КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
Тема 7 Обязанности граждан Республики Беларусь Классификация основных прав и свобод граждан Республики Беларусь Конституционные гарантии прав и свобод граждан в Республике Беларусь Тема 6 Основы правового положения личности в Республике Беларусь Правовой статус (положение) личности — сложный комплексный институт, характеризующийся совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми данная личность наделяется как субъект правоотношений. В закреплении правового положения человека и гражданина участвуют все отрасли права. Каждая из них определяет совокупность прав, свобод и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное же право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Его нормативно-правовые акты и, в первую очередь, Конституция закрепляют основы правового статуса личности, т.е. наиболее существенные, исходные начала, определяющие ее положение в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Права, свободы и обязанности, закрепленные в юридических актах, обусловлены в первую очередь естественным характером их появления. Однако в немалой степени они зависят и от иных факторов: уровня экономического развития государства, характера существующего в нем политического режима, внешнеполитической обстановки и т.д. Рассматривая вопрос правового положения личности, следует иметь в виду, что для возникновения ряда прав, свобод и обязанностей требуется наличие определенных юридических предпосылок, требований, которым данная личность должна отвечать. Объем ее прав, свобод и обязанностей определяется такими факторами, как обладание гражданством (подданством), наличием праводееспособности (способности лица иметь права и нести обязанности). Кроме того, реальное правовое положение личности определяется наличием закрепленных, в первую очередь, в Конституции, соответствующих общепризнанных принципов (равноправие, в том числе женщин и мужчин; недопустимость ограничения прав и свобод и т.д.). Немаловажное значение для обеспечения прав, свобод, обязанностей оказывает и наличие законодательно закрепленных гарантий (политических, экономических, организационных и др.) как условия и средства реализации этих прав и свобод на практике.
Примечание. Следует иметь в виду, что принцип равенства не означает равенство всех людей в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. Имеются определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию мужчин и женщин), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в Законе. Социальные государства представляют определенные льготы наименее защищенным слоям населения: инвалидам, малоимущим, безработным, пенсионерам, многодетным семьям и т.д. Но в пределах каждой из этих групп людей их правовой статус должен быть одинаковым для всех. В условиях военного или чрезвычайного положения осуществление прав и свобод личности может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и Законом Республики Беларусь.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь. Они носят основополагающий характер и составляют основы правового статуса личности. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве, сердцевиной конституционного строя любого демократического государства. Юридическое различие между «правом» и «свободой» довольно сложно определить. Из общей теории права известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица, т.е. это поведение должно быть в рамках дозволенного Конституцией, другим законодательством. Данное определение может быть применено и к понятию «свобода». Поэтому неслучайно законодатели ряда стран, в том числе и Беларуси, свободу понимают как право. Например, в соответствии со статьей 50 Конституции Республики Беларусь, право граждан пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения.
Есть понятие свободы и в широком смысле слова — как великое достояние человека, как высшая его ценность после самой жизни. Но в этом смысле свобода как комплекс всех прав и свобод, как демократический статус личности, естественно, отличается от индивидуальных прав. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты населения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному результату — застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии, инициативы человека, остановке социального прогресса. Вместе с тем, современное конституционно-правовое учение о свободе исходит из того, что она не может быть абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом. Иными словами, Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями личности. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание возможного и должного в поведении людей. Конституционные права, свободы и обязанности являются основными потому, что они определяют наиболее важные, существенные отношения и связи между государством и гражданином. Они находят свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства — административного, трудового, гражданского и других отраслей права.
(Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 58-63) Гарантии прав и свобод — это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Гарантировать основные права и свободы граждан — значит обеспечить фактическое обладание и пользование ими.
Классификация конституционных гарантий прав и свобод Выделяется два уровня гарантий. Указанные выше гарантии составляют первый уровень. По объему своего действия они являются общими, поскольку предназначены для обеспечения всех прав и свобод граждан. Кроме общих гарантий многие права и свободы обеспечиваются дополнительными (специальными) гарантиями, т.е. они гарантируются дважды. Специальные гарантии содержатся в тех же статьях Конституции, где закрепляются конкретные права и свободы. Например, в качестве специальных гарантий права на отдых статья 43 Конституции предусматривает:
— установление 40-часовой рабочей недели; — сокращенную продолжительность работы в ночное время; — предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков; — предоставление дней еженедельного отдыха. Гарантии классифицируют и по другим основаниям: — по территории действия; — по сферам деятельности. По территории действия гарантии прав и свобод подразделяются на внутригосударственные и международно-правовые. К первым относятся гарантии, действующие в пределах территории Республики Беларусь. Их можно классифицировать на судебные и несудебные., Международно-правовая защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, региональная — в рамках европейской, межамериканской и африканской систем. Если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри своего государства, гражданин может обращаться в международные органы (например, в Комитет ООН по правам человека, который, однако, не принимает обязательных для государства решений), или в международные суды (например, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге), если государство является участником соответствующей международной конвенции. Этот Суд принимает обязательные для государства решения, в том числе может налагать штрафы на виновное государство. Общее число жалоб составляет в среднем 10 тыс. в год, но 90% из них не относятся к компетенции суда или по другим причинам не принимаются к производству. Наше государство стремится вступить в Совет Европы, но для этого оно должно привести свое законодательство в соответствие с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 г. государствами — членами Совета Европы, и дополнительных протоколов к ней.
Политические гарантии проявляются в принадлежности всей власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений. Экономические гарантии — это забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей всех граждан, обеспечение финансовых возможностей реализации прав (например, финансирование выборов государством). Внешнеполитические гарантии — это наличие благоприятной международной обстановки, обеспечивающей гражданам Республики Беларусь основное право человека — право на жизнь. Организационные гарантии характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей). Юридические (правовые) гарантии представляют собой правовые средства и формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.
Основные права и свободы граждан Республики Беларусь Личные права и свободы Политические права и свободы Экономические права Социальные права Культурно-творческие права и свободы Экологические права Юридические права-гарантии
Личные права и свободы граждан Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 24, 25, 28-33, 50, 60-62)
Политические права и свободы граждан Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 34-40) В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.
Примечание. Свобода слова не может использоваться во вред обществу и государству. В противном случае может наступать соответствующая ответственность (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная). К примеру, уголовная ответственность наступает за клевету (ст. 188 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), оскорбление (ст. 189 УК), разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни (ст. 130 УК), призывы к свержению или изменению конституционного строя Республики Беларусь или к совершению преступлений против государства (ст. 361 УК). Экономические права граждан Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 41, 42, 44)
Социальные права граждан Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 43, 45, 47, 48)
Культурно-творческие права и свободы граждан Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, ст.ст. 50, 51) Экологические права граждан Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, ст. 46) К экологическим правам относятся права на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этих прав. Примечание. Вышеуказанная классификация конституционных прав и свобод по сферам общественных отношений является наиболее распространенной и общепризнанной, в том числе и в международных правовых актах. Однако в юридической литературе приводятся и иные классификации, в основе которых находятся другие признаки. К примеру, по составу субъектов можно выделить права человека и права гражданина. Права человека признаются на территории государства за всеми людьми, независимо от того, являются они гражданами данного государства или нет либо являются лицами без гражданства. Правами же гражданина обладают только граждане данной страны. По способу осуществления права и свободы классифицируются на коллективные и индивидуальные. Коллективные могут быть реализованы только группой людей (например, право на забастовку), а индивидуальные — как совместно несколькими людьми, так и в одиночку. Большинство прав и обязанностей имеет индивидуальный характер. Следует иметь в виду, что в ряде случаев классификация прав и свобод весьма условна, поскольку одно и то же право или свобода, может принадлежать к двум и даже более классификационным признакам. К примеру, свобода совести обычно относится к личным свободам. Однако в некоторых странах она приобретает политический характер. Право на образование может включаться и в социальную сферу, н в духовно-культурную. Соответствующие примеры можно приводить и по некоторым другим правам и свободам. В приведенной в пособии классификации нрава и свободы включены в те группы, к которым они более близки по основному своему существу. В Конституции Республики Беларусь получают закрепление не только права и свободы граждан и других лиц, но и наиболее важные их обязанности. Обязанность — это установленная законом необходимость совершать какие-то действия либо воздерживаться от их совершения, иными словами — это требование, предъявляемое государством к человеку, гражданину. Эффективное пользование правами невозможно без подчинения людей определенным правилам поведения, т.е. без выполнения определенных обязанностей.В конституциях демократических стран обязанностей содержится немного. В некоторых они вообще отсутствуют. Значительно больше внимания уделяют обязанностям конституции недемократических стран.
Примечание. Основные обязанности отличаются от других обязанностей именно тем, что они относятся к числу важнейших, закрепляются в Конституции и предопределяют многие иные обязанности граждан. Следует иметь в виду, что некоторые основные обязанности относятся одновременно и к человеку, и к гражданину, а некоторые — только к гражданину. Например, к первой группе относятся такие обязанности, как соблюдать Конституцию и законы, беречь природу и др. Обязанность же зашиты Республики Беларусь относится только к ее гражданам. Что же касается классификации обязанностей по сферам общественных отношений (на политические, личные и др.), то по данному критерию они обычно не группируются, поскольку в отличие от прав и свобод в данном случае возникают определенные затруднения. ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Примечание. По состоянию на 1 января 2005 г. на территории Республики Беларусь постоянно проживало 110 305 иностранных граждан (на 1 января 2004 г. — 1 14 720), а также 10 465 лиц без гражданства (13 683). В течение 2004 г. в Беларуси временно проживали 278 096 иностранных граждан и лиц без гражданства (273 921).
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |