КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 6. Измерение связи между явлениями. Методы изучения Корреляционных связей при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Освоить принципы измерения корреляционной связи и овладеть методикой измерения связи между явлениями. Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют коэффициенты корреляции по способу квадратов (Пирсона) и по способу рангов (Спирмена); проводят оценки достоверности коэффициента корреляции. Оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие виды связи существуют между явлениями или признаками? 2. Является ли функциональная связь характерной для медико-биологических явлений? 3. Что такое корреляционная связь? 4. Можно ли считать, что при корреляционной связи значению одного признака соответствует несколько значений другого, взаимосвязанного с ним признака? 5. Можно ли утверждать, что корреляционная связь проявляется в массе наблюдений, т.е. в совокупности? 6. Что является критерием оценки характера и силы корреляции? 7. Можно ли утверждать, что коэффициент корреляции дает представление о наличии и направлении корреляционной связи? 8. С повышением температуры тела увеличивается частота пульса у большинства больных. Можно ли утверждать, что такая взаимосвязь относится к прямой корреляции? 9. Можно ли утверждать, что диапазон значений коэффициента корреляции находится в пределах от -1 до +1? 10. Каковы методы определения коэффициента корреляции? 11. Можно ли утверждать, что метод квадратов (Пирсона) дает более точные результаты по сравнению с методом рангов (Спирмена)? 12. Каков порядок определения коэффициента корреляции по методу рангов? 13. Как определяется характер и сила связи по коэффициенту корреляции? 14. Как оценивается достоверность коэффициента корреляции? 15. Можно ли утверждать, что если коэффициент корреляции более чем в три раза превышает свою ошибку, то он достоверен? Задача каждой науки – вскрыть и изучить наиболее существенные связи между явлениями и процессами. Известны два вида связи между явлениями (признаками): функциональная и корреляционная. Функциональная связь отражает строгую зависимость процессов или явлений и изменение какого-либо одного явления обязательно связано с изменением числовых значений другого явления на строго определенную величину. Функциональная связь, как правило, проявляется при физических и химических явлениях, где её можно представить в виде уравнения, формулы. Примеров функциональной связи может являться увеличение объема шара в строгой зависимости от увеличения его радиуса, расширение тела по мере увеличения температуры нагревания и т.д. Корреляция – понятие, которое также означает взаимосвязь между признаками. При корреляционных связях, характерных для медико-биологических явлений, значению одного признака соответствуют разные значения других признаков. Корреляционная связь необходима, например, при оценке взаимосвязей между стажем работы и уровнем заболеваемости работающих; между разными уровнями физических факторов окружающей среды и состоянием здоровья; между различными уровнями интенсивности нагрузки и частотой (уровнем) физиологических реакций организма; между сроками госпитализации и частотой осложнений. Статистика позволяет исследователю измерить связи, обосновать выводы и наглядно их иллюстрировать. Корреляционная связь бывает положительной - прямой (при увеличении одного признака увеличивается другой) и отрицательной - обратной (при увеличении одного показателя другой уменьшается). Коэффициент корреляции свидетельствует не только о направлении связи, но и об уровне этой связи. Сильная связь выражается коэффициентом от 0,7 до 0,99, средняя — от 0,3 до 0,69, слабая — до 0,29. При нулевом значении коэффициента связи отсутствуют. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ЗАДАНИЕ 1: Вычислить коэффициент ранговой корреляции, определить направление и силу корреляционной связи, оценить достоверность полученных данных Задача 1. Существует ли связь между стажем работы на машиностроительном предприятии и показателями заболеваемости рабочих?
Задача 2. Существует ли связь между возрастом заболевших гриппом и уровнем смертности от этого заболевания?
Задача 3. Существует ли связь между возрастом мужчин и уровнем смертности
Задача 4. Существует ли связь между долей контингента часто болеющих (ЧБ) и возрастом детей
Задача 5. Существует ли связь между возрастом и частотой нарушения зрения у детей
Задача 6. Существует ли связь между порядковым номером месяца года и частотой обращения населения за скорой и неотложной медицинской помощью по поводу сердечно-сосудистых заболеваний
Задача 7. Существует ли связь между расстоянием от места жительства до предприятия и заболеваемостью рабочих
Задача 8. Существует ли связь между временем прошедшим от возникновения острого приступа холецистита до начала проведения операции и частотой послеоперационных осложнений
Задача 9. Существует ли связь между возрастной группой и частотой самоубийств у мужчин
Задача 10. Существует ли связь между возрастной группой мужчин и распространенностью психических заболеваний
Задача 11. Существует ли связь между возрастом ребенка и количеством больных с эквиноварусной деформацией стоп, обусловленной спастическими парезами в нижних конечностях
Задача 12. Существует ли связь между возрастной группой и уровнем травматизма у мужчин
Задача 13. Существует ли связь между возрастом и уровнем смертности женщин в Российской Федерации
Задача 14. Существует ли связь между возрастной группой пациентов и долей полностью удовлетворенных качеством лечения в стационаре
ЗАДАНИЕ 2: Вычислить коэффициент корреляции методом квадратов (Пирсона), определить направление и силу корреляционной связи, оценить достоверность полученных данных Задача 1. Существует ли связь между долей детей, охваченных прививками против кори, и уровнем заболеваемости корью
Задача 2. Существует ли связь между ростом и массой тела у студентов-медиков в возрасте до 19 лет
Задача 3. Существует ли связь между стажем работы в цехах с вредными условиями труда и кратностью заболеваемости с временной утратой трудоспособности
Задача 4. Существует ли связь между длиной и массой тела у новорожденных
Задача 5. Существует ли связь между количеством бактерий, вырастающих при посеве 0,1 мл. обеззараженной воды и дозой остаточного хлора в 1 мл. воды
Задача 6. Существует ли связь между возрастом родильницы и количеством грудного молока
Задача 7. Существует ли связь междудлительностью охлаждения организма и уровнем молочной кислоты (мг%)
Задача 8. Существует ли связь между возрастом пациентов и потребностью их в медицинской помощи (эквивалентные единицы на 1 чел.)
Задача 9. Существует ли связь между температурой воздуха осенью и частотой возникновения ОРВИ
Задача 10. Существует ли связь между возрастом и заболеваемостью студентов медицинской академии
Рекомендуемая литература. · Ю.П. Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. М., 2002. –с. 303-304. · Ю.П. Лисицын. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1999. –с. 306-307. · В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. С.-П., 2000. –с.199-201. · А.Ф. Серенко, В.В. Ермаков. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М., 1984. –с.149-158. · Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. –с. 110-112.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |