Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для проведения зачета по Юридической технике 2 страница




 

5. Понятие и формы юридической деятельности.

 

мере, депутатам, прежде чем принимать законы, нужно их знать. Работники же исполнительных органов и вовсе ежедневно имеют дело с законом, вынося правоприменительные решения.

Экономическая сфера

Сейчас практически на всех крупных и средних организациях работают юристы (юрисконсульты). Предприятия мелкого и семейного бизнеса при необходимости приглашают юристов из юридических консультаций. Юрисконсульты выполняют функции правового обес- Ш печения организаций. Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юристам в экономической области, чрезвычайно широк: финансовое и гражданское право, трудовое право, земельное право, а также вопросы гражданского процессуального процесса и арбитражного процесса. Конечно, здесь можно выделить главный участок — заключение договоров. Их составление, контроль за их реализацией, а то и оспаривание договорных отношений в суде требуют действительно серьезных знаний.

Социальная сфера

Юристы крайне нужны и здесь. Прежде всего, они находят себе применение в органах социальной защиты, которые ведают назначением пенсий, пособий социально не защищенным гражданам. Кроме того, юристы работают в органах службы занятости, где профессионально решаются проблемы, связанные с безработицей (учет, переквалификация, выплата пособий). Знание соответствующих норм права и правильное их применение на своем участке — вот что от них требуется.

Спектр юридической деятельности довольно широк, потому что многие аспекты нашей жизни регулируются правом. На сегодня нет более надежного регулятора общественной жизни, чем право

ванию, реализации, систематизации, которой занимаются все профессионалы — юристы1.

Н.А. Власенко, напротив, ставит знак равенства между этими понятиями, когда определяет юридическую деятельность как систему целенаправленных действий и операций, направленных на решение юридической задачи.

Здесь наблюдаемся самая высокая концентрация юристов. Это и понятно, ведь речь идет о применении санкций (административно-правовых, уголовно-правовых), рассмотрении различного рода споров (трудовых, имущественных, жилищных, семейных и др.). Санкции же могут существенно повлиять на правовой статус субъектов, а то и круто изменить их судьбу, а порой и жизнь. Здесь надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. И делать это надо со знанием всех правил юридического искусства и по всем его законам. Следователь, дознаватель, эксперт, прокурор, судья, адвокат, работник уголовно-исполнительного учреждения, судебный пристав, инспектор по делам несовершеннолетних — вот далеко не полный перечень юридических специальностей, так необходимых в правоохранительной сфере.

Политическая сфера (сфера управления государством)

Во всех органах управления (законодательных, исполнительных) есть юридические отделы, где работает порой не один десяток юристов. Кое-где есть юристы и в органах местного самоуправления. Однако в России они лишь обслуживают работу данных учреждений, готовят проекты правовых документов. Решения же, причем государственной важности, принимают политики (президент, депутаты различных уровней, председатель правительства и его заместители, министры и их заместители, руководители других исполнительных органов и их отделов). В нашей стране среди политической элиты доля лиц, имеющих высшее юридическое образование, пока явно недостаточна. Думается, политикам оно крайне необходимо. Да и пример западноевропейских стран, где высший истеблишмент в основном имеет юридическое образование, убеждает именно в этом. По крайней

Юридическая деятельность, т.е. деятельность, связанная с применением специальных правовых знаний, — это многогранная работа, которая осуществляется во всех сферах жизни1.

В.Н. Карташов определяет юридическую деятельность несколько шире: как деятельность по изданию правовых предписаний, их толко

 

 

6. Понятие и виды юридических документов. Значение юридических документов. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота.

 

Понятие правовых документов

В современном мире документы играют значительную роль. Ранее документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию'. Использование

компьютеров документы не отменяет. Напротив, новая их форма (электронная) только усилила документооборот.

Как бумажные, так и электронные документы по содержанию могут носить разный характер: текстовый, графический, фотографический, изобразительный, звуковой.

Юридические документы чаще всего выражаются в бумажной форме.

Юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

Значение юридических документов

Их значение состоит в следующем:

? с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения и др.) становятся объективированными и доступными для других субъектов права;

? они позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, прочности их правового положения;

? юридическим действиям придается официальность. Юридическая информация содержится не только в документах.

Немалая ее часть документально не оформляется, а просматривается в действиях граждан, должностных лиц. Предположим, вы дарите какую-либо вещь подруге. Понятно, вещь переходит в ее собственность, но документ при этом не составляется. Или инспектор ГИБДД жезлом показывает вам, что проезд по определенной части магистрали в данный момент запрещен. Неподчинение этому требованию грозит применением санкции.

Как видим, понятия «юридический акт» и «юридический документ» не совпадают. Однако издание юридических документов среди юридически значимых действий занимает в целом значительное место.

Можно попытаться установить удельный вес юридических документов в зависимости от сферы правового регулирования. Тогда получится, что их большая часть будет обнаружена, конечно, в правоохранительной сфере. Удельный вес юридических документов снижается в сфере политики. В социальной области, возможно, их будет еще меньше (хотя здесь в основном идет распределение государственных средств, и поэтому юридический документы не теряют свою значимость). В сфере экономики многое происходит без юридического документооборота (например, граждане часто заключают договоры в устной форме). Это общий взгляд на проблему. Вообще же юриспру

денция — это не математика, и точные подсчеты здесь делать трудно. 73 Однако это не означает, что надо вообще отказаться от подсчетов, даже приблизительных.

Признаки юридических документов

? Они могут иметь как документальный, так и электронный характер. Например, наличие чека проверяется по документу, но наличие акции может отражаться в электронном виде.

? Основанием их издания является закон (в широком смысле, т.е. Ш законодательство). ИМ

? Документы издаются (составляются) в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях).

? Они должны быть составлены по всем правилам юридической техники (структурированы, иметь реквизиты и т.д.).

? Юридические документы порождают юридические последствия, т.е. имеют обязательный характер (например, издание приказа о зачислении в вуз на дневное отделение дает право на приобретение льготного проездного билета, и ни один кассир в метро не может отказать в оформлении такого билета).

? Документы предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера. В нашем примере необходимость при каждой поездке доказывать, что гражданин имеет статус студента, способна поглотить массу человеческой энергии, которой уже, возможно, не останется для учебы.

Виды правовых документов

Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования (правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности). Проводя их классификацию, лучше ориентироваться на указанные выше стадии правового регулирования.

Юридические документы делятся на пять видов': 1) нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. Нормативные акты являются источниками права. Понятно, что среди юридических документов они занимают

74 главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права;

2) интерпретационные акты, или акты толкования, не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) в процессе реализации производится практически всегда;

3) документы, фиксирующие юридические факты, очень многис-ленны и, в свою.очередь, могут быть разделены на группы:

 

? документы, фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свидетельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об образовании, различного рода удостоверения и др.);

? документы, фиксирующие правовой режим объектов (технический паспорт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и др.);

? документы, фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом состоянии);

4) документы, содержащие решения индивидуального характера. Их особенность заключается в том, что они влекут правовые послед ствия в отношении конкретных лиц. В них находит отражение воля конкретных людей, направленная на установление, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Их можно разделить на две группы:

? правореализационные документы. Речь идет об индивидуальных актах, в которых фиксируются волеизъявления или собственные решения субъектов права (договоры, доверенности, приказы руководителей организаций, расписки, жалобы, заявления и т.п.);

? правоприменительные документы имеют властный и (для лиц, которым они адресованы) обязательный характер. Навязывать волю субъектам права могут государственные органы, обладающие определенной компетенцией. Эти документы различаются в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Правительства, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов Федерации, их отделов и управлений и т.п.); документы правоохранительных органов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.).

Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота

Надлежащее оформление, хранение, выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие установления законности в стране. Вот почему государство, будучи не безразличным к нарушениям в сфере документооборота, устанавливает ответственность за правонарушения, связанные с юридическими документами:

? подделка документов, штампов, печатей и бланков, их использование, передача либо сбыт (ст. 19.23 КоАП РФ);

? умышленные порча и утрата документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ);

? подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ)

изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

(ст. 186 УК РФ);

? изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт или иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);

? фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);

? служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

? приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ) и др

 

7. Понятие и структура юридической техники.

 

Научная разработанность проблемы

По вопросу о понятии юридической техники на первый взгляд принципиальных расхождений во мнениях ученых вроде бы нет1. Никто не возражает, что юридическая техника — это приемы, способы и т.д. Рассмотрим определения лишь двух наших корифеев в области юридической техники, чтобы доказать этот тезис.

С.С. Алексеев: Юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов2.

А.Ф. Чердапцев: Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета3.

Нельзя сказать, что кардинально иначе понимают юридическую технику зарубежные ученые. Например, французский ученый П. Сан-девуар различает юридическую технику в широком смысле (совокупность средств и методов, с помощью которых цели государственных органов укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного их исполнения) и в узком смысле (это условия исполь

зования языка и структуры юридических рассуждений, а также раз- 77 личных технических приемов, средств и правил)1.

Правда, нет единого мнения, что относить к приемам, средствам юридической техники. Более того, некоторые авторы не видят разницы между средствами, приемами, способами и методами.

Все это касается понятия «юридическая техника».

Однако есть еще проблема структуры юридической техники.

В юридической литературе первым о структуре юридической техники, т.е. делении ее на части, написал С.С. Алексеев'. По его мнению, техническими средствами являются, например, юридические конструкции, терминология и т.п., а правовой технологией следует считать способы изложения норм, например систему отсылок.

Н.А. Власенко полагает, что юридическая технология отвечает на вопрос: как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные операции, а юридическая техника — с помощью каких приемов и средств должны осуществляться те или иные технологические операции3.

Во-первых, и правовая конструкция, и система отсылки — это все результат интеллектуальной энергии лиц, выполняющих серьезную юридическую работу. Разница в степени сложности. В обоих случаях речь идет о навыках, умении, мастерстве ее выполнения. Все, что относится к процессу, правилам и процедуре выполнения работы принято называть технологией1.

Во-вторых, при таком понимании структуры юридической техники за бортом остаются материальные средства, не просто облегчающие выполнение юридической работы, а делающие ее иногда невозможной или неэффективной5. В самом деле, мыслимо ли сегодня обойтись без компьютеров, проводя законодательную работу, когда требуется в связи с принятием какого-либо закона отменять или вносить изменения порой в сотни нормативных актов. «Ручная работа» здесь уже невозможна.

Похожий взгляд на понимание того, что есть юридическая техни-

ка, сложился и у В.М. Баранова'. По его мнению, говоря о юридической технике, мы имеем в виду приемы, процедуры выполнения юридической работы, постольку правильнее говорить не о юридической технике, а юридической технологии.

Революционную попытку переосмыслить понятие юридической техники предпринял В.Н. Карташов2. Он предлагает для характеристики правил выполнения юридической работы использовать вместо традиционного термина «юридическая техника» другой, по его мнению, более общий термин «юридическая технология». Юридическая технология у него состоит из трех частей:

? юридическая техника — средства достижения практических целей: общесоциальные (язык, буквы, цифры, понятия, суждения, нормы и т.п.), специально-юридические (правовые понятия, конструкции, правовые предписания, нормативные акты и иные правовые явления), технические (компьютеры, фотоаппараты и т.п.);

? юридическая тактика — совокупность интегрированных приемов, способов и методов юридической практики или основы ее организации и планирования;

? юридическая стратегия — способы достижения главных, наиболее существенных и окончательных задач и целей. Иными словами, это перспективное планирование и прогнозирование юридической практики.

Оценить усилия В.Н. Карташова в деле разработки понятия юридической техники можно только положительно. Однако не во всем с ним можно согласиться.

Во-первых, вряд ли следует в одну группу включать технические и интеллектуальные средства проведения юридической работы. Например, компьютеры и правовые конструкции — не разнозначные инструменты, используемые в юридической деятельности.

Во-вторых, юридическая тактика и юридическая стратегия — принципиально другие явления по сравнению со средствами (инструментами), составляющими юридическую технику. Это правильней назвать подходами при проведении юридической работы в зависимости от того, какая цель ставится: ближайшая или дальняя. Здесь про

сматривается целевой критерий разграничения этих смежных поня- 79 тий. Но можно ли применять разные критерии (целевой и инструментальный) для конструирования единого правового понятия — юридическая технология. Скорее всего, по правилам логики, категорически нельзя. В любое понятие включаются лишь однородные предметы и явления.

Понятие юридической техники

Средства юридической техники — это материальные предметы, мН объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы V производятся манипуляции для достижения поставленной цели:

? тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опубликовать, систематизировать;

? журналы, газеты, где публикуются нормативные акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки;

? карточки, вклейки, журналы, книги, тетради, разъемные листы, если речь идет о систематизации нормативных актов;

? компьютеры, используемые в процессе написания судебного решения или других юридических документов;

? фотоаппараты, применяемые для фиксации расположения предметов на месте происшествия и т.д.

Все, относящееся к средствам, — это искусственно созданные человеком объекты, и они существуют объективно. Проще говоря, их можно потрогать руками и использовать в своей деятельности. Некоторые из них используются не только в правовой работе. Однако это не основание отвергать их и не замечать при построении научной теории юридической техники. Тем более что в юридической практике они используются и будут использоваться.

Приемы юридической техники — это действия, способные повторяться при осуществлении чего-либо. Например, прием отсылок к другому нормативному акту. Статья 265 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения, но их суть в статье не раскрывается. Правоприменителю предлагается обратиться к этому нормативному акту. В отличие от средств юридической техники действия нельзя «потрогать руками». Но оно совершено, и мы можем обнаружить его результаты. Так, в нашем примере «следы» приема отсылки к статье 264 УК РФ просматриваются отчетливо.

Способы юридической техники — это сложная по содержанию деятельность, включающая в себя совокупность приемов. В качестве

примера можно рассмотреть конструкцию договора, которая в Трудовом кодексе Российской Федерации используется законодателем неоднократно (коллективный договор, трудовой договор и иные соглашения). Помимо определения каждого из видов договоров в Кодексе проводится их детализация (указываются субъекты, права и обязанности и др.).

Методы юридической техники — это пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношений. Например, человек, которого оскорбили, может двояким путем защитить свое достоинство: либо в уголовно-правовом порядке, либо в гражданско-правовом. Так, статья 130 УК РФ формулирует понятие «оскорбление» и предусматривает в качестве одной из санкций за него взыскание штрафа в пользу государства. Гражданский кодекс Российской Федерации предлагает возмещение морального ущерба за оскорбление в пользу униженного гражданина.

Таким образом, указанные понятия (средства, приемы, способы, методы), составляющие содержание юридической техники, неоднозначны и не синонимичны. Обобщенно их можно назвать юридическими инструментами. В соответствии с этим можно дать несколько иное, более общее определение юридической техники.

Юридическая техника — это совокупность инструментов веде-

??::'**

ния юридической работы

Признаки юридической техники

Признаки юридической техники позволяют детальнее ее охарактеризовать. Рассмотрим несколько признаков юридической техники:

? юридическая техника — это совокупность юридических инструментов. Однако применяются они, как правило, в строгой последовательности, а не хаотично. Так, работая над законопроектом, надо определиться прежде всего с понятиями, а потом выстраивать конструкции, определять презумпции, применять фикции и т.п.;

? юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;

? юридическая техника позволяет эффективно проводить юридическую работу. Накопленные в ходе развития человечества навыки должны обращаться на пользу, а не изобретаться и приобретаться вновь. Она позволяет в юридической области экономить человеческую энергию;

юридический инструментарий зависит от уровня развития об- 81 щества и от достигнутых им высот в области экономики (например, применение компьютеров), политики (например, тоталитарное госу дарство мало считается с презумпцией невиновности), нравственно сти (так, по законодательству СССР граждане не освобождались от дачи показаний в отношении близких родственников)1.

Структура юридической техники

Если попытаться классифицировать юридический инструментарий, то юридическая техника обретет свою структуру.

Для классификации выберем материальный критерий (т.е. возможность объективизации) или характер выраженности вовне того или иного юридического инструмента. Получается, что материальное выражение имеют только средства юридической техники. Это и есть собственно юридическая техника. Все остальные аспекты юридической работы имеют нематериальный характер и относятся к умению (искусству) проводить такую работу. Все это вместе (приемы, способы, методы) правильней назвать юридической технологией.

Итак, по своей структуре юридическая техника состоит из двух частей:

? собственно юридическая техника;

? юридическая технология.

По своему удельному весу юридическая технология явно перевешивает. В правовой работе как нигде высоки не материальные, а именно интеллектуальные затраты (знания, умение, мастерство, опыт)2. Не случайно право как социальный институт приобрело зрелость и взяло на себя основную нагрузку по упорядочению общественной жизни лишь к концу II тысячелетия н.э. И это речь идет о Европе, развивающейся по сравнению с другими регионами мира с большим динамизмом. Тем не менее научная точность не позволяет отбрасывать технические средства (собственно юридическую технику), без которых юридическая деятельность крайне затруднительна.

Подходы к организации юридической работы

Следует выделить два подхода к организации юридической работы: тактический и стратегический. Тактика и стратегия — это именно подходы к организации работы юриста, а не сама работа, которая разворачивается по правилам юридической техники. Поэтому включать юридическую тактику и стратегию в структуру юридической техники вряд ли справедливо1.

Юридическая тактика — это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, ее организации для достижения поставленной цели. Например, Государственная Дума, согласившись с предложением Правительства Российской Федерации о либерализации акций Газпрома, приняла соответствующий законопроект вне очереди. Или судья, рассматривающий сложное дело, решает резолютивную часть своего решения огласить в зале судебного заседания, а потом составить решение по всем правилам юридической техники.

Юридическая стратегия — это совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные (общие) планы, прогнозы, программы юридической деятельности). К сожалению, в нашем обществе стратегический подход пока не в почете. Государственная Дума составляет планы своей работы, в том числе на перспективу (сейчас в законода

тельном портфеле содержится около 500 законопроектов). Однако 83 когда видишь, как порой проходят пленарные заседания в Государственной Думе, очень хочется спросить: не забыли ли депутаты о перспективном плане законопроектных работ? Вот почему многие из планируемых для принятия законопроектов перекочевывают из года в год в планы на следующий год.

 

8. Виды юридической техники.

 

В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юридическая техника — это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. Существуют различные мнения, сколько и какие виды юридической техники выделять. Причем никто не опровергает обязательность законодательной и правоприменительной техники. Но далее начинаются разногласия.

В основном споры ведутся по поводу классификационного критерия.

Одни авторы в качестве основания классификации используют такой критерий, как виды правовых актов. По их мнению, юридическая техника делится на два вида: законодательная (правотворческая) и техника индивидуальных актов1. Однако эта классификация, хотя и логически безупречная, все же слишком общая, чтобы ее безоговорочно принять.

Во-первых, индивидуальные акты могут быть правореализацион-ными и правоприменительными. Кроме того, есть еще интерпретационные и иные правовые акты. Следовательно, виды юридической техники непременно требуют дополнения.

Во-вторых, далеко не все правила юридической техники касаются составления правовых документов. Например, если инспектор ГИБДД перекрывает дорожное движение в связи проведением общественного мероприятия, он обязан выставить соответствующие знаки на таком расстоянии, которое бы ИСКЛЮЧИЛО возникновение затора на дороге. Понятно, что в этом случае речь не идет о правовых документах

юридической деятельности — по видам юридической работы.

Например, выделяют нормотворческую, правоприменительную, праворазъяснительную, систематизационную и доктринальную юридическую технологию1.

По мнению В.Н. Карташова, юридическая техника делится на следующие виды: правотворческая, правоприменительная (правореали-зационная), интерпретационная, правосистемообразующая, судебная, следственная, прокурорская и т.п.2.

Однако, во-первых, специализация юридической деятельности, скорее всего, будет возрастать, поскольку постоянно усложняется общественная жизнь. Перечень видов юридической техники, таким образом, оказывается неполным. Помимо указанных в него можно включить технику проведения дознания, экспертизы, исполнения судебного решения, проведения работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, заключения договоров, назначения пенсий, регистрации и выплаты пособий безработным, адвокатскую, нотариальную технику и др.

Представляется, что в деле классификации всегда следует, по крайней мере, стремиться к точности и обозримости.

Во-вторых, юридические документы, подготавливаемые при осуществлении некоторых видов юридической работы, обладают сходством. Так, и дознаватель, и следователь, и судья, имеющие дело с грубой юридической патологией (совершением преступлений), должны действовать точно и быть особо скрупулезными при составлении юридических документов. Кроме того, они действуют от имени государства, и этот факт просматривается с помощью реквизитов их правовых актов. Они должны придавать большое значение фиксации реквизитов издаваемых ими юридических документов. То общее, что присуще различным правоприменительным документам, позволяет объединить их в одну группу. Таким образом, перечень видов юридической техники можно сделать достаточно экономным и не в ущерб делу.

Анализ основных научных позиций позволяет сделать вывод, что у всех есть выигрышные моменты. Необходимо их сгруппировать и по возможности развить

Критерий классификации видов юридической техники 85

Основным критерием классификации можно выбрать стадии (этапы) правового регулирования. Основных стадий насчитывается три:

? правотворчество;

? действие права;

? реализация права.

Естественно, практически на всех из них осуществляются юридические действия и, как правило, составляются правовые документы.

Однако порой основные стадии правового регулирования «обрастают» вспомогательными или дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и другие юридические действия.

Например, если издан нормативный акт, непременно надо позаботиться о его опубликовании, причем сделать это надо не тогда, когда захочется или когда дойдут руки у правотворческого органа, а с соблюдением предельных сроков опубликования и других правил.

Или в процессе создания законодательного акта предстоит (либо до, либо после) проделать работу по учету и систематизации нормативных актов. В противном случае правотворческая работа может оказаться неэффективной.

Или прежде чем установить правовое отношение следует произвести толкование нормы права.

Или до того как вступить в какое-либо правоотношение, надо упорядочить правовой статус (например, приобрести гражданство).

Наконец, если нарушается нормальный ход реализации правовых норм и возникает спор или нарушаются чьи-либо права, приходится приводить в действие репрессивный аппарат государства. Осуществляя правоприменение, государственные органы нормализуют правовую ситуацию. Естественно, их деятельность, серьезно затрагивающая права провинившихся субъектов, должна протекать с соблюдением установленных правил и быть подконтрольной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.