Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты государственного регулирования




30.

29.

28.

27.

25.

24.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические задачи. Однако у рынка есть «провалы», минусы, отрицательные стороны. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка: · компенсация, ликвидация или недопущение отрицательных внешних эффектов рынка (введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду); · производство и предоставление общественных благ населению (оборона страны, охрана общественного порядка); · решение социальных проблем, влияющих на развитие экономики (МРОТ, продолжительность рабочего времени); · пресечение асимметричной информации; · сглаживание макроэкономических колебаний; · не способность рынка противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции; · не способность рынка устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды; · не способность рынка ориентироваться на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»); · нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция; · расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов; · не способность рынка обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе; · неравномерное распределение доходов в соответствии с вложенными факторами производства; · рынок ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности; · рынок порождает не полную и недостаточно своевременную информацию · мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений; · рынок игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
— система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества

 

26.

Цели государственного регулирования экономики  
Главная цель ГРЭ: экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель:  
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.Обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг – более высокий уровень жизни  
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсах  
3. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем кто желает и способен работать, исходя из потребностей общества  
4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции  
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы  
6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши  
7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЁННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев  
8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Стремимся участвовать во всемирном хозяйстве, поддерживать баланс международных экономических отношений  
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
     
Экономические функции государства – Основные направления государственного регулирования экономики
● обеспечение правовой, законодательной базы функционирования экономических субъектов;
● проведение антимонопольной политики и поддержание, защита конкуренции;
● обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения
● регулирование, перераспределение доходов;
● финансирование фундаментальной науки, наукоемких отраслей;
● охрана окружающей среды, регулирование внешних эффектов рынка, обеспечение экологической безопасности;
● финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка;
● поддержание общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.;
● изменение структуры производства с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов;
● контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
● финансирование производства или непосредственное производство общественных благ, товаров и услуг;
● регулирование внешнеэкономической деятельности и др.
Методы и инструменты государственного регулирования экономики
1. Административные методы государственного регулирования —эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора ( лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы). Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде, социальном обеспечении и социальной защите, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п.
2. Экономические методы государственного регулирования —эти методы предусматривают сохранение свободы выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы делятся на: · Прямые · Косвенные К прямым относятся: — деятельность государственного сектора – совокупность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству; — государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом. Инструменты государственного регулированияпри прямых методах: государственные заказы, займы, дотации и субсидии; прогнозы, планы, программы и др. К косвеннымотносятся: — бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета; — денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику. Инструменты государственного регулированияпри косвенных методах: налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.
Формы государственного регулирования экономики
— бюджетно-налоговое регулирование(разработка, утверждение, исполнение государственного бюджета); — денежно-кредитное регулирование(система государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, объема денежной массы); — административное регулирование(лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование)
— носители хозяйственных интересов ― социальные группы, отличающиеся друг от друга по имущественному признаку, доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам и др. — выразители хозяйственных интересов — объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. — исполнители хозяйственных интересов – исполнительные органы хозяйственных интересов, построенные по иерархическому принципу и включающие органы власти, центральный национальный банк и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.