Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика после февральской революции 18 страница




К числу межрегиональных относятся издаваемая в Ростове-на-Дону политическая, экономическая и литературная газета Юга России «Приазовский край», выходящая в Твери и распространяемая в Нечерноземье газета для садоводов и огородников «Сотка», российская военная газеты «Солдаты фортуны», основанная во Владимире и поступающая также в Москву и Санкт-Петербург; учрежденная в Нижнем Новгороде женская газета «Алена», доставляемая в Ульяновск, Ижевск, Чебоксары, Вятку, Смоленск, Петрозаводск, Саранск и Махачкалу; историко-культурная газета «Родные просторы», предлагаемая читателям Санкт-Петербурга, Москвы, Урала, Дальнего Востока и Республики Крым; бульварная газета «Клюква», распространяемая в Москве и Санкт-Петербурге.

Заметные перемены произошли и в содержании региональной периодики. Она перестала иметь ярко выраженную политическую направленность. Ей стали присущи политический плюрализм, отказ от политических приоритетов в жизни региона. Все меньше обращаясь к политическим вопросам, она уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства. На страницах местной печати стали публиковаться научно-популярные, детективные, фантастические произведения. Одним словом, на смену только политическим статьям пришли материалы культурно-развлекательного цикла.

Подобные черты стали присущи иркутской «Восточно-Сибирской правде», воронежским газетам «Коммуна», «Утро», «Берег», «Воронежский курьер», выходившим в Ростове-на-Дону «Молоту», «Вечернему Ростову», «Нашему времени» (бывший «Комсомолец»), Появились в Ростове-на-Дону и новые общественно-политические независимые газеты «Утро», «Приазовский край», нашедшие свою читательскую аудиторию и занявшие стабильное место в системе печати региона.

В структуре региональной прессы утвердились деловые, коммерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом. В крупных краевых и областных центрах издаются по одной-две газеты типа «Коммерсантъ» или «Мегаполис экспресс». В Санкт-Петербурге, в частности, такими изданиями стали «Эхо», «Деловой Петербург», в Ростове-на-Дону – «Город N», в Воронеже – «Берег», в Барнауле – «Альфа-инвест» и др.

Радикальные изменения, происшедшие в 90-е гг. на селе, заметно отразились не только на содержании региональной печати, но и на ее структуре. Появились десятки изданий, предназначенных для села и пишущих о селе. Так, в Ярославле стала выходить «Северная пчела», в Екатеринбурге – «Аграрный рынок», в Перми – «Крестьянская газета». Большой интерес у фермеров, дачников, садоводов и огородников вызвали и такие региональные аграрные издания, как «Сам хозяин» (Казань), «Притяжение земли» (Иваново), «Фазенда» (Самара), «Сотка» (Тверь), «Ярославский садовод и животновод» и др. Их содержание отражает растущую тягу людей к земле, их интерес к профессиональной аграрной информации, культуре земледелия, животноводства, садоводства, огородничества. В местных аграрных изданиях много материалов в помощь агрохимическому самообразованию, различной информации о характере сезонных работ, полезных советов людям, занимающимся сельским хозяйством.

В региональной аграрной прессе к середине 90-х гг. появилось немало фермерских изданий. Некоторые из них выходили на 8, другие – на 16 полосах. Разовый тираж их, как и у других региональных аграрных изданий, колебался от 5 до 15 тыс. экз. Так, выходившее в Перми издание ивановских фермеров «Крестьянская газета» имело тираж до 10 тыс. экз. («Притяжение земли»), а газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» – 5 тыс. экз.

В региональной аграрной прессе появились и издания для горожан, проявляющих интерес к хозяйствованию на земле. Наиболее популярными среди них стали восьмиполосные еженедельник «Граунд», «Ваши 6 соток» – газета, выходившая два раза в месяц, и ежемесячная газета «Наша дача».

При общей близости их проблематики, каждая из них имела свою специфику. У газеты «Ваши 6 соток» – это практическая сельскохозяйственная направленность. Она публикует советы и рекомендации, связанные с выбором сортов овощных и плодовых культур, элементарными приемами агротехники и т.д. Назначение и направление московского еженедельника «Граунд», учрежденного фирмой «Новистика», выражены в подзаголовке: «Собственникам недвижимости в Подмосковье». В газете есть постоянные разделы: «Недвижимость: купля, продажа, обмен», «Строительные материалы», «Советы специалиста», «Консультации юриста» и др. В материалах разделов приводятся основные данные по продаже земельных участков, их размерах, расстоянии от Москвы.

Так исторически сложилось, что в структуре региональной журналистики важное место занимает районная печать. Она всегда испытывала определенные затруднения в кадрах, в материально-техническом обеспечении, в полиграфической базе. Положение ее стало еще более тяжелым в условиях перехода к рыночной экономике. И тем не менее многие районные газеты продолжают пользоваться спросом у местного населения, ибо именно они наиболее близки жителям района, представляют им полезную информацию и рассказывают о знакомых людях, местной жизни и интересующих событиях.

Преодоление трудностей, с которыми сталкивается районная печать, во многом зависит от редакционных коллективов, делающих газету. Так, многие районные газеты Ярославской, Новгородской, Томской и других областей нашли пути для удовлетворения читательских интересов и за счет этого сделали свои издания самыми популярными в области. Ориентируясь на интересы аудитории, они сделали регулярными спецвыпуски и приложения. Так, спецвыпуск Томской районной газеты «Томское предместье» – «Зеленый шум» – посвящен вопросам экологии, спецвыпуск газеты Верхнекетского района «Заря Севера» называется «В защиту потребителя». Объединенное субботнее приложение «Надежда плюс» подготовлено редакциями трех газет Чаинского, Кривошеинского и Молчановского районов.

Районные газеты, стремящиеся к завоеванию читательской аудитории, обращаются к формам, вызывающим интерес к той или иной сфере общественной и экономической жизни. При этом важна адресность тематических страниц и подборок. Они касаются вопросов, которые волнуют молодежь, женщин, пенсионеров, экологов. Часто встречаются и «Литературные страницы».

Стремление редакций актуализировать проблематику районных газет, являющихся, как правило, органами администрации, четко проявляется в рубриках, характеризующих процесс перехода к рыночным отношениям. Среди них, в частности, материалы районной газеты «Северянка», «На рынке труда района», «Горячая тема», «Точка зрения», «Социальная бухгалтерия», «Ценная информация» и др.

О популярности районных газет, к примеру в Томской области, можно судить по таким фактам. Если в городах области (кроме Томска и Северска) на каждых 7 жителей приходится 1 экз. газеты, то в районе – один экземпляр газеты на каждых 5 человек. Плотность подписки на местную газету еще большая в селах Александровское, Первомайское, в городах Колпашево, Стрежевой, Асино и др.

В середине 90-х гг. в региональной журналистике окончательно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве. Так, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Экономическая жизнь», пользующиеся авторитетом в читательской аудитории, сделали постоянными присутствие на местах своих региональных редакций, представительств, рекламных агентств и бюро. Прочное место в системе печати Ростовской области, например, заняли «Аргументы и факты на Дону» и «Комсомольская правда на Дону».

Редакции некоторых московских газет развернули в регионах активную информационно-журналистскую деятельность: «КП-Воронеж» («Комсомольская правда» в Воронеже) выпускает несколько рекламно-информационных изданий, вкладыши, основанные на местном материале. Содержание «КП-Воронеж» не оставляет сомнений в том, что это в значительной мере рекламно-коммерческое издание.

Пресса национальных регионов

Демократические преобразования второй половины 80-х – начала 90-х гг. открыли реальные возможности для обновления журналистики национальных образований. Будучи подсистемой региональной печати Российской Федерации, она имеет в своей структуре практически все звенья системы средств массовой информации. В частности, периодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др.

Разнообразна национальная региональная периодика не только по типам изданий, но и по составу учредителей. Учредителями газет являются, например, административные органы, коллективы редакций совместно с кооперативами, фирмы, частные предприниматели. Республиканская газета «Советская Чувашия», учредителем которой стал коллектив редакции, выиграла объявленный конкурс на госзаказ и стала выпускать еженедельник «Молодежный курьер». Редакция чувашской республиканской юношеской газеты «Танаш» стала издателем журнала «Тетте» для детей дошкольного возраста.

Многообразные формы учредительства, социальные и экономические изменения, происходившие в обществе, способствовали процессу интенсивного формирования в национальных регионах рынка деловой информации и связанной с ним различной по типам деловой прессы. Во многих городах автономных республик и областей Российской Федерации стали выходить различные информационно-коммерческие издания. При этом структура их заметно изменилась, претерпевая дифференцированное развитие в расчете на различные категории читателей. Это и массовые рекламно-информационные издания типа уфимских «Новых товаров», «Товаров и услуг», и издания для деловых людей – банковских работников, бухгалтеров, предпринимателей, бизнесменов, коммерсантов, и специальные отраслевые издания для узкого круга специалистов – «Аудит и налогообложение», «Финансовый бизнес», «Монитор» (Республика Башкортостан) и др.

Наибольший удельный вес в деловой прессе национальных регионов занимают рекламно-информационные издания и газеты бесплатных объявлений. Названия у них самые разные, но суть одна. Они предназначены для обеспечения коммерческой информацией лиц, интересующихся оптовой, мелкооптовой, розничной торговлей, сферой услуг.

Понятно, что различные издания далеко не одинаково освещают и оценивают события политической, экономической, социальной и культурной жизни республиканского сообщества. Некоторые республиканские издания, провозглашая лозунги роста национального самосознания, ратуют за исключительность собственной нации, утверждение этнорелигиозных идеалов. Однако трудно переоценить и влияние той части республиканской печати, которая успешно играет роль стабилизатора политической обстановки, вносит неоценимый вклад в сдерживание и погашение возникающих в республиках конфликтов, противостоит центробежным силам. В целом ситуацию в республиканской печати характеризует активное участие журналистов в процессах перераспределения власти, в распространении идеи суверенитета, их апелляции к национальному самосознанию, полемике между умеренно-центристскими изданиями и занимающими ярко выраженные антицентристские позиции новых изданий определенной политической ориентации.

В проблематике региональной журналистики заметное место заняли материалы, посвященные вопросам истории своего народа, культуры, языка, этнографии и т.д. Так, в прессе республики Башкортостан последовательная и углубленная разработка исторической темы возвратила имена выдающихся личностей башкирского народа Акая-батыра, Салавата Юлаева, Зайнуллы-ишана, М. Муртазина и незаслуженно забытого 3. Валиди.

Духовному, нравственному возрождению каждой нации, ее исторической памяти активно содействуют различные общественные организации, партии, национальные движения и группировки. Вместе с тем они стимулируют процесс политизации республиканской печати. В Республике Татарстан, например, выходившие здесь периодические издания можно подразделить на три основные группы: центристские издания («Советская Татария», «Известия Татарстана» и др.), общедемократические («Вечерняя Казань») и националистического толка («Суверенитет», «Шахри Казан» и др.).

Республиканская печать несет многообразную информацию для населения коренной национальности. Она рассчитана и на национальные группы, проживающие на территории республики и способствует межнациональному сотрудничеству. Издается она как на государственном для данного субъекта федерации языке, т.е. на языке коренной национальности, так и на языке межнационального общения, которым является русский язык, а также на языках народов, проживающих в данной автономной республике или области.

Иными словами, журналистика Российской Федерации продолжает носить многонациональный характер. В 1995 г. газеты и журналы выходили на 36 языках народов, проживающих в стране. Возродился выпуск изданий для чувашской диаспоры Татарстана, Башкортостана, Ульяновской, Самарской областей. В Башкирской республике издаются одна республиканская и две районные газеты на чувашском языке, в Татарстане – республиканская газета «Сувар», газеты в четырех сельских районах.

Позитивное влияние на уровень межнационального общения, на развитие культурной инфраструктуры в регионах оказывают межрегиональные газеты. Одна из них – «Добрый день». Многообразные по своему содержанию ее материалы способствуют расширению общего информационного пространства в Волго-Вятском регионе Российской Федерации.

В республике Северная Осетия – Алания республиканские газеты «Северная Осетия», «Растдзинад», «Слово», упрочили свои позиции, занялись всесторонним обсуждением, анализом и обобщением жизненно важных вопросов, вставших перед обществом в новых условиях экономической и общественно-политической жизни. В частности, авторы многих публикаций едины в том, что необходимо кардинально изменить свое отношение к организации народного образования, с которым связано будущее народа. Журналисты республиканских газет, пишущих на самые разные темы, связанные с политикой, экономикой, реформами, экологией, фермерством, как правило, часто выходят на проблему функционального образования, перестановки кадров, повышения общеобразовательного и культурного уровня народа.

Сейчас, когда идет перестройка межнациональных отношений, одним из важнейших принципов развития системы многонациональной печати, совершенствования ее структуры становится полное удовлетворение общественных потребностей каждой нации и народности Российской Федерации, какой бы малочисленной она ни была, имеет свою государственность или нет, в периодических изданиях на родном языке.

В настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке существуют 8 автономных округов: Агинский бурятский (Читинская область), Корякский (Камчатская область), Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский в Красноярском крае, Усть-Ордынский бурятский (Иркутская область). В 1989 г. в Республике Саха (Якутия) образован первый в регионе Эвено-Бытантайский национальный район. Определенными возможностями для развития периодической печати на языках малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока располагает местная, республиканская и областная периодическая печать. В Республике Саха (Якутия), в частности, поднимается вопрос о публикации в целях национального развития эвенской и эвенкийской народностей специальной регулярной страницы, отдельных материалов на этих языках в республиканской газете на якутском языке «Кыым» («Искра»). Аналогичными возможностями располагают периодические издания на русском языке Магаданской и Сахалинской областей Хабаровского края. Осуществление такого замысла в условиях рыночных отношений, без государственной поддержки или финансовых инъекций коммерческих структур, дело очень сложное, но перспективное. На базе отдельных «Страничек» могут возникнуть самостоятельные издания на различных национальных языках.

Переход к рыночным отношениям заметно отразился на состоянии всей региональной, в том числе и национальной журналистики. Особенно это проявилось в экономическом положении периодических изданий. Дорогой остается бумага, высокие цены на полиграфическое исполнение, услуги связи. Цена доставки только одного номера республиканской газеты оценивается втрое дороже, чем его выпуск.

Высокая стоимость периодических изданий повлекла за собой сокращение читательской аудитории почти всех газет и журналов. «Советская Чувашия» в 1994 г. имела тираж всего около 4 тыс. экз., «Известия Мордовии», приносившие раньше значительную прибыль, выходили тиражом в 6 тыс. экз. В тяжелых экономических условиях оказалась районная печать. Ее судьба оказалась во многом в руках монополистов сферы производства и распространения информации. Чрезвычайно низким остается полиграфическое исполнение периодических изданий национальных регионов. Для обновления издательской базы только Татарстана, например, требуется более 4 млрд. руб.

И все же дело не только в материально-технических трудностях, которые испытывает национальная журналистика. Многое зависит от содержания периодических изданий, от их социально-политической ориентации. Те из них, которые понимают интересы и запросы аудитории в информации, пользуются популярностью. Так, в Татарстане наиболее популярной из местных газет является «Вечерняя Казань». Причины ее высокого рейтинга среди читателей кроются в определенной критической настроенности к властям, но главная – в высоком профессионализме.

Большой интерес у читателей вызывает и газета «Татарстан яшляре» за счет элементов смелости и сенсационности. Высокие тиражи газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» непосредственно связаны с четкой адресной направленностью материалов, стабильностью проблематики.

В структуре национальной прессы есть немало и «независимых» изданий. Их учредителями являются редакционные коллективы либо издаются совместными финансовыми усилиями редакций, административных или деловых структур. В Мордовии, в частности, к числу таких газет относится «Столица С.», пользующаяся финансовой поддержкой коммерческих организаций.

Вместе с тем дотации остаются необходимой мерой. Редакции многих газет держатся на дотациях государства. Они позволяют сохранить сложившуюся структуру периодики на национальных языках, которая в условиях информационного рынка оказалась неконкурентоспособной. Благодаря финансовой помощи государства существуют издания для детей, пенсионеров, инвалидов. И хотя прямого политического давления на республиканскую печать нет, но политика дотаций может выступать основным способом воздействия на издание.

Региональные литературно-художественные журналы

Среди основных тенденций журналистики Российской Федерации в начале 90-х гг. – резкое сокращение тиражей периодических изданий по сравнению с начальным периодом развития гласности. Особенно это коснулось местных литературно-художественных журналов, которые тяжело перенесли переход к рыночным отношениям. В 1993 г. практически прекратил свое существование старейший журнал «Сибирские огни». Журналы «Урал», «Дальний Восток», «Дон» изменили формат, уменьшились в объеме.

При всех сложностях перехода к рыночным отношениям интерес читателей к региональным литературно-художественным журналам продолжал оставаться. Их привлекают сопричастность к местной жизни, возможность сопереживать событиям, о которых повествует издание, стать свидетелем рождения нового таланта и многое другое, что может быть присуще только местному изданию.

В борьбе за выживание многие региональные журналы, опираясь на доверие читателей, сумели понять и новые их запросы, созвучные современным социальным, экономическим и политическим условиям. Стремление сохранить ориентацию на непреходящие ценности прошлого и в то же время отразить дух нового принесли свои плоды. Редакции многих журналов нашли учредителей, заручились поддержкой спонсоров, нашли рекламодателей. Несмотря на все трудности, восстановление региональных литературно-художественных журналов становилось все более очевидным.

К середине 90-х гг. выходили журналы автономных образований – «Байкал», «Алтайский сборник»; городские – «Ясная Поляна», «Радонеж», «Иртыш»; литературно-художественные и общественно-политические – «Волга», «Дон», «Подъем», «Урал»; межобластные – «Север», «Дальний Восток» и др.

Возник новый тип межобластного издания. Им стал литературно-исторический журнал «Русь». Его учредителями являются писательские организации Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей, соучредителями – Петровская Академия наук и искусств (Санкт-Петербург) и Лига «Российское отечество» (Москва). Выходит он в Ростове Великом – одном из старейших русских городов, составляющих Золотое кольцо России. Именно здесь закладывались традиции российских провинциальных журналов, уходящие в далекий 1786 г., когда в Ярославле вышел первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец».

Намерение редакции заняться углубленной разработкой вопросов истории, по-новому взглянуть на многие события далекого и не столь уж далекого прошлого своего Отечества четко проявляется в тематических направлениях журнала, получивших отражение в его рубриках и разделах: «История отечества», «Литературная Россия», «Религиозные чтения», «Краеведческий изборник», «Русский быт», «Старинный анекдот».

К литературно-историческим относит себя и журнал «Русская провинция».

Несмотря на некоторые различия в проблемно-тематических направлениях, всем региональным литературно-художественным журналам присущи общие черты. Это – местные издания, проявляющие огромный интерес к провинциальному быту и нравам, к краеведению, этнографии, географии. Журналы являются центрами объединения местных писателей, колыбелью молодых, начинающих литераторов.

Не случайно в журнале «Урал» для молодежи создан «журнал в журнале», получивший название «Текст». Он предоставляет свои страницы начинающим авторам. Еще дальше пошли редакции некоторых газет и журналов Чувашии. Они стали выпускать «Книги в газете», приложения к газетам и журналам.

Новые формы привлечения читателей ищут и другие литературно-художественные издания. Так, в журнале «Дальний Восток» открыт раздел «Общая тетрадь». Он напоминает существовавший в дореволюционные годы в провинциальных журналах раздел «Смесь». Здесь публикуются письма, анекдоты, забавные случаи, советы из народной медицины, сказки и рассказы для детей и др. Особое место в журнале отводится «Рекламному приложению».

И хотя экономическое положение региональных литературно-художественных журналов все еще не очень стабильно, выход из кризиса четко обозначился. С каждым годом все заметнее становится тенденция укрепления их положения в структуре местной журналистики.

Местное телевидение и радиовещание

Политическая и экономическая децентрализация, возникшая вслед за дезинтеграцией СССР, актуализировала проблему расширения местного телевидения и радиовещания Российской Федерации. Реальная независимость потребовала от них упрочения своей самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы телевидению и радиовещанию стать непосредственными соучастниками происходивших перемен в регионе и во всей стране

Творческий поиск местных студий телевидения начался с отказа от «глобальных», «всеохватывающих» программ, с создания гибкой модели, учитывающей разнообразие местных особенностей.

Содержательная структура телепрограмм, например Хабаровской или Воронежской, Дальневосточной или Якутской телестудий, в значительной степени зависит от специфических местных условий, включающих в себя исторические, географические, экономические, политические и социокультурные особенности каждого региона, а также учета демографической особенности конкретной телеаудитории.

Вместе с тем на формирование программ заметно влиял переход к рыночным отношениям, которые параллельно с внедрением многоукладности в экономическую жизнь региона способствовали утверждению здесь различных форм собственности в области электронной прессы. Основными из них стали государственная, государственно-кооперативная, акционерная, частная, принадлежащая отдельному владельцу или группе лиц.

К началу 90-х гг. относится формирование в регионах системы государственного и коммерческого телевидения. Причем второй тип местного вещания развивался более интенсивно, все заметнее конкурируя с государственным. И это вполне понятно: телезрителя не устраивала информация, поступающая только от одного телеканала. Он стремился познакомиться с иными точками зрения на различные проблемы.

Многопрограммность местного телевидения, базирующаяся на различных источниках финансирования, стала реальностью. В основе многопрограммности лежали тематический, адресный, территориальный, национальный, временной признаки.

В условиях конкуренции зрелищ, ставшей очевидной с середины 90-х гг., сохранились и продолжали пользоваться популярностью у телезрителей и некоторые существовавшие ранее на местном телевидении, конкретные контактные формы и программы. Так, государственная телерадиокомпания «Петербург – 5 канал» возродила выходившую в прямой эфир в 1987–1988 гг. передачу Ленинградского телевидения «Срок ответа сегодня». Представлявшая собой психологическую телеслужбу, она заняло прочное место в программах с октября 1993 г. Телевизионная служба «Скорая помощь», или «Срок ответа сегодня», выходит в эфир пять раз в неделю в 14 часов и позволяет зрителям услышать из уст юристов, врачей, сотрудников городских служб ответы на волнующие их вопросы.

Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна. Региональное вещание оказывает на нее ощутимое воздействие, поскольку телевидение сохраняет за собой статус наиболее распространенного источника информации. В региональной системе СМИ коммерческие телеканалы привлекают зрителей различными информационными и культурно-развлекательными программами.

В начале 90-х гг. в Ростове-на-Дону в эфире появились передачи независимой телестанции «51-й канал». Она ставила своей задачей информировать ростовчан о наиболее интересных событиях в регионе. С тех пор ежедневно в эфир идут два тридцатиминутных выпуска новостей. По субботам на телеканале постоянная информационно-развлекательная программа «Регион», которая органически вписывается в систему местного телеобмена между 15 городами России и 80 городами Украины.

Независимый телеканал «Южный регион» формирует свои программы на основе передач спутникового телевидения. Канал трижды в день выходит в эфир с информационными программами: в 7 часов утра зритеи имеют возможность познакомиться с материалами программы СНН, в 12 часов дня – с мировыми новостями, в 6 часов вечера – с событиями, происшедшими в Ростове-на-Дону.

«51-й канал» и «Южный регион» – это две из пяти независимых телевизионных станций, работавшие в городе. В их числе «35-й канал» «Теле-Х», «38-й канал» и 35-й канал «Дон-ТР». Кроме них действует также государственная телерадиовещательная компания «Дон-ТР».

В середине 90-х гг. во многих крупных городах Российской Федерации работали негосударственные коммерческие теле- и радиокомпании: в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге. В Уфе постоянно выходили в эфир станции «Толпар», «Восток», «Шарк» и др.

В системе региональных СМИ радио продолжает оставаться самым массовым, оперативным и широкодоступным средством информирования различных слоев населения. По структуре региональное радиовещание подразделяется на республиканское, краевое, областное, городское и районное. Имевшееся ранее фабрично-заводское радиовещание с начала 90-х гг. прекратило свое существование. Несмотря на то, что все структурные звенья регионального радио представляют собой местные средства массовой информации, программы городских и районных редакций радиовещания оказываются наиболее приближенными к интересам слушателей. Причины во многом связаны с резким падением тиражей местных периодических изданий, повышением цен на них, закрытием некоторых городских и районных газет. Радио осталось единственным источником информации о жизни города, района.

Ситуация, сложившаяся на информационном поле, привела к тому, что с начала 90-х гг. заметно усилилась роль местного радиовещания в системе региональных СМИ. До 1990 г. в СССР и в России были лишь государственные редакции радиовещания различного регионального уровня, входившие в единую систему Гостелерадио СССР. По данным на 1 января 1991 г. существовала 301 редакция городского радиовещания, 189 из них действовали на территории России.

Новые тенденции проявились после принятия Закона «О печати и других средствах массовой информации». К концу 1991 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Новосибирске и других крупных городах Российской Федерации появилось независимое негосударственное вещание. Оно возникло параллельно с государственными городскими редакциями радиовещания.

Среди первых не зависимых от государства редакций можно назвать «Радио Магнитогорск-1» и Хабаровскую редакцию «Восток». Их учредителями стали трудовые коллективы и отдельные физические лица. К середине 90-х гг. не зависимые от государства радиостанции работали практически во всех крупных городах страны. Так, в Челябинской области заявили о себе четыре редакции нового типа – в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе.

И все же наиболее многочисленными продолжают оставаться городские федеральные редакции радиовещания, финансируемые из государственного бюджета. Их в стране около 200 и передачи они ведут практически во всех городах России.

К середине 90-х гг. в систему местного радиовещания достаточно активно вошла еще одна, весьма значительная, группа городских редакций радиовещания. Они выделились из государственных редакций или комитетов по телевидению и радиовещанию, а учредителями их стали физические лица и государственные органы. Одной из таких городских редакций радиовещания, в частности, стала Челябинская «Новая волна-2», учрежденная восемью физическими лицами – бывшими работниками Челябинского областного комитета по телевидению и радиовещанию – и администрацией г. Челябинска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.