Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика после февральской революции 15 страница




Процессы, происходившие в советском обществе, позволили журналистике более глубоко заглянуть в историю советского государства и КПСС, осмыслить основные этапы их истории, выявить последствия деятельности тоталитарного режима.

Воспитанию историей, критическому осмыслению важнейших периодов истории КПСС посвятили: «Правда» – свои целевые полосы «Правдинские пятницы»; журнал «Коммунист» – регулярно выходившие в 1987–1988 гг. «Круглые столы». Затем опубликованные материалы были изданы в двух сборниках «Страницы истории КПСС»

Вместе с ликвидацией «белых пятен» в историческом прошлом советского государства и коммунистической партии многочисленные статьи в печати посвящались разоблачению культа личности Сталина и его последствий, директивным методам управления созданной им административно-командной системы. Газетно-журнальные публикации рассказывали о том, что сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая все сферы духовной жизни общества. Она нетерпимо относилась к инакомыслию и стала движущей силой репрессивных мер тоталитарного режима.

Линия разоблачения беззаконий, допущенных Сталиным и его окружением, находила продолжение в статьях, раскрывавших волюнтаризм Н. Хрущева и тенденции к возрождению культа личности у Л. Брежнева.

Критика в печати, особенно центральной, сталинизма, разоблачения волюнтаризма, негативных проявлений периода застоя вызвали бурную ответную реакцию. Читатели «Правды», «Красной звезды», «Комсомольской правды», «Известий» и других газет упрекали их в молчаливом согласии с теми беззакониями, которые происходили в стране в прошлые годы. Упрек был справедлив. Попытки некоторых изданий оправдаться желаемых результатов не дали. Доверие к «Правде», «Красной звезде» и многим другим газетам было подорвано.

Иным путем пошла «Комсомольская правда». Она увеличила до максимального уровня объективность материалов, ввела в состав редакции свежие силы, не боялась видеть в своей прошлой деятельности те упущения, которые тяжелым бременем лежали на ней. В результате газете удалось не только сохранить своих подписчиков, но и увеличить их число.

Процесс гласности все больше набирал силу. Нельзя было дальше скрывать правду о репрессиях Сталина в 30-е гг. приведших к гибели видных государственных, партийных, хозяйственных работников, миллионы других безвинных людей. В центральных изданиях, и особенно в «Известиях ЦК КПСС», были обнародованы материалы политических процессов 20–30-х гг., связанные с реабилитацией в судебном порядке видных политических и государственных деятелей.

Были признаны сфальсифицированными и несостоятельными политические процессы по делам «троцкистско-зиновьевской оппозиции», «левой оппозиции», так называемого «союза марксистов-ленинцев», «московского центра», «антисоветского правотроцкистского блока» и др. В печати появились имена тех, кто в 30–40-е гг. был объявлен «врагами народа» и уничтожен: Н. Бухарина, Г. Зиновьева, Л. Каменева, К. Радека, Ф. Раскольникова, М. Рютина и многих др. На страницах печати вновь появилось имя Л. Троцкого.

Затем последовали политические статьи, авторы которых пытались оценить личность каждого из известных в истории советского государства и большевистской партии людей и их судьбы на фоне сложных и, порой противоречивых процессов, протекавших в нашей стране в послеоктябрьскую пору.

Еще более полное представление о возвращенных истории и публицистике именах дали политические портреты Д. Волкогонова о Л. Троцком («Демон Революции», «Девятый вал Вандеи»), Р. Медведева о Л. Каменеве («Каменев. Штрихи к политическому портрету»), Н. Васецкого («Г. Зиновьев»), В. Поликарпова о Ф. Раскольникове, И. Анфертьева об М. Рютине и др.

Вместе с политической пришла реабилитация и творческая. Современный читатель получил возможность прочесть «Заметки экономиста» Н. Бухарина, статью «Новый курс» Л. Троцкого, «Открытое письмо» Ф. Раскольникова И. Сталину, статьи Н. Вавилова, Г. Каминского, Н. Кондратьева, А. Чаянова, памфлеты К. Радека и многих др. К началу 90-х гг. их публицистика была издана однотомниками избранных произведений: «Н.И. Бухарин», «Л. Троцкий. Политические силуэты», «А. Луначарский, К. Радек, Л. Троцкий. Силуэты: политические портреты» и др.

Критическое осмысление новейшей отечественной истории, открывшиеся возможности объективного воссоздания облика первых лиц коммунистической партии и Советского государства расширили рамки политического портрета как жанра публицистики. В различных центральных газетах и журналах появились очерки В. Решетникова («Александр Керенский. Правда и вымысел»), Н. Васецкого («Л.Д. Троцкий. Политический портрет»), Л. Троцкого («Иосиф Сталин. Опыт характеристики» и «Сверх-Борджиа в Кремле»), Ф. Бурлацкого («Хрущев. Штрихи к политическому портрету» и «Брежнев и крушение оттепели. Размышления о природе политического лидерства») и т.д.

Реалии переходного периода требовали максимального ограничения давления цензуры. Изменения в цензурной политике привели к тому, что официально за цензурой сохранялось лишь право контроля за неразглашением государственных тайн. Но в действительности Главлит зачастую препятствовал восстановлению правды, обнародованию фактов истории. В течение многих десятилетий представители Главлита – цензоры – тщательно прочитывали все выходившие в стране печатные издания, и убирали с их страниц любую, на их взгляд, неблагонадежную мысль

Долгое время неприкосновенной оставалась тема личности Ленина. Даже тогда, когда в 1988 г. в Москве вышел роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», из его текста были изъяты места, где высказывалась критика в адрес Ленина. Прошел лишь год и под воздействием гласности и нового политического мышления в печати стали появляться многочисленные документы, развенчивавшие миф о человеколюбивом Ленине, заботливом «отце народов» Сталине, добром «всесоюзном старосте» Калинине, «первом маршале» Ворошилове, «выдающемся» советском дипломате Молотове, обо всем сталинском окружении, причастном к репрессиям и гибели миллионов людей – узников гулаговских лагерей.

Восстанавливалась правда о жестокости большевиков с первых дней их прихода к власти по отношению к имущим классам, к царской семье, духовенству, казачеству, о введении в Красной Армии смертной казни в годы гражданской войны, преследованиях и массовых репрессиях за инакомыслие. В «Известиях», «Литературной газете», «Московских новостях», «Комсомольской правде», «Труде», «Правде», в журналах «Новый мир», «Огонек» и других изданиях были опубликованы под рубриками «Уроки истории», «Страницы истории», «Взгляд сквозь годы» статьи, воскресавшие правду о кронштадтском[54] мятеже, о развернувшемся в России после революции красном терроре[55], о революции и царской семье, о ее аресте и уничтожении[56], о личности последнего русского царя Николая II.

Впервые в советской историографии и периодической печати была предпринята попытка объективной оценки военных руководителей белого движения: генералов П. Врангеля, А. Деникина, А. Колчака, Л. Корнилова, Н. Юденича, лидеров различных политических партий, не принявших Октябрьскую революцию: П. Милюкова, Б. Савенкова, М. Спиридоновой, П. Струве, В. Чернова и др.

Появились произведения творческой интеллигенции, покинувшей страну или изгнанной за ее пределы в годы советской власти: И. Бродского, А. Галича, Н. Гумилева, Е. Замятина, О. Мандельштама, В. Набокова, В. Некрасова, Б. Пильняка, А. Солженицына и многих др.

К концу 80-х гг. увидели свет многие произведения, запрещенные ранее цензурой. Среди них – «Реквием» А. Ахматовой, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Софья Петровна» Л. Чуковского, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Воспоминания» Н. Мандельштама, дневник К. Симонова «Глазами человека моего поколения», воспоминания Е. Драбкиной, А. Жигулина, И. Твардовского и др.

Процессы демократизации оказали огромное воздействие на рост национального самосознания. Десятилетиями прятавшиеся вглубь противоречия требовали откровенного признания. Деформации в межнациональных отношениях стали одной из ведущих тем всей многонациональной советской журналистики. В публикациях центральной и местной печати говорилось о том, что в союзных республиках остро встали проблемы изучения родного языка, развития сети национальных школ, что союзные и автономные республики и области, лишенные какой бы то ни было самостоятельности, не могут решить вопрос о выпуске новых изданий на национальном или русском языках, не обладают правом увеличить объем теле- и радиопередач.

В новой политической ситуации печать не могла скрывать, что в республиках по-прежнему сохраняется национальная, культурная, социальная ущемленность представителей других народов, проживающих здесь. Как писали «Известия» в июне 1989 г., даже партийные руководители ряда республик вынуждены признать наличие деформаций в национальных отношениях в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Молдавии, Таджикистане.

В печати, на телевидении и радио шел серьезный разговор об исторической памяти. С ней связывали историю национальной государственности, споры в области исторической географии, в ней видели предмет национального притеснения, источник формирования «образа врага»

В советской журналистике предметом широкого обсуждения стали проблемы совершенствования национальной государственности республик, их суверенитета, государственного устройства СССР. Летом 1989 г. в прессе развернулось обсуждение конституционных основ Советского Союза, а тем самым и его дальнейших судеб. «Дискуссионные трибуны» ввели «Правда», «Известия». Основной разговор шел вокруг альтернативы государственного устройства СССР: федерация или конфедерация республик.

В «Правде» одна за другой появились статьи: «Федеративный Союз», «Федерация или конфедерация», «Остановить негативные процессы, защитить перестройку» и др. «Известия» опубликовали цикл статей, связанных с политическим решением проблем создания нового Союза

Дискуссии на заседаниях Верховного Совета СССР и в печати продолжались, а тем временем в прессе публиковались сообщения, что Литва, Латвия, Эстония приняли решения о провозглашении суверенитета, что к такому же шагу склонны и некоторые другие республики. Даже результаты проведенного в марте 1991 г. референдума о целесообразности сохранения СССР не могли повлиять на дальнейший ход жизни.

Августовские события 1991 г. положили начало окончательному распаду Союза ССР. В первых числах сентября в центральной печати было обнародовано совместное заявление М. Горбачева и высших руководителей 10 союзных республик. Они предложили образовать союз по типу конфедерации, форму участия в котором каждая суверенная республика определит самостоятельно. В течение последующих месяцев суверенитет провозгласили все союзные республики бывшего СССР. В начале декабря 1991 г. в резиденции «Вискули» под Брестом руководители Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). Через несколько дней состоялась Ашхабадская встреча глав азиатских республик – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, принявших заявление о готовности стать равноправными соучредителями СНГ, 22 декабря СМИ сообщили об Алма-Атинской встрече глав девяти независимых государств. В тот же день была обнародована подписанная ими накануне декларация. Она провозглашала окончательное прекращение существования СССР.

С образованием СНГ был сделан первый шаг к созданию нового сообщества – содружества суверенных наций, первый шаг в поисках путей сохранения единого информационного пространства.

Демократизация и гласность, ставшие реальностью для средств массовой информации в середине 80-х гг. стали мощным рычагом начавшейся перестройки, проводником новых реалий в жизни общества. Вместе с тем журналистика до конца 80-х гг. оставалась органической структурой однопартийной политической системы. Несмотря на все деформации, происходившие в ее деятельности, она продолжала развиваться, а развернувшаяся перестройка привела к заметному росту тиражей печати, авторитета телевидения и радио. Изменения, происшедшие в информационной службе страны, способствовали возникновению новых информационных агентств.

Важнейшей закономерностью, обусловившей положение СМИ в демократизирующемся обществе, стало их воздействие на внедрение в сознание масс нового политического и экономического мышления как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях, содействие активизации действий людей по слому административно-командной системы. Перестройка в прессе оказала воздействие на перестройку сознания всего общества. Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой, демократической, системе печати. Важнейшей закономерностью функционирования прессы в условиях демократизации и гласности явилось развитие неформальной и альтернативной печати, возникновение изданий новых партий и политических образований, положивших начало формированию системы многопартийной журналистики.

Процесс демократизации и гласности создал новые условия политического развития общества, раскрепостил журналистику. В ее деятельности получили развитие специфические проявления, ставшие возможными в новых общественно-политических условиях, такие как: утоление информационного голода, десятилетиями испытываемого обществом; стремление к удовлетворению потребностей аудитории в правдивом слове; гласность в системе межнациональных отношений; возрождавшееся доверие народа к прессе. Воспитание историей стало неотъемлемой чертой журналистики, разбуженной гласностью.

Демократизация и гласность вызвали к жизни новые жанры и формы газетно-журнальной, теле- и радиопублицистики: политический портрет, дискуссию, «Телемост», «Прожектор перестройки», «Взгляд», «Актуальное интервью» и другие. Публицистика второй половины 80-х – начала 90-х гг. стала самой читаемой, самой волнующей за все послевоенные десятилетия. Статьи и очерки писателей и журналистов И. Васильева], Д. Гранина, Е. Евтушенко, Ю. Карякина, В. Некрасова, Е. Носова, В. Распутина, В. Селюнина и многих других привлекали внимание читателей к острейшим проблемам жизни общества, вставшего на путь демократических преобразований, его прошлого и будущего.

 

Тема 22. СМИ Российской Федерации 1990-х - начала 21 века.- лекция 8 часов

1) Закон «О СМИ», структурные и идеологические его проявления в деятельности СМИ.

2) Правительственные органы печати «Российская газета», «Россия», «Российские вести».

3) Оппозиционные газеты «Правда», «Советская Россия», «Правда России».

4) Тенденции развития качественной прессы: «Финансовые известия», «Аргументы и факты», «Коммерсант-Дейли».

5) Система современных печатных СМИ. Типологические особенности «качественной» и «желтой» прессы. Общественно-политические газеты и журналы. Система деловой периодики. Система христианской печати. Издания для различных аудиторных групп.

6) Этапы развития телевидения в последнее десятилетие. Политическая пропаганда в телевизионных передачах. Проблемы развития Reality-TV в России.

7) Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Структура государственной радиовещательной организации. Форматы коммерческих информационно-музыкальных радиостанций и тенденции их развития.

8) Проблема взаимодействия СМИ, рекламы и PR: интегративная модель. Типология информационной деятельности PR в сфере информационного рынка. Девиантная реклама.

 

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ

 

Новые исторические условия жизни Российской Федерации стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в начале 90-х гг., привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, радиовещания, более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовали внедрению новых форм и методов деятельности средств массовой информации. Информационный процесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизуется. Меняются и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики.

Строительство системы средств массовой информации Российской Федерации, развернувшееся в начале 90-х гг., испытало немало трудностей. На начало ноября 1991 г. Министерством печати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, ибо часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая – в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных Советов. В целом установлено, что в 1991 г. в Российской Федерации издавалось 4863 газеты

После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окончательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информации открылись возможности для создания новой системы. Закрытие и трансформация многих сотен старых изданий, возникновение тысяч новых внесли коррективы в типологический характер структуры прессы.

В российской журналистике появлялись все новые типы изданий. Среди них с момента возникновения и появления на информационном рынке особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом – серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Общая газета», «Коммерсантъ», «Коммерсанть-Дейли» и др.

На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической инициативы. Так, учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «МК – Московский комсомолец» – коллектив газеты. Учредителем газеты «Утро России» является Акционерное общество Издательский дом «Утро России»; общероссийскую газету репрессированных народов «Народ» учредило товарищество «Издательский дом РОСС»; газета «We – Мы» создана совместно «Известиями» и корпорацией Херста (США) и т.д.

Газетный мир Российской Федерации неуклонно расширялся, сохраняя при этом свой многонациональный характер. В начале 90-х гг. в Российской Федерации газеты и журналы выходили почти на 40 языках, проживавших здесь народов. Правда, положение прессы республик, входящих в состав федерации было нестабильным. Переход к рыночным отношениям привел к сокращению ее тиражей. Почти третью часть своих подписчиков потеряли газеты Северо-Кавказских республик, Дагестана.

Коренной пересмотр общественных отношений, демократизация общественной жизни, переход к рынку радикально изменили роль средств массовой информации и представления читателей о них. В 1991, еще больше – в 1992 гг. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономический фактор – рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету

В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты «Труд» тираж сократился почти на 6 млн. экз., у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экз. Наибольшие потери понесли бывшие издания КПСС: «Деловая жизнь» («Партийная жизнь») набрала лишь немногим более 19%, «Диалог» – около 25%, «Правда» – около 40%, «Советская Россия» – немногим более 59% по сравнению с 1990 г. Однако 7 изданий увеличили тираж. Среди ежедневных – это «Российская газета», «Сельская жизнь», еженедельных – «Мегаполис-экспресс», «Коммерсантъ», «Экономическая жизнь», «Бизнес и банки».

