Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные и предотвратимые издержки и их роль в обосновании цен




Альтернативные и предотвратимые издержки - категории, которые обязательно необходимо учитывать при обосновании затратных цен. Бед только в том, что российские бухгалтера чаще всего рассчитывать такие издержки просто отказываются, ссылаясь на то, что это не соответствует нормативным документам по бухгалтерскому учету (в первую очередь принципу документарности, требующему учета только тех операций, которые имеют документальное основание, а не просто являются результатом аналитических рассуждений). В чем же дело и почему менеджеру в данном случае нельзя положиться на мнение бухгалтеров?

Альтернативные издержки (opportunity cost). Эти издержки становятся видимыми для менеджера, когда он задает себе вопрос «От чего наша фирма должна отказаться, чтобы организовать выпуск данной продукции?» Логика такой постановки вопроса проста: все ресурсы, которыми располагает фирма для ведения бизнеса, ограниченны и потому, выбирая для реализации один коммерческий проект, фирма неизбежно лишается возможности воплотить в жизнь иной проект, для которого были бы нужны те же ресурсы. А значит - она лишается и доходов, который мог принести отвергнутый проект. Эти неполученные доходы (упущенная выгода) сокращают потенциальную прибыль фирмы и значит по своей экономической природе эквивалентны дополнительным издержкам, тоже снижающим прибыль.

Поэтому, оценивая любое коммерческое решение, в том числе и в сфере ценообразования, менеджер обязан всегда учитывать альтернативные издержки. И это позволяет провести некоторые, весьма полезные для грамотного ценообразования, расчеты.

Чтобы понятнее было, о чем идет речь, рассмотрим рис. 4-2.

 

Рис. 4-2. Логика идентификации и использования альтернативных издержек.

 

Как мы видим, если бы персонаж, изображенный на рис. 4-2, инвестировал свои средства на стороне (в какой-либо коммерческий или банковский проект), он мог бы заработать на этом 40% годового дохода. Отказавшись от этого ради инвестирования в собственный бизнес, он эти 40% потенциального дохода потерял - это его издержки. Из этого следует, что вложение денег в собственный бизнес окажется для него разумным решением только в том случае, если это обеспечит ему получение дохода не менее 40% годовых, то есть перекроет альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей).

Такой способ рассуждений является единственно возможным для человека, создающего бизнес или управляющего им в интересах собственника, поскольку заставляет выбирать именно наиболее выгодные варианты использования ресурсов, то есть варианты, где доход может превысить альтернативные издержки. Более того, только на основе такой логики экономического анализа и учета альтернативных издержек можно исчислить некоторые показатели, без которых невозможно экономически обоснованное затратное ценообразование, а именно:

1) стоимость собственного капитала и

2) средневзвешенную стоимость капитала фирмы в целом.

Стоимость собственного капитала - доходность, на которую вправе рассчитывать собственник с учетом альтернативных доходностей и уровня риска инвестирования.

 

Средневзвешенная стоимость капитала - уровень доходности, который должен быть достигнут фирмой, чтобы иметь возможность расплатиться по кредитам и обеспечить собственнику доход на вложенный капитал не ниже альтернативной доходности (с учетом уровня риска инвестирования).

Понятие стоимости собственного капитала относится как раз к числу тех понятий, которые очевидны для экономистов и финансистов, но не рассматриваются бухгалтерами, так как не имеют документального подтверждения (на стоимость собственного капитала никто не выписывает чек). Между тем, если фирма (собственник) вкладывает в дальнейшее развитие бизнеса чистую прибыль или амортизацию (которая по своей экономической природе также является чистой прибылью, только в форме регламентированного по направлениям использования фонда), то они лишаются возможности вложить эти деньги на стороне и соответственно - заработать на этом какой-то доход.

Учет в экономическом анализе категории стоимости собственного капитала важен для нас потому, что он позволяет перейти к расчету еще более важного показателя - средневзвешенной стоимости капитала (weighted average cost of capital - WACC), которая далее будет нам нужна соответственно для расчета минимального норматива рентабельности к издержкам, используемого при затратном ценообразовании. Схема расчета WACC показана на рис. 4-3.

 

 

Рис. 4-3. Классическая схема расчета WACC.

 

Предотвратимые и невозвратные затраты.; Есть в методике обоснования коммерческих решений один принцип, который обычно усваивается практикующими менеджерами достаточно тяжело. Он состоит в том, что при обосновании цен (равно как и вариантов инвестиций в реальные активы) следует учитывать только предотвратимые затраты.

Предотвратимые затраты - затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь.

Например, затраты, связанные с осуществлением рекламной кампании нового товара, являются предотвратимыми - фирма может их осуществлять или не осуществлять в зависимости от того, какое решение она примет. Но вот затраты на аренду помещения, в котором размещается отдел рекламы, если они обусловлены долгосрочным договором аренды - это уже затраты невозвратные. Их фирма должна осуществить в любом случае и при любом варианте выбранной ею рекламной политики.

Таким образом, противоположностью предотвратимых затрат являются невозвратные затраты (иногда их еще называют «утраченной стоимостью, sunk cost»[7]). Именно к этой категории следует относить затраты на НИР и ОКР, а также маркетинговые исследования.

Невозвратные затраты - затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики или которые уже были ею осуществлены.

Оценивая величину невозвратных затрат, не следует впадать в излишний пессимизм. Некоторые из затрат, которые, на первый взгляд, могут показаться невозвратными, на самом деле могут ими и не быть, если мы умеем добиться их возвратности.

Самый любопытный тому пример - затраты, связанные с основными средствами (зданиями, сооружениями, оборудованием). Даже здесь может быть обеспечена обратимость (предотвратимость) затрат, если мы имеем возможность продать эти активы по цене, соответствующей следующей формуле:

 

Pl= Pp* [(Tf- Tu): Tf)], (4.1)

где:

Pl - цена реализации основных средств (liquidation price);

Pp - цена приобретения основных средств (purchasing price);

Tu - срок, в течение которого уже использовались основные средства (term of use);

Tf - нормативный срок использования основных средств (период полной амортизации, full term of use).

Если продажа на таких условиях возможна, значит еще недоамортизированная стоимость основных средств перестает быть невозвратными затратами. Например, многие крупные авиакомпании продают самолеты, отслужившие большую часть своего срока, а не эксплуатируют их до полной амортизации (именно благодаря таким распродажам некоторые из новых частных российских авиакомпаний смогли приобрести для себя столь дорогостоящие самолеты как «Боинг»).

В общем случае, это позволяет нам разбить все основные средства на три группы с точки зрения возвратности затрат на их приобретение:

1) полностью возвратные;

2) частично возвратные;

3) полностью невозвратные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.