Программирование– высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.
Объекты программирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно–технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.
По срокам различают:
Ú краткосрочные программы (1–3 года);
Ú среднесрочные программы (3–5 лет);
Ú долгосрочные программы (от 5 лет)
По объектам государственного программирования различают:
Ú общегосударственные (стабилизации или развития экономики в целом);
Ú региональные (охватывает деятельность отдельных частей экономики страны);
Ú целевые (программы развития определенного направления НТП или занятости, например, молодежи);
Ú отраслевые (направлены на развитие отдельных отраслей);
Ú чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).
Стадии программирования:
— формирование целевой функции;
— разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели;
— составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за той или иной политикой;
— выбор программы
Государственные социальные проекты (программы)
Российской Федерации
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция 2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации (21 июля 2006 г.), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662—р.
Цель разработки Концепция 2020 — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Основные задачи Концепции 2020:
· основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
· стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
· формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
· цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
· цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
· параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития
НЕКОТОРЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(распоряжения Правительства РФ от 03.06.2011 № 970-р)
1. Федеральная целевая программа Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2011 годы).
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы.
3. Доступная среда на 2011 — 2015 годы.
4. «Чистая вода» на 2011— 2017 годы.
5. «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2011 —2015 годы.
6. Культура России (2006 — 2011 годы)».
7. Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 — 2015 годы.
8. Организация и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.
9. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы.
10. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы) и т.д.
Общественные блага
—блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом, к которым имеют доступ все индивиды, и потому, как правило, они не носят конкурентного характера (например, оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев, маяки, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и т.п.)
Особенности общественных благ
Ú неисключаемость — отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (человека нельзя исключить из потребления уличного освещения или услуг светофора);
Ú неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
Ú независимость издержек производства от числа потребителей (если установлен светофор, издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);
Ú неконкурентность — общественные товары не конкурируют между собой;
Ú выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой (как в случае с частными товарами), а с их производством (построенный через реку мост позволяет потребителю получать выгоду,
Чистое частное благо – благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага.
Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.
Они обладают двумя важнейшими свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.
Смешанные общественные блага – одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд
Квазиобщественное благо
—это полезные блага, потребление которых формирует здоровый образ жизни и социально благоприятные привычки. Их потребление считается желательным.
Такими благами можно считать здравоохранение, бесплатное среднее образование, бесплатные прививки для животных, национальная оборона и т.д.
Квазиобщественные блага легко поддаются рыночному ценообразованию (издержки + прибыль = ЦЕНА), но из-за их позитивного эффекта для населения, государство сознательно берёт на себя затраты на их производство.
По сути, государство наделяет частные блага свойствами общественных благ
Трансфертные платежи
— это выплаты государства, которые перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам и т.д.
3. Экономический рост: понятие, мера, основные типы, факторы, измерение, положительные и отрицательные стороны
Экономический рост
— это устойчивое долговременное производство, увеличение количества и лучшего качества товаров и услуг, произведенных в стране за год; обеспечение более высокого уровня жизни;
— это увеличение валового национального продукта за определенный период времени;
Измерение экономического роста:
— темпы изменения ВНП (или ВВП, национального дохода) в расчете на душу населения (с учетом изменения цен);
— увеличение реального ВНП за определенный период времени (год);
— годовые темпы роста ВНП в процентах
Прямые факторы
(ресурсы)
экономического роста
— это факторы, которые делают рост физически возможным:
· количество и качество трудовых ресурсов;
· количество и качество природных ресурсов;
· объем основного капитала;
· технология и организация производства;
· уровень развития предпринимательских способностей в обществе и др.
Косвенные факторы
экономического роста
– это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту:
· снижение степени монополизации рынка;
· налоговый климат в экономике;
· эффективность кредитно-банковской системы;
· рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов;
· расширением экспортных поставок;
· возможности перераспределения производственных ресурсов в экономике;
· действующая система распределения доходов
Два типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный
Экстенсивный
Интенсивный
· происходит за счёт количественного прироста уже используемых, имеющихся производительных сил
· происходит за счёт качественного обновления производительных сил (за счет нововведений)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление