Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Философия природы




Понятие бытия. В широком, самом общем смысле понятие «бытие» означает «существование». В философии под бытием, как правило, понимают реальность, существующую объектив­но, т. е. независимо от человека. Следовательно, бытие – это материальное существование природной и социальной реальности (действительности). Раздел философии, посвя­щенный изучению наиболее общих проблем бытия, назы­вается онтологией.

Бытие – одно из фундаментальных философских понятий. Возникновение самой философии в определенной мере связано с постановкой и разрешением проблемы бытия. Одними из первых учение о бытии начали развивать древнегречес­кие философы. Они противопоставляли бытие и небытие. Постепенно оформились два различных понимания бытия:

• бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное (линия Парменида)

• бытие – это нечто изменчивое и претерпевающее постоянное становление (линия Гераклита).

Эти две линии прошли через всю историю философии и сохраняются по сей день.

Поскольку понятие «бытие» включает природную и со­циальную реальность, то условно можно выделить природное и со­циальное бытие.

Природное бытие охватывает множество различных вопросов. Мы рассмотрим только основные атрибуты природного бытия. Атрибут есть неотъемлемое, существен­ное свойство или качество чего-либо. Атрибутами природ­ного бытия являются:

- субстанция(субстанциальность)

- движение и развитие

- детерминизм и закономерность

- организованность и структурность

- многомерность

- дифференцированность

- жизнь

- сознание

Понятие природы. Корни экологического кризиса. В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и, следовательно, имели к ней различ­ное отношение. В широком смысле это все, что существует во Вселен­ной. В этом значении понятие «природа» почти совпадает с понятием «бытие». Но чаще понятие «природа» употреб­ляется в другом, более специальном значении – как сово­купность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел и процессов.

В древнем мире, как правило, считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конеч­ное. Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким зако­нам или богам. Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремить­ся к своему совершенству.

В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом. Истинное бытие – толь­ко Бог. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное. Она не является истинным бытием, стоит ниже Бога. Все природное и материальное – тленно, греховно. Человек должен стремиться вырваться из природ­ного мира в мир божественный.

В философии эпохи Возрождения природный и боже­ственный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа на­деляется божественными свойствами. Человек, как творец, уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными.

В Новое время укрепляется научное и, вместе с тем, прак­тическое отношение к природе. Природный мир, как пола­гали многие философы, сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм). Природа – материаль­на и познаваема. Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам.

Такое утилитарное, потребительское отношение к приро­де в Новейшее время укрепилось и породило закономерный результат – углубляющийся экологический кризис. С точки зрения философии, экологический кризис – это негативное влияние деятельности человека на окружающую природную среду. Причина негативного влияния в убеждении, что человек – царь, хозяин, господин природы, а она – его служанка. Такое отношение порожда­ет бездумное, хищническое, варварское отношение к при­роде.

Атрибуты бытия. Субстанция. Понятие субстанция означает сущность, первонача­ло, нечто, лежащее в основе. Природное бытие обладает суб­станциальностью, т.е. оно из чего-то состоит. Это что-то лежит в основе всех вещей. Поэтому философская проблема субстанции прежде всего заключается в вопросе: из чего со­стоит мир или что лежит в основе всех вещей? Эта проблема волновала умы мыслителей еще в глубокой древности. С того времени было предложено несколько ее решений:

• Монизм – концепция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию). Разновидности монизма:

- материалистический монизм — субстанцией является материя (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

- идеалистический монизм – субстанцией является не­кое идеальное (т.е. духовное) начало - Бог, Дух, идея, логос, Космический Разум, Мировая душа и т.д. (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Гегель и др.);

- пантеистический монизм — субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы (Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская, Рерих).

• Дуализм – концепция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное (Рене Декарт (XVII в.)).

• Плюрализм — концепция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма - немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц. Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы, из которых состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог.

Понятия духа и материи.

Дух. В философии оформились три основных ответа на воп­рос «Что есть дух?»:

- Дух есть нечто нематериальное, противоположное ве­щественному, телесному, материальному. Дух неуловим, неосязаем и непознаваем. Так думали, например, христи­анские философы Средних веков.

