Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение права и морали. Типы и формы государства

Типы и формы государства

Типы и формы гос-ва

В наст.вр.сущ-ет 2 подхода к типологии гос-ва: цивилизационный и формационный. Первый основан на отнесении гос-ва к опред.цивилизации. Цив-ия- это опред.уровень развития общ-ва, социокультурн. Система, в кот. обеспечив-ся жизнедеят-ть общ-ва в соответствии с его потребностями и поддерживается интеграция через духовно-культурн.факторы.

Виды цив-ий и соотв.им типов гос-ва:

• Восточн.,западн.и смешанные;

• Древние,средневековые,современные;

• крестьянские,промышл.,научно-технич.

МИНУСЫ Цивил.подхода: не выдел-ся принадлежность политич.власти; абстрактная разработанность принципов.

ФОРМАЦИОН. подход: тип гос-ва увязывают с опред. формацией,в кот.главной хар-кой явл-ся принадлежность гос.власти определенному классу производной от формы собств-ти.

4 вида гос-в:

• рабовладельческие,

• феодальн.

• буржуазные (капиталистич.)

• социалистич (диктатура пролетариата).

Минус этого подхода- игнор социокультурн роли гос-ва.

Сейчас гос-ва классифицируются на

• тоталитарные,

• авторитарные;

• либеральные;

• демократич.

ФОРМА ГОС-ВА:это способ орг-ии высших органов власти, террит.устр-во власти и методы ее осуществления.

Включает 3 эл-та: -по форме правления (монархия: абсолютн и конституцион и республика: президентская и парламентск); - по форме гос.устр-ва (федеративное гос-во, унитарн и конфедерация); - гос.режим (тоталитарн, авторитарные, либеральн.,дем). Форма гос.устр-ва – способ терр.устроения гос-ва. Федерация(США,Росс,Герм).Унит.гос-ва (Япония, Италия, Фр). Гос-режим- совокупность методов осущ-ия гос.власти.

Федеративн гос-во- союзн гос-во, части которого обладают суверенитетом,кот не нарушает целостность всего гос-ва. Субъекты федерации облад.своим законод-вом, самост.органами упр-я,судами. Федерации могут быть образованы по адм-терр признакуи по национальному. Унитарн.гос-во –цельное гос-во, части кот явл.только адм-терр образованиями,не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих обр-ий нет своего законод-ва, судебн сист,органы адм.упр-я подчинены непосредственно центр.органам власти,либо имеют двойное подчинение центру и местн представительным органам. Такая форма гос-ва хар-на для гос-в с монархич.формой правления. Конфедерация- в науке счит-ся, что это не самост гос-во,а только содружество или союз абсолютно независим гос-в,созданных для достижения каких-либо конкретн целей (оборона от общего врага). Возник.на недолгий срок и прекращ-ся,когда цели достигнуты.

 

Соотношение права и морали

Мораль - это правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах. Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку. Общество устанавливает, что можно, нужно и нельзя делать человеку не с позиций законности, а согласно этическим, нравственным идеалам. Не отдельный индивид оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению. Общество может признать поступок нравственно хорошим, хотя он и плох, невыгоден для конкретного индивида, и наоборот, аморальным может признаваться поведение, вполне одобряемое самим индивидом. Если право формируется государством в процессе целенаправленного нормотворчества, то мораль складывается стихийно, постепенно, по мере осознания и признания нравственных идеалов большинством членов общества. Норма права становится общеобязательной сразу, с момента вступления в силу соответствующего источника. Право действует в определенных временных рамках, вплоть до отмены или истечения срока действия нормативного акта. Мораль же не вводится в действие с определенной даты, она оказывает влияние постепенно, по мере ее осознания общественным сознанием. Нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни срок их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей. Мораль появилась намного раньше права.Нормы морали не закрепляются в письменной форме и содержатся в сознании людей - индивидуальном и общественном. Иногда моральные ценности выражаются через фольклор, искусство, массовую культуру. Нормам морали присущ высокий уровень обобщений (абстракции). В целом они не унифицированы, не конкретны, им не свойственна детализация. Однако даже при отсутствии такой формализации все члены общества прекрасно знают содержание моральных требовании. В то время как право отличается единообразием нормативных предписаний, мораль не однородна для различных групп, слоев населения. В любом государстве может существовать только одна правовая система, мораль же имеет множество различных уровней. В каждом сообществе - этническом, профессиональном, возрастном, религиозном, у каждого отдельного индивида - свое понимание нравственных идеалов. Нормы морали соблюдаются добровольно. Средствами обеспечения выступают здесь, с 1ст., внутренние факторы - убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, а с другой - общественное мнение. Таким образом, нормы морали защищены не государственными, а общественными санкциями. Можно сказать, что мораль носит авторитетный характер, основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению.Право регулирует лишь наиболее важные, общественно значимые с точки зрения государства социальные взаимодействия. Область действия морали намного шире. Нормы морали носят всепроникающий, универсальный характер. Регулирующее действие морали распространяется практически на все сферы публичной и частной жизни. Право можно рассматривать как набор минимально необходимых требований к человеку, в то время как нравственные критерии несравненно выше.Мораль и право могут в чем-то не совпадать и даже противоречить друг другу, но в целом право и мораль взаимодействуют друг с другом, дополняют, взаимопроникают и обеспечивают друг друга. Их базовые требования в основном совпадают. Правовым является закон, воплощающий принципы гуманизма, добра, справедливости, соответствующий господствующим в обществе нравственным идеалам. В правовом государстве нормы права должны соответствовать моральным критериям общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
General services order | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.