В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.

В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информации. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.

 

СТРУКТУРА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перемены, происшедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, привели к заметным изменениям в структуре периодической печати РФ. Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях

Читательские интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные.

Особое место в структуре периодической печати занимает деловая и аграрная пресса, предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

Кроме того, в структуре периодики утвердились:

 

· международные общественно-политические и социально-экономические издания;

· издания национальных групп, землячеств;

· административных регионов;

· религиозные издания;

· издания для семьи; отдыха;

· издания для интеллигенции;

· издания политических партий и объединений;

· издания для безработных;

· посвященные фантастике, мистике, астрологии;

· эротические издания.

Каждое структурное звено системы периодической печати имеет свои особенности, свои цели и задачи

 

Деловая пресса России

В газетно-журнальном мире России деловая пресса представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения. От всех других типов изданий они отличаются преимущественной ориентацией на освещение деловой жизни, мира бизнеса, а также характером финансирования издания.

Всего в России в конце 1993 г. было зарегистрировано свыше 200 различного типа деловых газет, журналов, бюллетеней. В последующие годы возникали новые издания, некоторые прекращали существование. Центров выхода информационно-коммерческих изданий в стране не так уж много. В Москве выходит около 50 изданий, в Петербурге – 10, в Нижнем Новгороде – 4, Уфе, Ростове-на-Дону по 3 еженедельника. В каждом крупном региональном центре выходит минимум 2 издания.

Типологически деловая пресса неоднородна. И все же если ее систематизировать, то можно выделить несколько групп. Это, во-первых, массовые издания: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ-Дейли» (Москва), «Российская экономическая газета» (Петербург), «Город N» (Ростов-на-Дону), «Экономика и мы» (Уфа). Отражая все сферы общественной жизни, они вместе с тем содержат наиболее важную деловую информацию. Вторую группу составляют издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни. В их числе: «Акционер», «Медицина для Вас», «Рынок» и т.п. Их можно отнести к массовым специализированным изданиям с узким диапазоном информации. Третья группа – специализированные издания: «Финансовая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Петербургский финансовый вестник», «Биржа» (Нижний Новгород), «Банковский вестник» (Уфа) и др. Они предназначены для аудитории, интересующейся конкретной сферой бизнеса.

Заметное место в деловой прессе занимают рекламно-справочные издания («Экстра-М», «Рекламный вестник») и газеты бесплатных объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки», «Удача»). Главные тематические направления деловой прессы связаны со всесторонней характеристикой важнейших событий в стране и их влияния на деловую жизнь, анализом социальных проблем, вызванных изменениями в сфере экономики. Материалы информационных блоков и подборок обеспечивают читателей оперативной коммерческой информацией, расширяют деловой кругозор. Иную нагрузку несут аналитические жанры. Они обеспечивают нормативной информацией, способствуют распространению делового опыта, формированию положительного образа предпринимателя и идеологии бизнеса

В системе деловой прессы Российской Федерации в 1995 г. было всего две ежедневные газеты: «Деловой мир», выходивший тиражом в 105 тыс. экз., и «Коммерсантъ-Дейли», тираж которого составлял 200 тыс. экз. Все остальные издания для делового мира выходили раз в неделю. Тиражи их были самые различные: у «Бизнес МН» – 720 тыс. экз., у «Экономики и жизни» – 630 тыс. экз., у «Финансовых известий» – 300 тыс. экз., у «Коммерсанта» – 200 тыс. экз. Среди рекламных еженедельников самым крупным тиражом выходили «Центр-Плюс» – 5 млн. экз., «Экстра – М». Только два выпуска ее имели тираж 2 млн. 600 тыс. экз.

Деловая пресса Российской Федерации строилась и утверждалась в условиях перехода к рыночным отношениям, в условиях интенсивного воздействия на журналистику социально-экономических преобразований, возникших в обществе в постперестроечные годы. В силу новых тенденций любая информация, и в том числе финансово-экономическая, стала предметом целенаправленного спроса. К середине 90-х гг. сложилась система деловой прессы, в структурные звенья которой вошли кроме периодических изданий информационные агентства, специально занимающиеся сбором и распространением экономической информации: межреспубликанское информационное агентство, агентство экономических новостей, «ПАЛ-информ – Москва», региональные и межрегиональные агентства.

Важнейшим звеном в структурах, распространявших деловую информацию, стало телевидение. Появились не только новые программы, но и телеканалы. Первым из них стал московский коммерческий канал 2x2. Регулярными стали и специальные программы на радио, адресованные представителям делового мира.

Структурные звенья деловой журналистики действуют самостоятельно. Они никем не координируются, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Однако при всей их внешней разобщенности они преследуют общие цели – способствовать формированию нового экономического мышления в различных слоях общества.

 

Аграрная пресса Российской Федерации

Неотъемлемой частью структуры периодической печати России является аграрная пресса. Наряду с существовавшей ранее газетой «Сельская жизнь» появились новые виды газет, рассчитанные на сельского читателя или тех, кого интересуют проблемы деревни и работы на земле. Среди них: «Российский фермер», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России», «Сельский коммерсант», «Земля и люди» и др.

Одним из наиболее читаемых в стране аграрных изданий по-прежнему остается газета «Сельская жизнь». И хотя разовый тираж ее в 1994 г. составлял около 1 млн. экз., что по сравнению с предыдущим годом меньше почти на 400 тыс. экз., она привлекала внимание читателей углубленной разработкой проблем текущей политики, экономики сельскохозяйственного производства, социального положения деревни. Новые учредители «Сельской жизни» (в прошлом она была газетой КПСС) – журналисты и профсоюзная организация редакции – ввели много новшеств. Они изменили верстку газеты, ее объем и периодичность. Теперь она выходит три раза в неделю на шести полосах. Но самое главное – в газете стали публиковаться статьи, точка зрения авторов которых не совпадает с позицией редакции. На страницах «Сельской жизни» ведутся дискуссии по коренным вопросам обустройства деревни и сельскохозяйственного производства.

С 1991 г. стала издаваться еженедельная газета «Крестьянская Россия». Стремясь следовать богатым дореволюционным традициям сельской прессы, («Крестьянская Россия» была основана в апреле 1906 г.), ее учредители – коллектив издательства «Подмосковье», Министерство сельского хозяйства России, Московская областная Дума и др. (их всего семь), сохранили ее прежнее направление. Газета, как и раньше, оставаясь общественно-политической и сельскохозяйственной, возродила многие рубрики и разделы, связанные непосредственно с жизнью и трудом крестьян: публиковала расценки на сельскохозяйственную продукцию, полезные советы по ведению хозяйства, по уходу за садом и огородом. Внимание читателей привлекли рекомендации из народной медицины, юридические консультации, консультации астролога.

Среди постоянных рубрик и разделов газеты – «О чем говорят», «С пылу с жару», «Рынок продовольствия», «Ваше право», «Страницы истории», «Религия», «Семейный кошелек», «Сад и огород» и др. В газете большое место отведено «Бесплатным объявлениям» о недвижимости и земле, о технике, семенах и саженцах и многие др. В газете имеется также раздел «Правовое приложение», в котором публикуются важнейшие официальные документы, касающиеся села.

 

В числе всероссийских аграрных изданий прочное место заняла газета «Нива России». В середине 90-х гг. она, в отличие от «Крестьянской России», выходила три раза в месяц на 16 страницах, объемом вполовину меньше «Крестьянской России». Да и по тиражу они отличались. Если у «Крестьянской России» разовый тираж был стабилен – 90 тыс. экз., то у «Нивы России» он менялся от 35 до 100 тыс. экз. Будучи общественно-политической и сельскохозяйственной газетой, «Нива России» имела свою специфику. Она стремилась удовлетворить интересы, различной читательской аудитории: не только села, но и города. Для осуществления этих целей в газете были образованы постоянные разделы: «Информация и анализ», «Политические партии и движения», «Политический дневник», «Сообщения, факты, мнения», «Приватизация», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.