КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление харизматического подхода
Вертикальный обмен в руководстве Ценностный обмен в руководстве Инграциация в руководстве Атрибуции в руководстве Атрибутивные ошибки в руководстве Категоризация в руководстве Перцептивная конгруэнтность в руководстве Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
Вопросы и задания к практическим занятиям 1. В чем суть трансакционистского подхода к руководствуV 2. Опишите содержание вертикальной диадической модели 3. Чем характеризуется модель ценностного обмена в руко 4. Как используются материалы разработок в области кау 5. Что понимается под процессами категоризации в руковод 6. Проведите соотносительный анализ трансакционистского Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Концептуальные уточнения • Становление харизматического подхода (ранняя теория харизматического руководства, поведенческая теория харизматического руководства) • Современный этап развития харизматического подхода (драматургическая модель руководства, модель харизматического руководства СЕО, организационный контекст харизмы, «темная сторона» харизмы) Харизматический подход относится к числу наиболее поздних направлений исследования руководства. Очень часто он рассматривается в тесной связи с другим современным подходом к руководству, получившим название трансформационного (или преобразующего). Поэтому, предваряя последующее раскрытие заявленной в заголовке главы тематики, я остановлюсь вкратце на некоторых моментах, касающихся обоих подходов. Первые связанные с ними крупные (но, замечу, единичные) работы датируются второй половиной 70-х годов [Burns, 1978; House, 1977]. Однако уже в следующем десятилетии интерес к этим подходам значительно возрастает, с годами усиливаясь и привлекая внимание все большего круга исследователей. Интересна предыстория развития обсуждаемых направлений. Фактически они явились откликом на те процессы, которые охватили в 80-е годы американский бизнес. Имеются в виду глубокие организационные преобразования, направленные на усиление жизнеспособности американских компаний, повышение возможностей их успешного противостояния иностранным конкурентам в условиях обостряющегося соперничества на мировых рынках. Таким образом, в этих подходах гашли отражение конкретные реалии жизни эффективных Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДИ НУ 9.1. Становление харизматического подхода
организаций, связанные с их ответами на серьезнейшие вы.м> вы современности. Хотя в литературе оба подхода нередко рассматриваются м одной связке, а исследователи сетуют на трудности поиска и % специфики, попытки такого рода время от времени все же предпринимаются [Yukl, 1998; Yukl & Van Fleet, 1992]. В |>с зультате сложившиеся на сегодня представления вкратце си» дятся к следующему. Пол трансформационным руководством понимается продел изменения организационной культуры и на его основе вьфм ботка договоренностей относительно основных изменений м организационных целях и стратегиях. Трансформационное руководство предполагает влияние руководителя на подчи ненных. Итогом этого процесса является наделение части под чиненных определенными властными полномочиями, вслед ствие чего они сами начинают выполнять управленческие функции и становятся своеобразными агентами перемен м ходе организационных преобразований. Таким образом, транс формационное руководство рассматривается как преимущес! венно распределенный процесс, включающий действия рук» водителей разных уровней и организационных подразделений, а не только генеральных директоров. К только что сказанному стоит добавить еще одну существен ную особенность трансформационного руководства: в нем, как мне кажется, весьма сильно представлено предприниматель ское начало, подобный тип руководства во многом олицетв» ряет собой предпринимательский стиль управления. Яркой иллюстрацией этого стиля могут служить описанные Дж. Лай драмом [1997[а]; 1997[б]] биографии выдающихся менедже ров-предпринимателей XX столетия, чья деятельность во мно гом изменила окружающий нас мир. Что же касается харизматического руководства, то в ос новном речь идет о восприятии подчиненными руководителя как обладающего особыми, вдохновляющими качествами лич ности, которые не только вызывают к нему доверие и уважение окружающих (что имеет место и в случае трансформационного руководства), но также и возбуждают преклонение перед ним как суперменом, героем или некоей божественной фигурой, словом, Лидером с большой буквы, в подлинно психологическом понимании этой роли. Таким образом, харизматическое руководство представлено скорее отдельной фигурой руководителя, нежели развернутым процессом организационного управления, реализуемым многими руководителями. Хотя, как будет показано в 9.2, в последние годы все чаще наблюдаются попытки придать харизматическому руководству черты процесса, охватывающего разные уровни организационного функционирования Перейдем теперь к более детальному анализу харизматического подхода, представленного, как и в случае других исследовательских направлений в области руководства (см. гл. 5-8), разнообразными модельными конструкциями. Последующее обсуждение будет разбито на два хронологических этапа: этап становления харизматического подхода к организационному лидерству (70-80-е годы прошлого столетия) и этап современных исследований (90-е годы XX в. - начало XXI в.). Вначале несколько слов относительно термина «харизма». Напомню, что он упоминался выше (см. 4.2) в связи с рассмотрением политического лидерства. Как отмечают исследователи харизматического руководства [Conger & Kanungo, 1987], харизма является греческим словом, означающим в системе понятий, возникших в раннем христианстве, «дар». Оно встречается уже в библейских посланиях апостола Павла при описании Святого Духа. Согласно христианскому пониманию харизмы, она - дар Божий, искра Божия. Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 9.1. Становление харизматического подхода
Это понимание обнаруживает себя в определении харизмы одним из основоположников учения о харизматической власти М. Вебером. «"Харизмой", - полагал ученый, - следуем назвать качество личности, признаваемое необычайным, бли годаря которому она оценивается как одаренная сверхъестс ственными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, cut1 цифическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная Богом или как образец» [Вебер, 1999. С. 55]. В дальнейшем веберовский взгляд на харизму получил p».i витие в работах политологов, социологов и социальных пси хологов. Причем в этих работах речь шла в основном о хари.» матическом политическом лидерстве [Московичи, 1996; 199Н, Willner, 1984], о таких характеристиках политических хари.) матиков, как необыкновенное видение, героизм, способность вызывать и завоевывать доверие, выражение революционны* (или бунтарских) идеалов, риторические способности, мощна» аура и т.д. Утверждалось, что эти характеристики оказываю i исключительное влияние на последователей, относя лидером к тем революционным силам, которые способны вызвать см ромные общественные изменения. Замечу, что подобное но нимание харизматического лидерства мало чем отличается о i трактовки когда-то Т. Карлейлем [1994] разного рода леген дарных исторических фигур, именуемых им героями. Более реалистичным следует признать подход к харизме си стороны организационных специалистов, включивших ana лиз проблемы в контекст изучения конкретных управление ских процессов. Харизма стала рассматриваться как суще<"1 венный компонент организационного лидерства и в таковом качестве легла в основу построения ряда теоретических моде лей. К их обсуждению мы переходим далее. Ранняя теория харизматического руководства. Ее автором является известный специалист в области организационные процессов Р. Хаусом [House, 1977], с рядом исследований которого (речь идет об изучении политического лидерства и о разработке мотивационной модели руководства) читатель мог ознакомиться несколько выше, в 4.2 и 7.3. Теория содержит два основных предположения. Первое из них касается наличия у харизматических руководителей ряда специфических личностных и поведенческих характеристик, отсутствующих у руководителей-нехаризма-тиков. К числу личностных характеристик, увеличивающих вероятность восприятия руководителя как харизматика, были отнесены: • сильная потребность во власти; • высокий уровень уверенности в себе; • твердая убежденность в своих взглядах. Поведенческие характеристики типичных харизматических руководителей, согласно теории Р. Хауса, включают: • управление впечатлениями с целью поддержания у под • формулирование привлекательного для подчиненных • декларирование высоких ожиданий от работы подчи • выражение надежды, что подчиненные способны сфор • возбуждение у подчиненных мотивации к выполнению • инициирование поведенческого моделирования со сто Второе предположение теории относится к поведению подчиненных. Согласно Р. Хаусу, существует ряд поведенческих Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУ К0В0ДС1МУ 9.1. Становление харизматиче ского подхода
индикаторов, позволяющих отдифференцировать подчинен ных харизматического руководителя от подчиненных руко-водителя-нехаризматика. К числу такого рода индикаторт ученым были отнесены: • вера подчиненных в правильность взглядов руководителя; • абсолютное принятие ими руководителя; • переживание чувства привязанности к нему; • готовность к подчинению. Позднее [House & Baetz, 1979] круг этих индикаторов вид несколько расширен. В него также вошли: • подражание руководителю и идентификация с ним; • подстройка мнений подчиненных под мнение руконо • эмоциональное включение подчиненных в миссию руко • ощущение хотя бы частью подчиненных, что они способ Таким образом, в этой теоретической модели речь идет не о харизме отдельно взятого руководителя (что нередко ветре чается при описании политического лидерства), но фактичо ски имеется в виду своего рода харизматическое отношение в системе «руководитель - подчиненный». Хотя теория Р. Хауса неизменно встречается на страницах разного рода аналитических обзоров и учебных текстов по ор ганизационному лидерству, количество собственно эмпирических исследований, посвященных ее проверке, весьма невелико. В частности, одно из таких исследований выполнено самим Р. Хаусом с сотрудниками [House et al., 1991] на материале политического лидерства (конкретно - президентства в США) и в основных своих чертах описано в 4.2. В нем получили подтверждение предположения теории, касающиеся мотивации и поведения харизматических политических лидеров (президентов). В литературе [Yukl & Van Fleet, 1992] приводятся также данные о позитивном влиянии поведения харизматических руководителей на рост удовлетворенности и продуктивности подчиненных. Кроме того, частичным свидетельством в пользу обсуждаемой теории являются, по мнению специалистов [Yukl & Van Fleet, 1992], результаты организационных исследований эффекта Пигмалиона, в частности в той их части, где показано, что демонстрация руководителем доверия к подчиненным позитивно отражается на выполнении ими рабочих заданий. Касаясь причин малого числа исследовательских данных по проблематике харизматического лидерства (руководства), Д. Конджер и Р. Канунго [Conger & Kanungo, 1987] высказали в свое время следующие соображения. Во-первых, полагали они, ученых отпугивает ускользающая природа и мистическое значение термина харизма. Во-вторых, имеют место значительные трудности, связанные с определением и опера-ционализацией харизмы. В-третьих, затруднен доступ к харизматическим руководителям, занятым в сфере бизнеса, на предмет проведения исследований с их участием. В итоге упомянутые авторы предложили собственный подход к проблематике харизматического руководства, в гораздо большей мере, нежели Р. Хаус, связывая его с организационным контекстом. Свою разработку они назвали «поведенческой теорией харизматического руководства в организационных условиях». Поведенческая теория харизматического руководства. При ее формулировании исследователи [Conger & Kanungo, 1987] отнесли к числу главных своих задач, во-первых, освобождение харизмы от ауры мистицизма и, во-вторых, рассмотрение ее в контексте поведенческого процесса. «Харизматическое лидерство, - писали они, - аналогично другим формам лидерства, следует рассматривать как доступный наблюдению
Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 9.1. Становление харизматического подхода
Во-вторых, харизматические руководители заявляют также <• своей мотивации (готовности) лидировать, т. е. в данном ел у чае - вести за собой подчиненных к достижению поставлен ной цели. Используя насыщенные экспрессией вербальные и невербальные средства, руководители заявляют о своих взглн дах, демонстрируют уверенность и преданность декларирую мой идее. Тем самым они стремятся придать большую праи-доподобность своим заявлениям. Чтобы усилить эффект декларируемой мотивации лидирп ватъ, харизматические руководители прибегают, по наблю дениям Д. Конджера и Р. Канунго, к ряду приемов управлг ния впечатлениями (подробнее об этом феномене см. 9.2.1, л также: [Кричевский, 2000]). Например, они используют ри торику, подбирая слова, в которых отражены напористость, уверенность в себе, компетентность, интерес к нуждам подчи ненных. Тем же целям служит внешний вид, подбор одежды и другие формы так называемого языка тела. В итоге своеоб разие демонстрируемой риторики и невербальных форм по ведения создают предпосылки для диспозиционной (т. е. отле сенной к личности индивида) атрибуции харизмы. Как полагают авторы обсуждаемой модели, потребность в хп ризматических руководителях усиливается в кризисных дли организаций ситуациях, требующих серьезных перемен в ело жившемся статус-кво. Поэтому авторами модели ставится но прос об отборе менеджеров на основе наличия соответствующих харизматических характеристик и о разработке для решении данного вопроса необходимых измерительных средств. ПодоО ный подход к проблеме харизматического руководства отвеча ет, на мой взгляд, задаче подготовки антикризисных управля ющих, в том числе и в условиях современной России. Эмпирическое отступление. Интересно, что, по дан ным отечественного исследования проблематики ант и кризисного управления [Левадняя, 2003], требовании, предъявляемые к личности антикризисного управляй! щего, предполагают наличие набора характеристик (ти па, например, высокой стрессоустойчивости, активно сти, уверенности в себе, самоэффективности и т. д.). во многом совпадающих с отмеченными выше вербальными проявлениями харизмы. В дополнение к сказанному выше укажу еще на одну интересную особенность модели Д. Конджера и Р. Канунго. Ученые полагают, что, исходя из восприятия подчиненными поведения харизматических руководителей (см. табл. 9.1), последнее может быть разбито на три стадии. На первой из них (стадия оценки окружающей обстановки) отличительными особенностями харизматического руководства, как они видятся подчиненным, являются желание изменить статус-кво и высокая сензитивность к окружающей обстановке. На второй стадии (стадия формулирования видения) к числу таких поведенческих особенностей относятся формулирование разделяемого подчиненными идеализированного видения и эффективная его артикуляция, вызывающая у людей эмоциональный подъем и рост мотивации. На третьей стадии (стадия реализации) харизматические руководители воспринимаются как стремящиеся к большему личному риску и готовые идти на жертвы, что усиливает доверие к ним. Кроме того, на этой стадии руководители воспринимаются также как использующие разного рода инновационные и нетрадиционные средства для реализации своего видения, что опять-таки усиливает их эмоциональное влияние на подчиненных. На основе положений своей модели Д. Конджер и Р. Канунго сформулировали ряд исследовательских гипотез, для проверки которых разработали позднее [Conger & Kanungo, 1994] специальную шкалу измерения харизматического поведения руководителя и вместе с сотрудниками [Conger et al, 2000] провели несколько исследований. Согласно полученным данным, это поведение обнаруживает высокую позитивную связь: • с чувством уважения, испытываемого подчиненными в отношении своего руководителя (подобное чувство, как показали материалы исследований, усиливается за счет доверия к руководителю и удовлетворенности его действиями); Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ • с переживанием подчиненными ощущения коллектим • с восприятием подчиненными своей группы как высоко Хотя высказанные Д. Конджером и Р. Канунго соображении, равно как и выдвинутые на их основе гипотезы (числом, за мечу, более десятка), прошли некоторую эмпирическую про верку, значительный рост исследований они все же не стимулировали. Тем не менее, как мы увидим далее, отдельные идеи упомянутых авторов и сегодня весьма популярны среди pa;i работчиков проблематики харизматического руководства.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |