Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок несовершенной конкуренции. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция




Конкуренция, ее экономические основы и формы. Рынок совершенной конкуренции.

Конкуренция — борьба участников рынка за наиболее выгодные условия достижения поставленных целей.

Различают конкуренцию:

между фирмами (объекты: цены, доступ к ресурсам, потребит., гос. заказ);

между потребителями (цены, доступ к товарам в условиях дефицита и низкой платежеспособн.);

между потребителем и продавцом (цены, условия купли-продажи).

Основные виды конкуренции:

1) внутриотраслевая; Результат: формирование рыночной цены в отрасли.

2) межотраслевая — за доходы потребителей;

3) добросовестная — с помощью инструментов, разрешённых законодательством;

4) недобросовестная — дезинформация, подкуп, шпионаж;

5) совершенная — идеальная ситуация (P = const);

6) несовершенная.

Основные признаки совершенной и несовершенной конкуренции:

Хар–ные черты СК Монополистич. К. Олигополия Монополия
Число фирм множество много мало одна
Вид товара однородный дифференциров. продукт как однородный, так и дифференциров. уникальный
Барьеры для конкур. отсутствуют незначительные существенные блокирована
Влияние на цену отсутствует незначительное существенное абсолютное влияние на цену
Положение кривой предельного дохода D = MR MR всегда ниже D MR ниже D MR ниже D
Ре и Ропт Ре ≤ Ропт Ре < Ропт Ре < Ропт Ре < Ропт
Примеры сельское хозяйство розничная торговля пр-во стали, автом., бытовых приборов предпр. обществ. пользования

Особенности рынка совершенной конкуренции (СК):

множество участников;

однородный продукт;

отсутствие барьеров для конкуренции;

спрос абсолютно эластичен (AR = MR = P — цена);

кривая спроса совпадает с кривой среднего и предельного дохода;

фирма для достижения рыночных целей может изменять только объём производства, т.к. на цену повлиять не может;

Qопт всегда больше Qравн (при π>0).

 

 

Монополия — тип рыночной структуры, в которой 100% предложения находится в руках одной фирмы.

Способы образования:

закрытая монополия — в результате гос-ных решений на основе законодательства;

естественная монополия — ограничение доступа к ресурсам;

открытая монополия — как результат действий конкурентов.

добровольное слияние;

принудительное поглощение;

Способы принудительного поглощения:

а) система участия — контроль за рынком через владение пакетом акций юрид. самост. компан.

б) личная уния (личное участие) — директора АО становятся членами правлений банков, а управляющие банками входят в совет директоров АО.

Формы монополий:

картель (сговор) — временное соглашение о ценах, рынках сбыта и долях рынка;

синдикат — объединение с сохранением производственной, но потерей коммерческой самостоятельности (угольная промышленность);

трест — объединение с потерей и производственной, и коммерческой самостоятельности;

концерн — объединение юридич. самостоятельных АО одной отрасли путём финанс. контроля;

конгломерат — объединение юридич. самостоятельных АО различных отраслей;

консорциум — объединение самостоятельных банков путём финансового контроля под «колпаком» крупнейшего банка.

 

Олигополия — тип рыночной стр-ры, в котором более 50% предложения находится в руках 4–10 крупнейших фирм.

Особенностью этого рынка является взаимоотношение конкурентов.

Различают 3 модели поведения:

модель нескоординированного поведения (связана с анализом ломаной кривой спроса);

– Если фирма назначит Р больше, чем Pk, выручка уменьшается;

– P < Pk, прибыль уменьшается (снижение ∆TR при снижении цены для неэластичного спроса).

сговор или картель

Цель: обезопасить себя от угрозы поведения конкурентов.

игра по правилам

Ни одна из фирм не будет менять ни рыночную цену, ни собственную долю в рынке, полагая, что точно так же поступят все остальные.

Плюсы олигополии:

Возможность быстро увеличить производительность труда.

Наличие инфраструктуры: снабжение, сбыт, управление, проектно-конструкторские разработки.

Возможность развития НТП и использования его достижений.

Минусы олигополии:

Неэффективное использование ресурсов.

Монополия на рынке труда.

Барьеры для конкуренции, подрыв рыночных основ.

Торможение внедрения достижений НТП.

Монополистическая конкуренция — сочетает в себе признаки рынка СК и монополии:

– большое число участников;

– слабое влияние на рыночную цену;

– специфические особенности продукта.

Основные инструменты конкурентной борьбы:

ценовая дифференциация

а) продажа одного товара по разным ценам разным клиентам при дополнительных издержках обращений;

б) ценовая дискриминация — издержки неизменны.

неценовая конкуренция

а) качество;

б) сервис и послепродажное обслуживание;

в) реклама (рациональная, фантазийная, эмоциональная).

Вывод: рынки несовершенной конкуренции при всех своих отличиях имеют общее:

степень влияния на рыночную стоимость;

возможность расширения и углубления ассортимента;

возможность ограничивать доступ в отрасль новых фирм;

все фирмы на этих рынках, выбирая оптимальный объём для достижения рыночных целей, пользуются правилом: MR = MC.

 

 

25. Рынки факторов производства: виды, особенности, механизм спроса и предложения.

Рынок факторов производства — это рынок, где покупаются и продаются ресурсы для производства материальных благ: труд, капитал, природные ресурсы.

Благодаря рынку факторов производства:

а) определяются методы, приемы, способы производства товаров и услуг;

б) устанавливаются цены на факторы производства;

в) определяются доходы собственников факторов производства.

От эффективности функционирования рынков факторов производства зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы предприятий, удовлетворение потребностей членов общества.

На рынке факторов производства действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен.

Рынок факторов производства во многом похож на рынок товаров и услуг конечного потребления, поэтому к нему применимы законы спроса и предложения, а также методы предельного анализа. Но у рынка факторов производства имеются и особенности.

фирмы и домохозяйства меняются местами: фирмы покупают, а домохозяйства продают;

более широкие возможности альтернативного использования;

ограниченный характер;

неэластичное предложение (за исключением капитала в денежной форме);

возможность получать доход и владельцам, и пользователям фактора производства;

факторные доходы определяют уровень жизни и перспективы экономического роста;

факторные доходы — основной источник налогообложения и пополнения бюджета;

спрос на факторы производства носит производный характер:

– определяется производительностью труда;

– определяется спросом на ту конечную продукцию, которую данный фактор производит.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Предъявляя спрос на факторы производства, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна учитывать три основных момента:

– количество продукции, выпускаемой на единицу данного фактора;

– доход, получаемый от продажи выпущенной продукции;

– затраты за потребление того или иного фактора производства.

Следовательно, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ним ресурсы и факторы.

Рынок дает информацию о движении цен на каждый из факторов. Цена - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

– уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

– возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

– наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

– стремления к новациям и т.д.

Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. Предложение факторов зависит от специфики каждого из них и обусловлено на каждый данный момент ограниченностью и редкостью экономических ресурсов и, прежде всего, таких, как земля, труд, природные ископаемые.

Чтобы максимизировать прибыль, предприниматель ищет такое рациональное сочетание факторов производства, которое обеспечивает наибольший выпуск материальных благ. Данная задача решается путем сравнения:

1) рыночных цен факторов производства;

2) предельных продуктов, полученных с помощью каждого фактора.

Предельный продукт представляет собой прирост физического объема продукта на каждую последующую единицу фактора. Если, например, дополнительный час работы на горно-обогатительном комбинате дает возможность увеличить добычу железной руды на 7 тыс. тон, то это и будет предельный продукт труда.

На этом же рынке определяются и доходы владельцев факторов, поскольку большинство людей зарабатывают именно продажей принадлежащих им факторов производства. Так как рынок устанавливает цены, он определяет и долю продукта, достающегося собственникам рабочей силы, капитала и природных ресурсов.

Доход, получаемый от труда, называется заработной платой; получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его в дело, — прибылью; получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в дело, а ссужающим его другому лицу для производительного применения, — процентом; получаемый целиком с земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.