КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Философия природы
Понятие бытия. В широком, самом общем смысле понятие «бытие» означает «существование». В философии под бытием, как правило, понимают реальность, существующую объективно, т. е. независимо от человека. Следовательно, бытие – это материальное существование природной и социальной реальности (действительности). Раздел философии, посвященный изучению наиболее общих проблем бытия, называется онтологией. Бытие – одно из фундаментальных философских понятий. Возникновение самой философии в определенной мере связано с постановкой и разрешением проблемы бытия. Одними из первых учение о бытии начали развивать древнегреческие философы. Они противопоставляли бытие и небытие. Постепенно оформились два различных понимания бытия: • бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное (линия Парменида) • бытие – это нечто изменчивое и претерпевающее постоянное становление (линия Гераклита). Эти две линии прошли через всю историю философии и сохраняются по сей день. Поскольку понятие «бытие» включает природную и социальную реальность, то условно можно выделить природное и социальное бытие. Природное бытие охватывает множество различных вопросов. Мы рассмотрим только основные атрибуты природного бытия. Атрибут есть неотъемлемое, существенное свойство или качество чего-либо. Атрибутами природного бытия являются: - субстанция(субстанциальность) - движение и развитие - детерминизм и закономерность - организованность и структурность - многомерность - дифференцированность - жизнь - сознание Понятие природы. Корни экологического кризиса. В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и, следовательно, имели к ней различное отношение. В широком смысле это все, что существует во Вселенной. В этом значении понятие «природа» почти совпадает с понятием «бытие». Но чаще понятие «природа» употребляется в другом, более специальном значении – как совокупность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел и процессов. В древнем мире, как правило, считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конечное. Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким законам или богам. Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремиться к своему совершенству. В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом. Истинное бытие – только Бог. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное. Она не является истинным бытием, стоит ниже Бога. Все природное и материальное – тленно, греховно. Человек должен стремиться вырваться из природного мира в мир божественный. В философии эпохи Возрождения природный и божественный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа наделяется божественными свойствами. Человек, как творец, уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными. В Новое время укрепляется научное и, вместе с тем, практическое отношение к природе. Природный мир, как полагали многие философы, сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм). Природа – материальна и познаваема. Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам. Такое утилитарное, потребительское отношение к природе в Новейшее время укрепилось и породило закономерный результат – углубляющийся экологический кризис. С точки зрения философии, экологический кризис – это негативное влияние деятельности человека на окружающую природную среду. Причина негативного влияния в убеждении, что человек – царь, хозяин, господин природы, а она – его служанка. Такое отношение порождает бездумное, хищническое, варварское отношение к природе. Атрибуты бытия. Субстанция. Понятие субстанция означает сущность, первоначало, нечто, лежащее в основе. Природное бытие обладает субстанциальностью, т.е. оно из чего-то состоит. Это что-то лежит в основе всех вещей. Поэтому философская проблема субстанции прежде всего заключается в вопросе: из чего состоит мир или что лежит в основе всех вещей? Эта проблема волновала умы мыслителей еще в глубокой древности. С того времени было предложено несколько ее решений: • Монизм – концепция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию). Разновидности монизма: - материалистический монизм — субстанцией является материя (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) - идеалистический монизм – субстанцией является некое идеальное (т.е. духовное) начало - Бог, Дух, идея, логос, Космический Разум, Мировая душа и т.д. (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Гегель и др.); - пантеистический монизм — субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы (Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская, Рерих). • Дуализм – концепция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное (Рене Декарт (XVII в.)). • Плюрализм — концепция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма - немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц. Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы, из которых состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог. Понятия духа и материи. Дух. В философии оформились три основных ответа на вопрос «Что есть дух?»: - Дух есть нечто нематериальное, противоположное вещественному, телесному, материальному. Дух неуловим, неосязаем и непознаваем. Так думали, например, христианские философы Средних веков. - Дух есть порождение высокоорганизованной материи. Он тесно с ней связан и не имеет никакой самостоятельности. Например, сознание человека – духовное образование, порождаемое биофизическими процессами мозга. Но продукты сознания – мысли, нематериальны, их невозможно как-либо зафиксировать. Так думали материалисты – Маркс, Энгельс, Ленин. В XX в. была доказана ошибочность такого понимания мысли. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит, материальное образование. - Дух есть особое состояние материи – разреженное, утонченное и высокоорганизованное. Дух и материя – различные состояния (полюса) единой космической субстанции («материя есть кристаллизованный дух»). Такая точка зрения характерна для эзотерической философии (Махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Научные факты, получаемые исследователями, все более убедительно свидетельствуют в пользу данной точки зрения. Оказалось, что различные духовные образования подлежат научному изучению и фиксации (мысли, аура, фантомы сознания – тонкие энергетические тела человека и т.д.). Материя. Представления о материи в истории философии не единожды изменялись. Так, например, у Аристотеля материя – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в форме. Форма – то, что придает материи содержание и позволяет существовать в виде определенной вещи. Например, форма человека – его душа. В Средние века материальные вещи противопоставлялись духовным образованиям – Богу, божественному миру, ангелам и т.д. В Новое время понятие «материя» отождествлялось с понятием «вещество». Но с развитием физики эти понятия были разведены. Веществом стали называть лишь один из видов материи. Широко известно определение материи, сделанное Лениным: материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания. С позиций современной науки это определение является неточным. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит материальное образование. Материя существует вечно, она неуничтожима и неисчерпаема, постоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в другое. Современная наука выделяет два основных вида материи – (вещество и поле) и две основных формы существования материи (пространство, время). Вещество— вид материи, обладающая дискретным (прерывистым) строением и массой покоя. Частицы вещества – кварки, протоны, нейтроны, атомы, молекулы и т. д. Физическое поле— вид материи, обладающий непрерывностью и отсутствием массы покоя. Частицы поля – кванты. Современной науке известны четыре вида полей – гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное. Некоторые физики полагают, что существует и пятый вид – торсионное поле (порождаемое процессами вращения). Пространствоесть способность материальных тел занимать определенное местоположение, или располагаться относительно других тел. Размерность физического пространства в макромире равна трем, однако ученые и философы полагают, что размерность пространства как в макро-, так и в мегамирах может быть выше трех. Времяесть длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм или темп. Размерность времени в физическом макромире равна единице, т. е. оно одномерно. Движение и развитие. В природном мире все подлежит изменениям. Всякое изменение материи в философии называется движением.Существуют следующие формы движения материи: - механическое - перемещение, например, шара по плоскости; - физическое - например, ядерная реакция; - химическое - например, химическая реакция окисления; - биологическое - например, деление клетки; - психическое - например, ощущение или мышление; - социальное - например, социальная революция; - космическое- например, расширение межгалактического пространства Вселенной. Сложный вид изменений и движения называется развитием,или более точно: развитие есть направленные, качественные, необратимые изменения сложных системных объектов. Детерминизм и закономерность. Детерминизм или принцип причинности предполагает обусловленность одних явлений другими явлениями. Его основная идея состоит в том, что никакое событие в природе не может произойти само по себе. Оно должно быть порождено другими событиями, которые выступают по отношению к нему как причины. Другое важнейшее основание детерминизма – принцип закономерности, согласно которому взаимодействия между природными объектами происходят по определенным устойчивым схемам. Такие схемы называются законами. Например, схема взаимодействия камня и Земли всегда одинакова (устойчива). Камень будет притягиваться к Земле, т.е. падать. Это падение объясняется законом гравитации (притяжения). Если однажды камень зависнет в воздухе и не упадет на Землю, не следует торопиться объявлять это «чудом» в религиозном смысле этого понятия, т.е. как нечто сверхъестественное, необъяснимое с точки зрения причинности и закономерности. Если камень завис, значит, на него действует неизвестная сила, причинность и закономерность действия которой необходимо установить. Возможно, это будет сделать непросто. Но это не означает нарушения причинности и закономерности как базовых принципов научно-философского познания мира. Организованность. Структурность. Многомерность. Очевидно, что в природном мире существует как порядок, так и беспорядок. Тем не менее, упорядоченность, или организованность, материального и духовного бытия во многих явлениях и процессах явно преобладает над хаосом. Это поняли еще древние греки. Не случайно ими было сформулировано понятие космос, которое означало упорядоченное, организованное, конечное бытие в противовес хаосу - бытию неупорядоченному и бесконечному. В настоящее время наука объясняет происхождение Космоса на основе теории Большого Взрыва: много миллиардов лет назад космическое пространство было сжато в единую сверхплотную вакуумную точку. В результате неизвестных процессов в недрах вакуума произошел огромный (взрывной) выброс энергии и расширение космического пространства, которое продолжается до сих пор. Постепенно, по мере расширения Космоса, стали образовываться микрочастицы и космические тела-галактики, звезды, планеты и т. д. Материя в Космосе имеет определенную структурность — это организованность, упорядоченность в системы, элементы которых связаны между сорбой. В самом общем виде выделяют три уровня организации материи в Космосе: микромир (физический вакуум, элементарные частицы), макромир (макротела, молекулы), мегамир (планеты, планетные системы и звёзды, галактики, метагалактика (доступная изучению часть Вселенной)). Важный атрибут космического бытия и материи - многомерность.Долгое время ученые думали, что существуют только три пространственных размерности и одна временная. Однако оказалось, что физические теории, объясняющие структуру и взаимодействия микрочастиц, свидетельствуют об их многомерности. Сейчас в науке укрепляется убеждение, что многомерность может существовать не только в микро-, но и в макро- и мега-мирах. Эзотерическая философия уже давно обосновывает эту идею. В Космосе, кроме нашего мира, могут существовать миры иных измерений. Причем эти миры находятся не где-то далеко, а параллельны с нашим. Их называют «тонкие миры», «духовные сферы бытия», «внутренний космос», «астральный и ментальный миры» и т.д. Многие древние философы и ряд современных ученых полагают, что сознание человека во время сна и после смерти биологического тела пребывает в этих мирах. В настоящее время в науке разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования этих проблем. Дифференцированность. Понятие дифференцированность означает разъединенность, расчлененность на отдельные фрагменты и образования. Материя не только структурирована и организована, но и разделена. Например, то, что каждый процесс или явление имеет свои противоположные, полярные свойства – положительные и отрицательные заряды в электричестве, разделение полов и т.д. Дифференцированность проявляется в дискретности — вещество состоит из отдельных микрочастиц, общество состоит из отдельных индивидов, галактики состоят из отдельных звезд и планет и т.д. Философы утверждают, что возможны и недифференцированные состояния материи. В таком состоянии материя, вероятно, находилась до появления Вселенной из вакуумной точки. Жизнь. В изучении жизни главными являются три вопроса: Что есть жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах она существует? На вопрос: «Когда и как появилась жизнь?» в философии существуют два ответа. Философы-материалисты (Маркс, Энгельс, Ленин) утверждали, что жизнь есть свойство высоко организованной материи, которое появляется на определенной (биологической) ступени ее эволюции. Согласно этой точке зрения природу принято делить на неживую и живую. Живые объекты природы появляются из неживых случайно или закономерно (единого мнения на этот счет нет). Согласно другой точке зрения, которая называется жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой (Платон, Анаксимен, Аристотель и др.). Краеугольным является вопрос «Что есть жизнь?», так как от ответа на него зависят ответы и на другие вопросы. Материалисты воспринимали жизнь только в биологическом смысле, поэтому наука долгое время признавала живыми исключительно биологические существа. Однако оказалось, что жизнь может существовать и в небиологической — энергетической (полевой) форме. Наиболее глубокое определение жизни дают эзотерический буддизм и йога. Жизнь в этих учениях отождествляется с движением материи и понимается как всякое изменение и взаимодействие материи. Она существовала всегда, но в различных формах и видах, многие из которых человеку пока не известны. В XX в. началось целенаправленное изучение энергетических форм жизни - тонкоматериальных полевых образований. Результаты, полученные исследователями, противоречили узким материалистическим представлениям о жизни и свидетельствовали в пользу древней восточной философии. Научное определение жизни – форма существования живой материи, состоящая в обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой, в их переработке для осуществления своих функций. Сознание. Сознание изучается многими научными дисциплинами, центральное место среди которых занимают философия и психология. Сознание – это особая функция или способность материи (духа), которая заключается в субъективном отражении и предвосхищении объективной действительности. Существуют три основные точки зрения на проблему происхождения сознания: - сознание есть продукт высокоорганизованной материи (марксизм и др.); - сознание (дух) существует изначально до появления материи (идеалистическая философия - Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др.); - сознание - имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) свойство субстанции, которое существует вечно, но по-разному проявляется во множестве всевозможных материальных форм и имеет различные степени развития (эзотерическая философия - Махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Наука XIX - XX вв. воспринимала сознание механистично, ориентируясь на первую из указанных точек зрения. Ученые думали, что сознание человека порождается, полностью зависит и может быть объяснено биофизической активностью мозга. Но оказалось, что на самом деле все намного сложнее. Было установлено, что сознание может сохранять свою активность во время полной остановки биофизических мозговых процессов (клиническая смерть). Подобные феномены нашли свое объяснение в развивающейся энерго-информационной концепциисознания, в которой оно трактуется как особое энергетическое явление (функция), связанное с полевыми формами материи. Мозг осуществляет связь между миром идеальным и материальным. в мозге – 10 млрд. нервный клеток (нейронов). Мы очень много знаем о том, что делает мозг, и очень мало о том, как делает. Связь, детерминизм, развитие. Еще в древности люди начали понимать, что различные природные процессы и явления существуют не сами по себе, а так или иначе взаимосвязаныдруг с другом. Гром и молния связаны с дождем; хороший урожай – с достаточным количеством влаги и тепла. Представление о взаимосвязи отдельных природных объектов и явлений нашло свое отражение уже в ранних философских учениях. Однако идея всеобщей взаимосвязиявлений и процессов бытия входила в науку и философию достаточно долго. Наибольшее количество споров вызывала не просто взаимосвязь, а всеобщая взаимосвязь в природе. До сих пор эта идея имеет своих противников, несмотря на убедительные аргументы естествознания. Так, мир является единым целым, например, потому, что все его элементы связаны между собой силами гравитации (притяжения). Почему же идея всеобщей взаимосвязи вызывала и вызывает столько споров? Дело в том, что всеобщие (универсальные) связи бытия не так наглядны и понятны, как связи между отдельными явлениями. Их понимание требует не просто наблюдений, но познания определенных закономерностей, которые часто именуют диалектическими (от слова «диалектика»). Виды универсальных связей бытия. Универсальные связи бытия делят на две группы: • структурные связи выражают организованность бытия, его упорядоченность в системы, элементы которых связаны между собой. • причинно-следственные связи (детерминизм) – выражают обусловленность одних явлений другими. Известно пять основных исторических форм детерминизма: - кармический детерминизм: основан на учении о карме, в котором признается сложная причинная обусловленность и закономерность явлений природы, общественной жизни и психики человека (в буддизме, йоге и других школах индийской философии). - теологический детерминизм:Бог — причина всех событий (христианская, исламская теология Средних веков). - механистический детерминизм: причинно-следственные связи считались жесткими и постоянными, случайности исключались (был распространен в Европе в Новое время; Ньютон и др.). - статистический,иливероятностный, детерминизм: причина и следствие связаны не жестко, а вероятностно, допускаются случайности и неопределенности (современная наука). Изменения и развитие. Давно замечено, что в природе нет ничего постоянного и устойчивого. Постепенно, медленно или быстро, все претерпевает определенные изменения. Направленные, качественные, необратимые изменения сложных систем называются развитием. Все виды развития по направленности разделяются на: • прогресс - вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам. • регресс(инволюция или деградация) - вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам. • одноплоскостное развити е осуществляется в пределах одного уровня или плоскости, переход системы в более высокоорганизованное или малоорганизованное состояние не наблюдается. • цикличное развитиеосуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса, однако система возвращается в исходное состояние. По качеству все виды развития делятся на: • эволюцию– плавное, постепенное изменение системы. Когда говорят «эволюция», то, как правило, предполагают изменения в сторону совершенствования (например развитие живых существ). Изменения в противоположную сторону называют «инволюция» (регресс, деградация). • революция– резкое, быстрое, качественное изменение системы. Такой вид развития может наблюдаться как в природе (взрыв сверхновой звезды и т.д.), так и в обществе (социально-политическая революция, научная революция и т. д.). В природной и общественной жизни происходят все перечисленные виды развития. Одни из них наблюдаются чаще (прогресс, регресс, эволюция), другие реже (одноплоскостное и цикличное развитие, революция). Однако многие философы и ученые полагают, что природа и общество включены в глобальный процесс космической эволюции, в котором осуществляется совершенствование материи и духа. Диалектика. Диалектика – философское учение о развитии и взаимодействии противоположностей. Отцом диалектики как целостного учения считают немецкого философа Георга Гегеля, которому удалось сформулировать ее основные законы и понятия. Диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях: - все в природе подлежит непрерывным изменениям и развитию; - явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью; - существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга. Существуют три закона развития, или закона диалектики. • Закон единства и противостояния противоположностей.Каждое явление или процесс есть противоречивое совмещение противоположных (полярных) качеств, свойств или признаков (каждый момент времени заключает элемент прошлого и элемент будущего; знание всегда содержит в себе элементы незнания). Взаимодействие противоположностей является причиной (источником) развития • Закон перехода количественных изменений в качественные.Постепенное и незаметное накапливание количественных изменений рано или поздно неизбежно приводит • Закон двойного отрицания.Возьмем, например, зерно и посадим его в землю. Когда появляется росток, зерно разрушается. Это есть отрицание предыдущего состояния. Однако постепенно росток развивается, и, в конечном счете, на нем появляются новые зерна. Новое зерно отрицает предыдущую фазу ростка и являет собой синтез первой и второй фаз развития. То есть развитие осуществляется по спирали, где следующий виток повторяет траекторию предыдущего, но, вместе с тем, разворачивается на ином – более высоком уровне. Диалектический и догматический методы мышления.В философском, сознании долгое время господствовал догматический способ мышления, при котором внимание уделяется отдельным элементам, качествам и характеристикам предметов, явлений и процессов. Предполагается, что они не зависят друг от друга. Мир видится преимущественно статичным, развитие учитывается слабо или не учитывается совсем. Диалектическое мышление предполагает единство и взаимодействие полярных сил, многообразие связей, изменения и развитие различных предметов, явлений и процессов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |