Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная психология. Теории развития интеллекта




Теории развития интеллекта

 

Представители когнитивистикой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола – знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, приводить сравнения, принимать решения, встающие перед ним каждую минуту.

Основные исследования в данном направлении посвящены целостному характеру интеллекта личности. Познавательная система человека рассматривается аналогично компьютеру, т.е. психика – это система для переработки информации. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, утверждают представители когнитивного направления. Этот подход к изучению личности состоит в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем её, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения.

Дж. Келли (1955) рассматривает личность как исследователя, стремящегося и контролировать себя и окружающий мир. На основе этого личность способна предвидеть будущие события. По используемым человеком иррациональным идеям или конструктам можно определить потребности и ценности человека.

Альберт Эллис (1913-2007)выделил ряд иррациональных представлений, которые являются причиной неадекватных поступков человека. Вот некоторые из них:

- «Главное, заставить всех, с кем приходится сталкиваться, полюбить себя».

- «Важно всегда проявлять компетентность, вести себя в соответствии обстоятельствам».

- «Важно доводить до успешного конца любое начинание».

- «Жизнь – это катастрофа, если события разворачиваются не так, как предполагалось».

- «Людей, желающих нам зла, надо всегда порицать и наказывать».

- «Против суровой жизненной реальности всегда можно найти эффективное средство».

Подобные представления покоятся на заложенных в каждом из нас глубинных потребностях (потребность рассчитывать на поддержку, потребность быть любимым, проявлять свою компетентность), их удовлетворение необходимо для душевного равновесия. Но, порой, мы приписываем этим потребностям чрезмерное значение, что приводит к эмоциональным расстройствам и тревоге.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (Piaget) (9.08.1896 – 16.09.1980) изучал закономерности развития мышления ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремиться понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта общения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека, как понимающего, анализирующего, поскольку человек находиться в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:

1. Самонаблюдение.

2. Мысли.

3. Чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Внешне похожие поступки могут быть разными, так как мысли и чувства их мотивирующие были иными.
Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.