- Дух есть порождение высокоорганизованной материи. Он тесно с ней связан и не имеет никакой самостоятельности. Например, сознание человека – духовное образование, порождаемое биофизическими про­цессами мозга. Но продукты сознания – мысли, нематериальны, их невозможно как-либо зафиксировать. Так дума­ли материалисты – Маркс, Энгельс, Ленин.

В XX в. была доказана ошибочность такого понимания мысли. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит, материальное образование.

- Дух есть особое состояние материи – разреженное, утон­ченное и высокоорганизованное. Дух и материя – различ­ные состояния (полюса) единой космической субстанции («материя есть кристаллизованный дух»). Такая точка зре­ния характерна для эзотерической философии (Махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Научные факты, получа­емые исследователями, все более убедительно свидетель­ствуют в пользу данной точки зрения. Оказалось, что различные духовные образования подлежат научному изу­чению и фиксации (мысли, аура, фантомы сознания – тон­кие энергетические тела человека и т.д.).

Материя. Представления о материи в истории философии не единожды изменялись. Так, например, у Аристотеля мате­рия – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в форме. Форма – то, что придает материи содер­жание и позволяет существовать в виде определенной вещи. Например, форма человека – его душа.

В Средние века мате­риальные вещи противопоставлялись духовным образовани­ям – Богу, божественному миру, ангелам и т.д.

В Новое время понятие «материя» отождествлялось с понятием «веще­ство». Но с развитием физики эти понятия были разведены. Веществом стали называть лишь один из видов материи.

Широко известно определение материи, сделанное Лениным: материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания. С позиций современной науки это определение является неточным. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит материальное образование.

Материя существует вечно, она неуничтожима и неисчерпаема, постоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в другое.

Современная наука выделяет два основных вида материи – (веще­ство и поле) и две основных формы существования материи (пространство, время).

Вещество— вид материи, обладающая дискретным (прерывистым) строением и массой покоя. Частицы вещества – кварки, протоны, нейтроны, атомы, молекулы и т. д.

Физическое поле— вид материи, обладающий непрерывностью и отсутствием массы покоя. Частицы поля – кванты. Современной науке известны четыре вида полей – гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное. Некоторые физики полагают, что существует и пятый вид – торсионное поле (порождаемое процессами вращения).

Пространствоесть способность материальных тел зани­мать определенное местоположение, или распола­гаться относительно других тел. Размерность физического пространства в макромире равна трем, однако ученые и философы полагают, что размерность пространства как в макро-, так и в мегамирах может быть выше трех.

Времяесть длительность или скорость развития мате­риальных процессов, их ритм или темп. Размерность вре­мени в физическом макромире равна единице, т. е. оно одномерно.

Движение и развитие. В природном мире все подлежит изменениям. Всякое изменение материи в философии называется движением.Существуют сле­дующие формы движения материи:

- механическое - перемещение, например, шара по плос­кости;

- физическое - например, ядерная реакция;

- химическое - например, химическая реакция окисления;

- биологическое - например, деление клетки;

- психическое - например, ощущение или мышление;

- социальное - например, социальная революция;

- космическое- например, расширение межгалактического пространства Вселенной.

Сложный вид изменений и движения называется разви­тием,или более точно: развитие есть направленные, каче­ственные, необратимые изменения сложных системных объектов.

Детерминизм и закономерность. Детерминизм или принцип причинности предполагает обусловленность одних явлений другими явлениями. Его основная идея состоит в том, что никакое событие в природе не может произойти само по себе. Оно должно быть порождено другими событиями, которые выс­тупают по отношению к нему как причины.

Другое важнейшее основание детерминизма – принцип закономерности, согласно которому взаимодействия меж­ду природными объектами происходят по определенным устойчивым схемам. Такие схемы называются законами.

Например, схема взаимодействия камня и Зем­ли всегда одинакова (устой­чива). Камень будет притягиваться к Земле, т.е. падать. Это падение объясняется законом гравитации (притяжения). Если однажды камень зависнет в воздухе и не упадет на Зем­лю, не следует торопиться объявлять это «чудом» в религиоз­ном смысле этого понятия, т.е. как нечто сверхъестественное, необъяснимое с точки зрения причинности и закономернос­ти. Если камень завис, значит, на него действует неизвест­ная сила, причинность и закономерность действия которой необходимо установить. Возможно, это будет сделать не­просто. Но это не означает нарушения причинности и зако­номерности как базовых принципов научно-философского познания мира.

Организованность. Структурность. Многомерность. Очевидно, что в природном мире существует как по­рядок, так и беспорядок. Тем не менее, упорядоченность, или организованность, материального и духовного бытия во мно­гих явлениях и процессах явно преобладает над хаосом.

Это поняли еще древние греки. Не случайно ими было сформули­ровано понятие космос, которое означало упорядоченное, организованное, конечное бытие в противовес хаосу - бы­тию неупорядоченному и бесконечному.

В настоящее время наука объясняет происхождение Кос­моса на основе теории Большого Взрыва: мно­го миллиардов лет назад космическое пространство было сжато в единую сверхплотную вакуумную точку. В результа­те неизвестных процессов в недрах вакуума произошел огромный (взрывной) выброс энергии и расширение космического пространства, которое продолжается до сих пор. Постепенно, по мере рас­ширения Космоса, стали образовываться микрочастицы и космические тела-галактики, звезды, планеты и т. д.

Материя в Космосе имеет определенную структурность — это организованность, упорядоченность в системы, элементы которых связаны между сорбой.

В самом общем виде выделяют три уровня организации материи в Космосе: микромир (физический вакуум, элементарные частицы), макромир (макротела, молекулы), мегамир (планеты, планетные системы и звёзды, галактики, метагалактика (доступная изучению часть Вселенной)).

Важный атрибут космического бытия и материи - мно­гомерность.Долгое время ученые думали, что существуют только три пространственных размерности и одна времен­ная. Однако оказалось, что физические теории, объясняющие структуру и взаимодей­ствия микрочастиц, свидетельствуют об их многомерности. Сейчас в науке укрепляется убеждение, что многомерность может существовать не только в микро-, но и в макро- и мега-мирах.

Эзотерическая философия уже давно обосновывает эту идею. В Космосе, кроме нашего мира, могут существовать миры иных измерений. Причем эти миры находятся не где-то далеко, а параллельны с нашим. Их называют «тонкие миры», «духовные сферы бытия», «внут­ренний космос», «астральный и ментальный миры» и т.д. Многие древние философы и ряд современных ученых полага­ют, что сознание человека во время сна и после смерти биологического тела пребывает в этих мирах. В настоящее вре­мя в науке разворачиваются теоретические и эксперимен­тальные исследования этих проблем.

Дифференцированность. Понятие дифференцированность означает разъеди­ненность, расчлененность на отдельные фрагменты и образо­вания. Материя не только структурирована и организована, но и разделена. Например, то, что каждый процесс или явление имеет свои противопо­ложные, полярные свойства – положитель­ные и отрицательные заряды в электричестве, разделение полов и т.д.

Дифференцированность проявляется в дискретности — вещество состоит из отдельных микрочастиц, общество со­стоит из отдельных индивидов, галактики состоят из отдель­ных звезд и планет и т.д.

Философы утверждают, что возможны и недифференци­рованные состояния материи. В таком состоянии материя, вероятно, находилась до появления Вселенной из вакуум­ной точки.

Жизнь. В изучении жизни главными являются три вопроса: Что есть жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах она существует?

На вопрос: «Когда и как появилась жизнь?» в философии существуют два ответа. Философы-материалисты (Маркс, Эн­гельс, Ленин) утверждали, что жизнь есть свойство высоко организованной материи, которое появляется на опреде­ленной (биологической) ступени ее эволюции. Согласно этой точке зрения природу принято делить на неживую и живую. Живые объекты природы появляются из неживых случай­но или закономерно (единого мнения на этот счет нет).

Согласно другой точке зрения, которая называется жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой (Платон, Анаксимен, Аристотель и др.).

Краеугольным является вопрос «Что есть жизнь?», так как от ответа на него зависят ответы и на другие вопросы. Материалисты воспринимали жизнь только в биологическом смысле, поэтому наука долгое время признавала живыми исключительно биологические существа. Однако оказалось, что жизнь может существовать и в небиологической — энерге­тической (полевой) форме.

Наиболее глубокое определение жизни дают эзотерический буддизм и йога. Жизнь в этих учениях отож­дествляется с движением материи и понимает­ся как всякое изменение и взаимодействие материи. Она существовала всегда, но в различных формах и видах, мно­гие из которых человеку пока не известны.

В XX в. началось целенаправленное изучение энергетичес­ких форм жизни - тонкоматериальных полевых образований. Результаты, полученные исследователями, противоречили узким материалистическим представлениям о жизни и сви­детельствовали в пользу древней восточной философии. Научное определение жизни – форма существования живой материи, состоящая в обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой, в их переработке для осуществления своих функций.

Сознание. Сознание изучается многими научными дисциплина­ми, центральное место среди которых занимают философия и психология. Сознание – это особая функция или способность материи (духа), которая заключается в субъективном отражении и предвосхищении объективной действительности. Существуют три основные точки зрения на проблему происхождения сознания:

- сознание есть продукт высокоорганизованной материи (марксизм и др.);

- сознание (дух) существует изначально до появления материи (идеалистическая философия - Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др.);

- сознание - имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) свойство субстанции, которое существует вечно, но по-разному проявляется во множестве всевозможных материальных форм и имеет различные степени развития (эзотерическая философия - Махатмы, Блаватская, Ре­рих и др.).

Наука XIX - XX вв. воспринимала сознание механистич­но, ориентируясь на первую из указанных точек зрения. Ученые думали, что сознание человека порождается, пол­ностью зависит и может быть объяснено биофизической активностью мозга. Но оказалось, что на самом деле все на­много сложнее. Было установлено, что сознание может со­хранять свою активность во время полной остановки биофизических мозговых процессов (клиническая смерть). Подобные феномены нашли свое объяснение в развивающей­ся энерго-информационной концепциисознания, в которой оно трактуется как особое энергетическое явление (функ­ция), связанное с полевыми формами материи.

Мозг осуществляет связь между миром идеальным и материальным. в мозге – 10 млрд. нервный клеток (нейронов). Мы очень много знаем о том, что делает мозг, и очень мало о том, как делает.

Связь, детерминизм, развитие. Еще в древности люди начали понимать, что раз­личные природные процессы и явления существуют не сами по себе, а так или иначе взаимосвязаныдруг с другом. Гром и молния связаны с дождем; хороший урожай – с дос­таточным количеством влаги и тепла. Представление о взаимосвязи отдельных природных объектов и явлений нашло свое отражение уже в ран­них философских учениях. Однако идея всеобщей взаимо­связиявлений и процессов бытия входила в науку и философию достаточно долго. Наибольшее количество споров вызывала не просто взаимосвязь, а всеобщая взаимосвязь в природе. До сих пор эта идея имеет своих противников, несмотря на убе­дительные аргументы естествознания. Так, мир является еди­ным целым, например, потому, что все его элементы связаны между собой силами гравитации (притяжения).

Почему же идея всеобщей взаимосвязи вызывала и вы­зывает столько споров? Дело в том, что всеобщие (универ­сальные) связи бытия не так наглядны и понятны, как связи между отдельными явлениями. Их понимание требует не просто наблюдений, но познания определенных закономер­ностей, которые часто именуют диалектическими (от слова «диалектика»).

Виды универсальных связей бытия. Универсальные связи бытия делят на две группы:

• структурные связи выражают организованность бытия, его упорядоченность в системы, элементы которых связаны между собой.

• причинно-следственные связи (детерминизм) – выражают обусловленность одних явле­ний другими. Известно пять основных исторических форм детер­минизма:

- кармический детерминизм: основан на учении о карме, в котором признается сложная причинная обусловленность и закономерность явлений природы, общественной жизни и психики человека (в буддизме, йоге и других школах ин­дийской философии).

- теологический детерминизм:Бог — причина всех событий (христианская, исламская теология Средних веков).

- механистический детерминизм: причинно-следственные связи считались жесткими и постоянными, случай­ности исключались (был распространен в Европе в Новое время; Ньютон и др.).

- статистический,иливероятностный, детерминизм: при­чина и следствие связаны не жестко, а вероятностно, допус­каются случайности и неопределенности (современная наука).

Изменения и развитие. Давно замечено, что в природе нет ничего постоян­ного и устойчивого. Постепенно, медленно или быстро, все претерпевает определенные изменения. Направленные, качественные, необратимые изменения сложных систем называются развитием. Все виды развития по направленности разделяются на:

• прогресс - вид развития, при котором наблюдается пе­реход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.

• регресс(инволюция или деградация) - вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизо­ванных форм к низшим, малоорганизованным формам.

• одноплоскостное развити е осуществляется в пределах одного уровня или плоскости, переход системы в более вы­сокоорганизованное или малоорганизованное состояние не наблюдается.

• цикличное развитиеосуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса, однако система возвращается в исходное состояние.

По качеству все виды развития делятся на:

• эволюцию– плавное, постепенное из­менение системы. Когда говорят «эволюция», то, как прави­ло, предполагают изменения в сторону совершенствования (например развитие живых существ). Изменения в противо­положную сторону называют «инволюция» (регресс, дегра­дация).

• революция– резкое, быстрое, качественное изменение системы. Такой вид развития может наблюдаться как в природе (взрыв сверх­новой звезды и т.д.), так и в обществе (социально-полити­ческая революция, научная революция и т. д.).

В природной и общественной жизни происходят все пе­речисленные виды развития. Одни из них наблюдаются чаще (прогресс, регресс, эволюция), другие реже (одноплоскостное и цикличное развитие, революция). Однако многие философы и ученые полагают, что природа и общество вклю­чены в глобальный процесс космической эволюции, в кото­ром осуществляется совершенствование материи и духа.

Диалектика. Диалектика – философское учение о развитии и взаи­модействии противоположностей. Отцом диалекти­ки как целостного учения считают немецкого философа Георга Гегеля, которому удалось сформулировать ее основные законы и понятия.

Диалектика основана на нескольких фундаменталь­ных идеях:

- все в природе подлежит непрерывным изменениям и развитию;

- явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью;

- существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

Существуют три закона развития, или закона диалектики.

• Закон единства и противостояния противоположнос­тей.Каждое явление или процесс есть противоречивое совмещение противоположных (полярных) качеств, свойств или признаков (каждый момент времени заключает элемент прошлого и элемент будущего; знание всегда содержит в себе элементы незнания). Взаимодей­ствие противоположностей является причиной (источником) развития

• Закон перехода количественных изменений в каче­ственные.Постепенное и незаметное накапливание количе­ственных изменений рано или поздно неизбежно приводит
к появлению нового качественного свойства. Например, постепенное охлаж­дение воды приводит ее в новое состояние – она становится твердой (лед). Физико-механические свойства льда отлича­ются от свойств воды.

• Закон двойного отрицания.Возьмем, например, зерно и посадим его в зем­лю. Когда появляется росток, зерно раз­рушается. Это есть отрицание предыдущего состояния. Однако постепенно росток развивается, и, в конечном счете, на нем появляются новые зерна. Новое зерно отрица­ет предыдущую фазу ростка и являет собой синтез первой и второй фаз развития.

То есть развитие осуществляется по спи­рали, где следующий виток повторяет траекторию преды­дущего, но, вместе с тем, разворачивается на ином – более высоком уровне.

Диалектический и догматический методы мышления.В философском, сознании долгое вре­мя господствовал догматический способ мышления, при котором внимание уделяется отдельным элементам, качествам и ха­рактеристикам предметов, явлений и процессов. Предпола­гается, что они не зависят друг от друга. Мир видится преимущественно статичным, развитие учитывается слабо или не учитывается совсем.

Диалектическое мышление предполагает единство и вза­имодействие полярных сил, многообразие связей, измене­ния и развитие различных предметов, явлений и процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.