЕСТЬ МИРОВ (риге друг ги гнас): миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и обитателей адов.

ШЕСТЬ ВОСПОМИНАНИЙ (рджес дран друг): наиболее приемлемый из всех различных вариантов Шести Воспоминаний – это воспоминание о йидаме, пути, месте перерождения, состоянии медитации, устных наставлениях учителя и Видении. В своих "Великих Указующих Наставлениях Для Четырех Состояний Бардо" Падмасамбхава упоминает эти воспоминания: "Вспомнив йидама, ты видишь лики мирных и грозных божеств всех трех кай. Вспомнив путь, обретаешь власть над изначально присущей природой в бардо. Вспомнив о месте перерождения, перерождаешься в мире нирманакайи, даже если у тебя не лучшие данные. Вспомнив о состоянии медитации, остаешься в медитации пять дней. Вспомнив устные наставления своего учителя, осознаешь, что твои переживания – не что иное, как нескованная пробужденность. Вспомнив Видение, осознаешь, что спонтанное присутствие – это мандала самбхогакайи. Как будто встречаешь давно знакомого человека – узнаешь свое естественное лицо".

ШРАВАКА (ньян тхос): "слушатель". Хинаянист практикующий Первый Поворот Колеса Дхармы (четыре благородные истины), понимающий страдание, присущее сансаре, и фокусирующийся на понимании того, что не существует независимого "я". Покоряя беспокоящие эмоции, он освобождается – достигая сначала ступени Входящего В Поток на Пути Видения, затем – ступени Возвращающегося Лишь Однажды (того, кого ожидает лишь одно перерождение), затем – ступени Невозвращающегося (того, кто более не переродится в сансаре). Последняя ступень – стать Архатом. Эти четыре ступени известны также, как "четыре результата духовной практики".

ШРИ СИМХА (санскр.): главный ученик и наследник Манджушримитры в линии учений Дзогчен. Он родился в городе Шокьям в Кхотане и учился у мастеров Хатибхалы и Бхелакирти. Среди основных учеников Шри Сингхи были четыре выдающихся мастера: Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и тибетский переводчик Вайрочана.

ЯНГТИ (янг ти): подразделение Секции Инструкций в Дзогчене, касающееся уникальных ключевых пунктов.

ЯСНЫЙ СВЕТ ('од гсал): ключевой термин философии Ваджраяны; здесь Ваджраяна отходит от чрезмерного подчеркивания пустоты, который может привести к нигилизму. Согласно Мипхаму Ринпоче "ясный свет" значит "свободный от темноты незнания и наделенный способностью сознавать".

ЯСНЫЙ СВЕТ ОСНОВЫ (гжи'и 'од гсал): то же, что "материнский ясный свет", дхармакайя.

ЯСНЫЙ СВЕТ ОСНОВЫ ПОЛНОГО ДОСТИЖЕНИЯ (ньер тхоб гжи'и 'од гсал): ясный свет дхармакайи, занимающийся сразу после трех тонких стадий растворения: белизны, красноты и черноты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.