Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Провести выравнивание динамического ряда по способу скользящей средней, изобразить графически полученные данные




2. Вычислите показатели динамического ряда – абсолютный прирост, показатели роста, темп прироста, показатели наглядности.

Задача 1.

Заболеваемость туберкулезом на 100 тысяч населения в Российской Федерации

Годы                    
Заболеваемость 57,8 67,5 73,9 84,2 81,5 78,3 65,6 66,7 66,8 68,0

Задача 2.

Динамика количества детей с осложненными формами пневмоний (ателектазы, деструкция), лечившихся в пульмонологическом отделении

 

Годы                    
Число детей с осложненным течением пневмонии                    

Задача 3.

Динамика общей смертности населения Ставропольского края

Годы                    
Общая смертность, ‰ 13,2 13,1 12,8 13,4 13,9 14,0 14,6 14,9 14,3 14,4

Задача 4.

Динамика сети самостоятельных детских больниц в РФ

Годы                      
Детские больницы, всего                      

Задача 5.

Динамика развития дневных стационаров в системе педиатрической помощи детям

Годы                    
Число детских дневных стационаров всех типов                    

Задача 6.

Динамика показателя младенческой смертности в Российской Федерации

Годы                    
Младенческая смертность на 1000 детей, родившихся живыми 18,1 17,4 17,2 16,5 16,9 15,3 14,6 13,2 12,4 11,6

Задача 7.

Доля затрат на здравоохранение в структуре расходов городского бюджета

Годы                    
Доля затрат,%                    

Задача 8.

Динамика общей заболеваемости новорожденных в Ставропольском крае (‰)

Годы                    
Заболеваемость                    

Задача 9.

Динамика показателя материнской смертности в РФ на 100 тысяч родившихся живыми

Годы                    
Уровень материнской смертности 54,9 68,1 32,2 44,0 44,2 39,7 36,5 33,6 31,9 23,4

Задача 10.

Динамика первичной инвалидности (на 100 тысяч населения трудоспособного возраста) в Ставропольском крае

Годы                    
Уровень инвалидности                    

Задача 11.

Динамика распространенности анемии на 10 тысяч детского населения города Ставрополя

Годы                    
Уровень заболеваемости 35,6 69,7 63,9 67,5 68,4 54,8 52,5 56,8 47,8 50,2

Задача 12.

Динамика уровня смертности от рака молочной железы (на 100 тысяч женщин)

Годы                    
Уровень смертности 13,9 14,5 14,8 14,6 14,1 15,9 16,5 17,3 18,1 16,7

Рекомендуемая литература

· В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов), Санкт-Петербург. 2000. –с. 204-212.

· Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999.

· Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. –с.160-164.

· Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. –с. 92-97.

 

ТЕМА 8. Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы учреждений здравоохранения

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть прямым методом стандартизации.Уметь рассчитывать интенсивные, ожидаемые (условные) и стандартизованные показатели, анализировать и сопоставлять интенсивные и стандартизованные показатели, делать вывод.

Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно овладевают прямым методом стандартизации, рассчитывают интенсивные, ожидаемые и стандартизированные (гипотетические) показатели. Анализируют и сопоставляют интенсивные и стандартизованные показатели, оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В каких случаях применяется метод стандартизации?

2. В чем заключается сущность прямого метода стандартизации.

3. В каких случаях применяется прямой метод стандартизации, а в каких косвенный и обратный.

4. Назовите этапы прямого метода стандартизации.

5. Какова методика расчета интенсивных, ожидаемых и стандартизованных показателей.

6. Какова методика сопоставления и анализа интенсивных и стандартизованных показателей.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Во многих медико-социальных, а так же в клинических исследованиях, как правило, исключена возможность получения однородных групп для сравнения тех или иных показателей. Это касается в первую очередь показателей заболеваемости, общей смертности, рождаемости по городам, районам, странам, имеющих разный состав населения по возрасту, полу и т.д. В таких случаях широкое применение находит метод стандартизации, который позволяет исключить влияние на общий показатель разного состава совокупностей по одному, двум или более признакам.

Метод стандартизации используется при оценке показателей здоровья только при сравнении их уровней. Этот метод расчета условных величин применяется для устранения неоднородности состава сравниваемых коллективов. Он показывает какой был бы уровень заболеваемости (травматизма, смертности, инвалидности и др.) в каждом коллективе (учреждении, городе), если бы его состав (по возрасту, по полу, по трудовому стажу и др.) был одинаков. Стандартизованные показатели используют при необходимости сравнения уровней смертности (заболеваемости) от злокачественных заболеваний (болезней органов пищеварения и т. д.) в разных городах, районных центрах, если сравниваемые группы населения неоднородны по возрасту или полу; сравнения уровней заболеваемости (травматизма) на разных производствах, если профессиональный состав работников неоднороден; сравнения уровней летальности в разных больницах (отделениях), при неоднородности пациентов этих ЛПУ по тяжести течения заболевания. Метод позволяет установить влияние одного из факторов (пол, возраст, тяжесть заболевания, условия труда, образ жизни, факторы окружающей среды), на различие уровней заболеваемости или других показателей здоровья. Существует 3 способа стандартизации: прямой, косвенный и обратный. Прямой способ применяют, когда имеются погрупповые (повозрастные) показатели заболеваемости (смертности, травматизма) или их можно вычислить (при наличии погрупповой численности населения и заболевших). Косвенный способ используют, если показатели по группам отсутствуют и их нельзя вычислить из-за отсутствия числа заболевших. Обратный способ применяют при отсутствии погрупповых величин численности населения. Общим этапом вычисления стандартизованных коэффициентов является выбор стандарта возрастно-полового состава (процентное распределение состава любой из сравниваемых групп или их суммарного значения). При выборе стандартного состава уровня заболеваемости можно использовать литературные данные или показатели предыдущих исследований.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Вычислить стандартизованные показатели, сравнить их с производными величинами, сделать соответствующие выводы

Задача 1.

Сравнить показатели летальности в двух группах больных СПИДом, получавших различные лекарственные препараты, с показателями, стандартизованными по тяжести течения заболевания. За стандарт принять сумму составов больных, получивших различное лечение.

Тяжесть течения заболевания Новое средство Традиционное лечение
Число больных Из них умерло Число больных Из них умерло
Очень тяжелое        
Тяжелое        
Средней тяжести        
Легкое        
Всего        

Задача 2.

Сравнить показатели летальность в двух педиатрических отделениях больницы с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов детей, прошедших лечение в больнице.

Возраст детей Отделение № 1 Отделение № 2
Число больных Из них умерло Число больных Из них умерло
0 – 6 месяцев        
7– 12 месяцев        
1 - 2 года        
3- 4 года        
5 – 6 лет        
7 - 8        
9 и старше        
Всего        

Задача 3.

Сравнить показатели заболеваемости работников заводоуправления и основных цехов предприятия с показателями, стандартизованными по уровню дохода. За стандарт принять сумму составов работников заводоуправления и основных цехов предприятия.

Уровень дохода Заводоуправление Основные цеха
Число работников Число заболеваний Число работников Число заболеваний
Высокий        
Выше среднего        
Средний        
Ниже среднего        
Низкий        
Всего        

Задача 4.

Сравнить показатели травматизма на двух машиностроительных предприятиях с показателями, стандартизованными по характеру труда. За стандарт принять сумму составов рабочих на двух предприятиях.

Характер труда Предприятие «Сатурн» Предприятие «Восток»
Число рабочих Число травм Число рабочих Число травм
Автоматизированный        
Механизированный        
Ручной труд        
Всего        

Задача 5.

Сравнить показатели рождаемости в двух городах Ставропольского края с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять полу сумму возрастных составов женщин в двух городах.

Возрастной состав женщин Город Светлоград Город Изобильный
Число женщин Число родившихся детей Число женщин Число родившихся детей
16-19        
20-24        
25-29        
30-39        
40-49        
Всего        

Задача 6.

Сравнить уровень рождения маловесных детей в городской и сельской местности с показателями, стандартизованными по социальным факторам риска. За стандарт принять число детей родившихся в городской местности

Социальные факторы риска Городская местность Сельская местность
Число новорожденных Масса тела при рождении менее 1500 г Число новорожденных Масса тела при рождении менее 1500 г
Плохое материальное положение семьи        
Плохие жилищно-бытовые условия        
Алкоголизм родителей        
Наркомания родителей        
Курение        
Всего        

Задача 7.

Сравнить показатели смертности в г. Минеральные воды и Минераловодском районе с показателями, стандартизованными по возрастному составу населения. За стандарт принять возрастной состав населения Минераловодского района

Возраст в годах Г. Минеральные воды Минераловодский район
Число лиц Число умерших Число лиц Число умерших
25-34        
35-44        
45-54        
55-64        
65 и старше        
Всего        

Задача 8.

Сравнить показатели заболеваемости в двух цехах предприятия с показателями, стандартизованными по возрастному составу рабочих. За стандарт принять возрастной состав рабочих обоих цехов.

Возраст рабочих в годах Механосборочный цех Литейный цех
Число рабочих Число случаев заболеваний Число рабочих Число случаев заболеваний
До 20 лет        
20-29        
30-39        
40-49        
50-59        
Всего        

Задача 9.

Сравнить показатели заболеваемости детей посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять возрастной состав детей в обеих группах.

Возрастные группы Дети, посещающие детские сады Дети, воспитывающиеся дома
Число детей Случаи ОРВИ Число детей Случаи ОРВИ
До 1 года        
1- 3 года        
4-5 лет        
6-7 лет        
Всего        

Задача 10.

Сравнить показатели заболеваемости кариесом детей воспитывающихся дома и в интернате с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов детей в двух обследованных группах.

Возраст детей, годы Дети, воспитывающиеся дома Дети, воспитывающиеся в интернате
Число детей Число заболеваний Число детей Число заболеваний
4 - 6 лет        
7 – 9        
10-12        
13- 15        
Всего        

Задача 11.

Сравнить распространенность пародонтоза в городской и сельской местности с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять возрастной состав городского населения

Возраст, годы Городская местность Сельская местность
Число обследованных Число больных Число обследованных Число больных
0-19        
20-39        
40-59        
60 и старше        
Всего        

Задача 12.

Сравнить частоту осложнений в родах у первородящих и повторнородящих женщин и сопоставить эти показатели со стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов первородящих и повторнородящих женщин.

Возраст женщины, годы Первородящие Повторнородящие
Число женщин Число осложнений Число женщин Число осложнений
До 20 лет        
21 - 25        
26- 35        
36 и старше        
Всего        

Рекомендуемая литература:

· В.К.Юрьев, Г.И.Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург.2000 (учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов). – с. 201-204.

· Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999.

· Ю.П.Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. Москва. 2002. – с. 305-307.

· Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. –с. 164-168.

· Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.