Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жилищное хозяйство в советском обществе




Организация жилищного хозяйства в России и пути его реформирования

 

Организация жилищного хозяйства в нашей стране находится в переходном состоянии от административно интегрированной государственной системы обеспечения жильем и его эксплуатации к смешанной системе с преимущественно рыночным распределением жилья и рыночным предоставлением жилищно-эксплуатационных услуг, но с участием государства.

В период социализма основная часть объектов жилищного фонда находилась в собственности государства. Жилье предоставлялась гражданам внаем, как правило, без ограничения срока найма. Строительство части жилья осуществлялось за счет прямых ассигнований из бюджета, и это жилье распределялось органами власти между нуждающимися в улучшении жилищных условий. Распределение производилось в порядке очереди. Право на улучшение условий проживания и соответственно на включение в очередь имели семьи, на каждого члена которых приходилось менее определенного количества метров жилой площади. Долгое время в качестве такого нижнего предела использовалась величина, равная 5 кв. м на человека.

Другая часть жилья строилась за счет средств государственных предприятий и организаций и распределялась среди их работников. Такое жилье именовалось ведомственным. Его распределение также производилось в порядке очереди, но критерии, которым должны были удовлетворять очередники, были менее жесткими, и устанавливались предприятиями самостоятельно. Ведомственное жилье могло предоставляться внаем как без ограничения срока, так и лишь на время работы в данной организации. Помимо общих очередей существовали специальные очереди для инвалидов, участников войны и т.д. Квартиросъемщики могли совершить обмен занимаемого жилья, но такой обмен требовал разрешения государственных органов. Часть населения, проживающего в сельской местности, строила дома за свой счет, и они находились в личной собственности. Горожане имели возможность вступить в жилищно-строительный кооператив и стать владельцами квартиры за свои деньги.

Размеры платы за наем жилищ (квартплаты) были установлены в СССР в 1928 г. и не пересматривались в течение десятилетий. Цены на коммунальные услуги были зафиксированы на очень низком уровне. В результате к началу 1990-х гг. платежи населения покрывали всего лишь 4% фактических затрат на эксплуатацию жилищного фонда. Квартплата превратилась в сбор за проживание, никак не связанный с реальными эксплуатационными расходами. Затраты на эксплуатацию жилищного фонда возмещались за счет бюджетов и средств государственных предприятий, имевших жилье на своем балансе. Доля расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг составляла в бюджете домохозяйств в среднем 2%. Совокупные расходы государственного бюджета, средств предприятий и граждан на жилищно-коммунальное хозяйство достигли к началу 1990-х гг. 7,5% ВВП.

Жилищное хозяйство представляло собой административно-интегрированную систему. Эксплуатацию государственного жилого фонда осуществляли государственные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, административно подчиненные органам управления жилищно-коммунального хозяйства, и ведомственные организации жилищно-коммунального хозяйства, подчиненные соответствующим отраслевым ведомствам. Государственные органы управления жилищно-коммунальным хозяйством сочетали функции распределения жилья и административного управления предприятиями, осуществляющими его эксплуатацию. Каждое предприятие занимало монопольное положение по отношению к закрепленным за ним объектам жилищного фонда. Дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам, также обслуживались государственными жилищно-эксгогуатационными предприятиями, и права членов кооперативов здесь почти ничем не отличались от прав квартиросъемщиков в государственном жилищном фонде. У жилишно-эксплуатационньгх предприятий отсутствовала экономическая заинтересованность в повышении качества предоставляемых услуг и в эффективном использовании ресурсов. Потребители имели две возможности воздействовать на поставщиков услуг: жаловаться в органы управления жилищно-коммунальным хозяйством либо осуществлять оплату нужных услуг в теневой форме. Вследствие монополизма поставщиков услуг и общности их интересов с интересами органов управления оба указанных пути не гарантировали обеспечение потребителей услугами надлежащего качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.