Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без




Тема 7

Обязанности граждан Республики Беларусь

Классификация основных прав и свобод граждан Республики Беларусь

Конституционные гарантии прав и свобод граждан в Республике Беларусь

Тема 6

Основы правового положения личности в Республике Беларусь

Правовой статус (положение) личностисложный комп­лексный институт, характеризующийся совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми данная личность наделяет­ся как субъект правоотношений. В закреплении правового по­ложения человека и гражданина участвуют все отрасли права. Каждая из них определяет совокупность прав, свобод и обязан­ностей в определенной сфере общественных отношений: иму­щественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д.

Конституционное же право выполняет особую роль в за­креплении правового положения человека и гражданина. Его нормативно-правовые акты и, в первую очередь, Конститу­ция закрепляют основы правового статуса личности, т.е. наи­более существенные, исходные начала, определяющие ее по­ложение в обществе и государстве, принципы их взаимоот­ношений.

Права, свободы и обязанности, закрепленные в юридических актах, обусловлены в первую очередь естественным характером их появления. Однако в немалой степени они зависят и от иных факторов: уровня экономического развития государства, характера существующего в нем политического режима, внешнеполитической обстановки и т.д.

Рассматривая вопрос правового положения личности, следует иметь в виду, что для возникновения ряда прав, свобод и обязанностей требуется наличие определенных юридических предпосылок, требований, которым данная личность должна отвечать. Объем ее прав, свобод и обязанностей определяется такими факторами, как обладание гражданством (подданством), наличием праводееспособности (способности лица иметь права и нести обязанности).

Кроме того, реальное правовое положение личности определяется наличием закрепленных, в первую очередь, в Конституции, соответствующих общепризнанных принципов (равноправие, в том числе женщин и мужчин; недопустимость ограничения прав и свобод и т.д.). Немаловажное значение для обеспечения прав, свобод, обязанностей оказывает и наличие законодательно закрепленных гарантий (политических, экономических, организационных и др.) как условия и средства реализации этих прав и свобод на практике.

 


Примечание. Следует иметь в виду, что принцип равенства не озна­чает равенство всех людей в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. Имеются определенные различия и в правовом положе­нии граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию мужчин и женщин), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в Законе. Социальные государ­ства представляют определенные льготы наименее защищенным слоям населения: инвалидам, малоимущим, безработным, пенсионерам, много­детным семьям и т.д. Но в пределах каждой из этих групп людей их пра­вовой статус должен быть одинаковым для всех.

В условиях военного или чрезвычайного положения осуществление прав и свобод личности может быть приостановлено в порядке и преде­лах, определенных Конституцией и Законом Республики Беларусь.

 


 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь. Они носят основополагающий характер и составляют основы правового статуса личности.


Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве, сердцевиной конституционного строя любого демократического государства.

Юридическое различие между «правом» и «свободой» довольно сложно определить. Из общей теории права известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица, т.е. это поведение должно быть в рамках дозволенного Конституцией, другим законодательством. Данное определение может быть применено и к понятию «свобода». Поэтому неслучайно законодатели ряда стран, в том числе и Беларуси, свободу понимают как право. Например, в соответствии со статьей 50 Конституции Республики Беларусь, право граждан пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения.


 

Есть понятие свободы и в широком смысле слова — как великое достояние человека, как высшая его ценность после самой жизни. Но в этом смысле свобода как комплекс всех прав и свобод, как демократический статус личности, естес­твенно, отличается от индивидуальных прав. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты на­селения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному результату — застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии, инициативы человека, оста­новке социального прогресса.

Вместе с тем, современное конституционно-правовое уче­ние о свободе исходит из того, что она не может быть абсолют­ной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом. Иными слова­ми, Конституция связывает основные права и свободы с обя­занностями личности. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус чело­века и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. соче­тание возможного и должного в поведении людей.

Конституционные права, свободы и обязанности являются основными потому, что они определяют наиболее важные, су­щественные отношения и связи между государством и гражда­нином. Они находят свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства — административного, трудового, гражданского и других отраслей права.


 


(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 58-63)

Гарантии прав и свободэто условия и средства их реа­лизации, связующее звено, которое дает возможность осущес­твить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.

Гарантировать основные права и свободы граждан — зна­чит обеспечить фактическое обладание и пользование ими.

 


Классификация конституционных гарантий прав и свобод

Выделяется два уровня гарантий. Указанные выше гаран­тии составляют первый уровень. По объему своего действия они являются общими, поскольку предназначены для обеспе­чения всех прав и свобод граждан. Кроме общих гарантий многие права и свободы обеспечиваются дополнительными (специаль­ными) гарантиями, т.е. они гарантируются дважды. Специаль­ные гарантии содержатся в тех же статьях Конституции, где закрепляются конкретные права и свободы. Например, в каче­стве специальных гарантий права на отдых статья 43 Консти­туции предусматривает:


 

— установление 40-часовой рабочей недели;

— сокращенную продолжительность работы в ночное время;

— предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков;

— предоставление дней еженедельного отдыха.

Гарантии классифицируют и по другим основаниям:

по территории действия;

по сферам деятельности.

По территории действия гарантии прав и свобод подразде­ляются на внутригосударственные и международно-правовые.

К первым относятся гарантии, действующие в пределах тер­ритории Республики Беларусь. Их можно классифицировать на судебные и несудебные.,

Международно-правовая защита прав человека осуществ­ляется в настоящее время в рамках Организации Объединен­ных Наций и ее специализированных учреждений, региональ­ная — в рамках европейской, межамериканской и африканской систем. Если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри своего государства, гражданин может обращаться в международные органы (например, в Комитет ООН по правам человека, который, однако, не принимает обязательных для го­сударства решений), или в международные суды (например, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге), если го­сударство является участником соответствующей международ­ной конвенции. Этот Суд принимает обязательные для госу­дарства решения, в том числе может налагать штрафы на ви­новное государство. Общее число жалоб составляет в среднем 10 тыс. в год, но 90% из них не относятся к компетенции суда или по другим причинам не принимаются к производству.

Наше государство стремится вступить в Совет Европы, но для этого оно должно привести свое законодательство в со­ответствие с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 г. госу­дарствами — членами Совета Европы, и дополнительных про­токолов к ней.


 


Политические гарантии проявляются в принадлежности всей власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений.

Экономические гарантии — это забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей всех граждан, обеспечение финансовых возможностей реализа­ции прав (например, финансирование выборов государством).

Внешнеполитические гарантии — это наличие благопри­ятной международной обстановки, обеспечивающей гражданам Республики Беларусь основное право человека — право на жизнь.

Организационные гарантии характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей).

Юридические (правовые) гарантии представляют собой правовые средства и формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

 

к Обжалование гражданами незаконных действий органов уп­равления и должностных лиц
   
  Возмещение ущерба, причиненного незаконными действия­ми органов управления и должностных лиц при исполне­нии ими служебных обязанностей
  Прокурорский надзор
  Контрольно-надзорная деятельность госорганов
  Судебная защита
  Юридическая помощь
  Контрольная деятельность Конституционного Суда
 
  Защита и покровительство государства при нахождении граж­дан за границей

Основные права и свободы граждан Республики Беларусь

Личные права и свободы

Политические права и свободы

Экономические права

Социальные права

Культурно-творческие права и свободы

Экологические права

Юридические права-гарантии


 

Личные права и свободы граждан Республики Беларусь

(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 24, 25, 28-33, 50, 60-62)


 

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 34-40)

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей при­роде неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, по­литические права и свободы связаны с обладанием граждан­ством государства.

 

Примечание. Свобода слова не может использоваться во вред общес­тву и государству. В противном случае может наступать соответствующая ответственность (уголовная, административная, гражданско-правовая, дис­циплинарная). К примеру, уголовная ответственность наступает за клевету (ст. 188 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), оскор­бление (ст. 189 УК), разжигание расовой, национальной или религиозной

вражды или розни (ст. 130 УК), призывы к свержению или изменению конституционного строя Республики Беларусь или к совершению пре­ступлений против государства (ст. 361 УК).

Экономические права граждан Республики Беларусь

(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 41, 42, 44)

 

Социальные права граждан Республики Беларусь

(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 43, 45, 47, 48)


 

Культурно-творческие права и свободы граждан Республики Беларусь

(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 50, 51)


Экологические права граждан Республики Беларусь

(Конституция Республики Беларусь, ст. 46)

К экологическим правам относятся права на благоприят­ную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этих прав.

Примечание. Вышеуказанная классификация конституционных прав и свобод по сферам общественных отношений является наиболее распрос­траненной и общепризнанной, в том числе и в международных правовых актах. Однако в юридической литературе приводятся и иные классификации, в основе которых находятся другие признаки. К примеру, по составу субъектов можно выделить права человека и права гражданина. Права че­ловека признаются на территории государства за всеми людьми, независи­мо от того, являются они гражданами данного государства или нет либо являются лицами без гражданства. Правами же гражданина обладают только граждане данной страны. По способу осуществления права и сво­боды классифицируются на коллективные и индивидуальные. Коллек­тивные могут быть реализованы только группой людей (например, право на забастовку), а индивидуальные — как совместно несколькими людьми, так и в одиночку. Большинство прав и обязанностей имеет индивидуаль­ный характер.

Следует иметь в виду, что в ряде случаев классификация прав и сво­бод весьма условна, поскольку одно и то же право или свобода, может принадлежать к двум и даже более классификационным признакам. К при­меру, свобода совести обычно относится к личным свободам. Однако в некоторых странах она приобретает политический характер. Право на обра­зование может включаться и в социальную сферу, н в духовно-культур­ную. Соответствующие примеры можно приводить и по некоторым дру­гим правам и свободам. В приведенной в пособии классификации нрава и свободы включены в те группы, к которым они более близки по основно­му своему существу.

В Конституции Республики Беларусь получают закрепление не только права и свободы граждан и других лиц, но и наиболее важные их обязанности. Обязанность — это установленная законом необходимость совершать какие-то действия либо воздерживаться от их совершения, иными словами — это требование, предъявляемое государством к человеку, гражданину. Эффективное пользование правами невозможно без подчинения людей определенным правилам поведения, т.е. без выполнения определенных обязанностей.В конституциях демократических стран обязанностей содержится немного. В некоторых они вообще отсутствуют. Значительно больше внимания уделяют обязанностям конституции недемократических стран.


 


Примечание. Основные обязанности отличаются от других обязан­ностей именно тем, что они относятся к числу важнейших, закрепляются в Конституции и предопределяют многие иные обязанности граждан. Следует иметь в виду, что некоторые основные обязанности отно­сятся одновременно и к человеку, и к гражданину, а некоторые — только к гражданину. Например, к первой группе относятся такие обязанности, как соблюдать Конституцию и законы, беречь природу и др. Обязанность же зашиты Республики Беларусь относится только к ее гражданам.

Что же касается классификации обязанностей по сферам обществен­ных отношений (на политические, личные и др.), то по данному крите­рию они обычно не группируются, поскольку в отличие от прав и свобод в данном случае возникают определенные затруднения.

ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Иностранными гражданами признаются лица, не являю­щиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказа­тельства своей принадлежности к гражданству другого госу­дарства.

Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Примечание. По состоянию на 1 января 2005 г. на территории Республики Беларусь постоянно проживало 110 305 иностранных граждан (на 1 января 2004 г. — 1 14 720), а также 10 465 лиц без гражданства (13 683). В течение 2004 г. в Беларуси временно проживали 278 096 иностранных граждан и лиц без гражданства (273 921).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.