Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика после февральской революции 21 страница




Попытки парламента ограничить свободу прессы, установить диктат над ней вызвали протест со стороны журналистов и руководителей средств информации, их обращения к Президенту с требованием не допустить возврата к прошлому.

Так, в связи с предстоявшим обсуждением в Верховном Совете вопроса о средствах массовой информации группа руководителей печатных изданий приняла обращение к Президенту России. В нем подчеркивалось, что, судя по проектам намеченных постановлений для прессы, телевидения и радио, готовится тугая узда, какой журналисты не знали даже во времена всевластия КПСС. В ответ на обращение Президент выступил по телевидению, заявив, что он решительно поддерживал и поддерживает прессу.

Верховный Совет не пожелал считаться с реальным положением вещей и, развивая идеи IX Съезда, в середине июля 1993 г. принял Временное положение о Федеральном совете по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О средствах массовой информации”». Реализация принятых документов привела бы к существенному ограничению свободы прессы, резко ухудшилось бы ее правовое положение, практически восстанавливалась цензура.

Средства массовой информации расплачивались за то, что из их среды перешли в политику журналисты, публицисты. Ведь почти все политические деятели до середине 1991 г. были тесно связаны с журналистикой: они обратили на себя внимание публицистическими статьями, опубликованными в период гласности. С 1987 г. пришли к руководству большинства центральных газет и журналов отстраненные в свое время от работы талантливые журналисты и руководители. Главными редакторами стали: «Московских новостей» – Е. Яковлев, «Нового мира» – С. Залыгин, «Огонька» – В. Коротич, «Московской правды» – М. Полторанин и т.д.

По инициативе Мининформпечати РФ Президент Б. Ельцин вернул принятый Верховным Советом закон на повторное рассмотрение, предложив поправки, начисто лишавшие Закон его антидемократической направленности. Настроенный на конфронтацию парламент отклонил поправки Президента. Но уже 21 сентября 1993 г. Верховный Совет РФ был распущен, а 6 декабря Б. Ельцин своим указом приостановил действие принятых нормативных актов, с тем чтобы не допустить создания и финансирования органов цензуры.

Российское общество к середине 90-х гг. не испытывало недостатка в политических свободах. Однако средства массовой информации постоянно находились под угрозой ограничения их свободы не только со стороны парламента, но и со стороны многих политических партий.

Несмотря на то, что закон РФ «О средствах массовой информации» был принят в декабре 1991 г., он все еще не стал реально действующим правовым документом. И это не случайно. Любой закон функционирует не изолированно, а во взаимодействии со многими правовыми актами: Законами о власти, об общественных организациях, с соответствующими статьями уголовного, гражданского, процессуального кодексами, где должна быть четко определена степень виновности тех, кто нарушает Закон о СМИ. Эта сторона правового регулирования взаимоотношений прессы с отдельными структурами общества недостаточно разработана и в ряде случаев вообще отсутствует.

Образовавшийся в российском законодательстве правовой вакуум порождает факты убийства журналистов по политическим мотивам. От рук наемных убийц погибли: руководитель ОРТ Владислав Листьев, сотрудник газеты «МК» Дмитрий Холодов, редактор газеты «Советская Калмыкия сегодня» Лариса Юдина, главный редактор газеты «Калуга вечерняя» Лев Богомолов, собственный корреспондент «Комсомольской правды» по группе областей Центрального Черноземья Валерий Кривошеев, ставший третьим журналистом, убитым на территории данного региона. Их убивали тогда, когда они рассчитывали «получить важные документы, необходимые для журналистского расследования серьезных финансовых нарушений в структуре власти»[56]. Много знакомых проявлений административно-командной системы осталось во взаимоотношениях между местными властными структурами и прессой. Они стремятся, вопреки отсутствию реальных прав, подчинить или приручить местную печать, заставить ее выражать похвалу их деятельности. Для этого используются экономические и многие другие рычаги. Их порой применяют так искусно и завуалировано, что внешне их трудно обнаружить. Лишь тщательный анализ газетного листа, передач местного радио и телевидения сможет убедить в этом. Так, со страниц многих городских газет, из передач городского радио практически исчезла критика в адрес мэра города, хотя во многих имеющихся беспорядках немалая доля вины лежит непосредственно на нем.

Редакционную политику большей части региональных СМИ изменил приход новых соучредителей – областных, городских и районных администраций. Они предложили газетам финансовую помощь в обмен на право соучредительства. Так, в Кемеровской области, в течение 1993–1994 гг. местные органы исполнительной власти стали соучредителями двух из четырех областных, 31 из 35 городских и районных общественно-политических газет.

В 1994 г. в рамках разработанной администрацией области программы поддержки прессы газете «Кузбасс» было выделено 130 млн. рублей, газете «Земляки» – 15 млн. рублей. Администрации городов и районов взяли на себя от 15 до 25% редакционных затрат на свои издания. Нет ничего удивительного, что газета «Кузбасс», ранее активно поддерживавшая представительную власть области, полностью прекратила публикацию критических материалов, касавшихся деятельности органов исполнительной власти.

Подобное положение сложилось практически во всей городской и районной печати Кемеровской области. Да и не только там. В региональной журналистике все очевиднее становится тенденция ее зависимости от исполнительных властей. Только-только избавившись от жесткого контроля со стороны КПСС, местная пресса вновь попадает в зависимость от другой политической силы в лице исполнительной власти.

Для установления контроля над СМИ она использует не только экономические, но и широко применявшиеся административно-командной системой методы. Это в первую очередь возобновление практики подбора руководящих кадров СМИ по принципу политической лояльности. Так, в той же Кемеровской области руководитель ГТРК «Кузбасс» Г. Митянин был снят за то, что в программах местного телевидения появились сюжеты, критиковавшие некоторые действия правительства, администрации области. Руководителем ГТРК «Кузбасс» был назначен глава администрации одного из районов области, который не имел ни малейшего представления о характере и специфике работы СМИ вообще и электронных средств в частности.

Развитие регионального телевидения и радио сдерживается в первую очередь правовыми факторами. Отсутствие законодательных актов, гарантирующих развитие независимых редакций телевидения и радио в городах, областных центрах и в целом в регионах, сдерживает процесс поиска творческого роста региональных аудиовизуальных средств. Предоставленное законом РФ «О средствах массовой информации» право независимым редакциям работать при наличии специальных лицензий, пока что остается малоэффективным фактором. Получение лицензий представляет собой процедуру, в которой часто доминирует субъективный фактор. Достаточно сказать, что многие комиссии по лицензированию работают нерегулярно, предъявляют «особые» требования. В Магнитогорске, например, комиссия по лицензированию не собиралась в течение полутора лет, а после того как все-таки приступила к рассмотрению заявлений, потребовала нового переоформления представленной документации.

Всевозможные проволочки с получением лицензий приводят к тому, что прокуратура по заданию областных и городских властей закрывает неугодные редакции, ссылаясь на отсутствие лицензий. Так, длительная задержка с выдачей лицензий привела к тому, что была закрыта одна из первых в стране независимых городских редакций радиовещания «Радио Магнитогорска – I». В начале 1995 г. большинство федеральных городских редакций радиовещания лицензий не имели.

Несовершенство российского законодательства, грубейшие нарушения закона РФ «О средствах массовой информации» со стороны властных структур самых различных уровней лишают журналистику предоставленных ей конституционных свобод, приводят к актам произвола и насилия над личностью журналиста. Основываясь на сообщениях периодической печати, правозащитных организаций и журналистов, а также агентства «Экспресс-Хроника», подобные данные регулярно публикует ежемесячный бюллетень «Законодательство и практика средств массовой информации».

Бюллетень стал выходить осенью 1994 г. Он стал первым изданием, в котором дается обстоятельный анализ законодательных актов, касающихся всех структурных звеньев СМИ, рассматривается их воздействие на журналистскую практику, их эффективность в реальной действительности. Среди публикаций бюллетеня законы РФ «О телевизионном вещании и радиовещании», «Об Авторском праве», «О рекламе», «О государственной тайне», проект Федерального закона «О праве на информацию» и другие нормативные документы, которые комментируются видными юристами, правоведами, политологами.

В бюллетене регулярно публикуются и комментируются решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, большое место отводится материалам о защите прав журналиста, о рекламе в СМИ и др.

Обращают на себя внимание постоянные разделы бюллетеня «Законодательство и практика средств массовой информации»: «Государственная дума: что нового?», «Нарушения свободы прессы», «Судебная палата», «СМИ и правоохранительные органы: попытка взаимодействия», «Социологический дневник» и др. Почти в каждом выпуске бюллетеня публикуется много информации о ситуации вокруг средств массовой информации в странах СНГ – суверенных государствах: на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, некоторых прибалтийских государствах. Многие материалы такого рода циклов группируются в специальные приложения, а их авторами являются журналисты, работающие в средствах массовой информации этих стран.

В конце 1995 г. был принят закон «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ». В правительстве подготовлен пакет документов, который должен обеспечить реализацию на практике новых условий работы печати, радио, телевидения и издательств.

Потребность в такого рода нормативном документе стала очевидной еще в начале 90-х гг. Рыночные отношения требовали равноправия в положении всех форм собственности в сфере средств массовой информации. Однако отсутствие на этот счет российских законодательных актов порождало порой серьезные трудности в деятельности СМИ.

Во взаимоотношениях журналистики и властных структур приоритетным стал вопрос о государственной поддержке средств массовой информации, защите их от финансового краха. Иными словами, важнейшей стала проблема поддержки прессы в условиях перехода к рынку. Освободить периодические издания от налогов, содействовать развитию целлюлозно-бумажной промышленности в стране, разумно решить вопрос стоимости подписки на газеты и журналы, найти продуманные подходы к разгосударствлению полиграфической базы, передаче ее трудовым коллективам, в том числе редакциям изданий. Весь комплекс мер преследует единую цель – поиск путей обеспечения экономической независимости средств массовой информации Российской Федерации. В их свободе от финансовых структур заинтересовано в первую очередь государство.

Реализация закона «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» решит многие экономические проблемы журналистики. Так, вводится принципиально новая система ее поддержки. Пресса освобождается от налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, от НДС освобождаются оборотные средства, связанные с основной деятельностью. СМИ приравниваются по тарифам почтовой, телеграфной и телефонной связи к бюджетным организациям. Устанавливается беспошлинный ввоз основных материалов для полиграфического производства и печати, в том числе бумаги. Одним словом, складываются предпосылки к тому, чтобы газеты вернулись в каждую семью.

И все же актуальной оставалась задача принятия еще ряда законодательных актов, гарантирующих нормальную работу всех структурных звеньев системы средств информации. Недопустимо, например, что телевидение и радио в середине 90-х гг. не имели законодательных основ своего существования. Специфика электронных средств информации требует правового оформления их функционирования.

В практику российской журналистики вошли встречи Президента Б. Ельцина с руководителями СМИ, с телевизионными журналистами. Посвящались они различным проблемам. Но неизменными оставались вопросы профессионального мастерства журналистов и требование не допустить давления на прессу со стороны парламента, защитить СМИ от попыток с чьей бы то ни было стороны удушить свободу слова.

Чрезвычайно важным фактором, гарантирующим реализацию провозглашенных свобод прессы, является профессиональная этика журналиста. Вряд ли здесь можно ограничиться одним или двумя общими пожеланиями или рекомендациями. Назрела необходимость разработки свода нормативных актов, кодекса профессиональной этики работников средств массовой информации. Здесь должны быть четко обозначены основные моральные, этические, нравственные ориентиры, которыми должен руководствоваться журналист, для того чтобы его деятельность давала аудитории объективную информацию. Ее содержание и характер не должны противоречить не только Закону о СМИ, но и основным законодательным актам и правовым нормам Российской Федерации.

Однако, как показывает практика, нередко напряжение во взаимоотношениях между органами власти и прессой возникает по вине журналистов. В погоне за сенсацией в собственном представлении о вседозволенности они порой пренебрегают элементарными этическими и профессиональными нормами, вызывая тем самым неприязнь не только к себе, но и к органу, который они представляют.

В условиях демократизации и гласности чем дальше настоятельно встает вопрос о том, что деятельность прессы, ее взаимоотношения с гражданами и организациями должны регламентироваться не только Законом о СМИ, но и нормами профессиональной этики. Вряд ли можно считать нормальным, когда периодическое издание сегодня ратует за гласность, а завтра, отстаивая ее для себя, выступает против гласности для других. В демократической журналистике не может быть вседозволенности для одних и законопослушания для других.

Периодическое издание, телевидение, радио, информационное агентство не могут не нести ответственности за свое выступление. Но отсутствие твердой юридической и моральной основы, значительные пробелы в законодательстве приводят в затруднение и судебные органы, разбирающие исковые заявления отдельных лиц к тем или иным органам прессы и наоборот.

Социальная ответственность журналиста перед обществом, равно как и ответственность перед ним любого гражданина, любой общественной или властной структуры, обязана стать непреложным правилом государства, провозгласившего себя демократическим. Это тем более важно, что демократия еще только утверждается. В верхних эшелонах власти все еще остается много руководителей, которые продолжают думать, что законы писаны не для них, тогда как внизу полагают: если демократия, значит все дозволено. А свобода без ответственности не существует и не может существовать.

Вопросы свободы прессы и профессиональной этики журналистов занимают все больше места в лекционных курсах на факультетах и отделениях журналистики государственных университетов и других вузов, занимающихся подготовкой журналистских кадров, в деятельности журналистских организаций, в исследованиях по истории, теории и практике средств массовой информации. Плодотворной основой для такой работы стали разработанные Союзом журналистов России и Ассоциацией московских журналистов важные принципы и нормы профессиональной этики журналистов.

Проблемы этики занимают исключительно важное место в формирования личности журналиста, особенно в процессе обучения в высшей школе. Воспитание со студенческой скамьи в юношах и девушках высоких морально-этических качеств, авторитета профессии, признание своей гражданской ответственности перед обществом оказывают непосредственные воздействие на характер их творчества

Коренные изменения информационной ситуации, возникновение новых типов прессы, все больше дающие о себе знать проявления конкуренции, трансформирующие вкусы читателей, сместили критерии оценки творчества журналистов. В угоду сенсационности, хлесткости стали возможными пренебрежение к профессионализму, эрудиции, моральным принципам.

В целях преодоления подобного рода перекосов много нового вносится в систему подготовки и переподготовки журналистских кадров. На факультетах журналистики Московского, Санкт-Петербургского, Ростовского-на-Дону, Воронежского и некоторых других университетов РФ меняется концепция подготовки работников средств массовой информации. Речь идет не только о новых подходах в чтении идеологизированных в недалеком прошлом исторических, историко-журналистских и теоретических дисциплин. В учебные планы факультетов и отделений журналистики университетов включаются нормативные курсы по экономике, праву, социологии, политологии, психологии, культуре, религиоведению и другим дисциплинам. Пробудить в студенте и журналисте стремление самостоятельно мыслить, уйти от складывавшихся десятилетиями догматов, знать, что сказать людям и уметь со знанием дела изложить свои мысли становится неотъемлемой чертой журналистского образования.

Эффективность средств массовой информации как бизнеса во многом зависит от профессионального уровня журналистов, занятых подготовкой рекламы для печати или аудиовизуальных средств информации. Введение новых специализаций, научно-методическая и педагогическая разработка нормативных и специальных курсов стали насущной потребностью организации журналистского образования. С начала 90-х гг. на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, на факультетах журналистики других университетов и высших учебных заведений, готовящих работников печати, телевидения и радио, открыты отделения рекламы, дизайна, маркетинга.

В последние годы становится все заметнее тенденция к расширению журналистского образования в стране. В 1994 г. открылись отделения журналистики в Чувашском, Карачаево-Черкесском госуниверситетах, работает факультет журналистики в Московском экстерном гуманитарном университете, хорошо зарекомендовал себя факультет журналистики и рекламного дела Московского гуманитарного университета им. Е. Дашковой и др.

Новые перспективы открывает и перевод журналистского университетского образования на двухступенчатую форму обучения, с присвоением выпускникам звания бакалавра и магистра.

 

ПРЕССА РОССИИ В ИНТЕРНЕТЕ

С середины 90-х гг. в терминологии российских средств массовой информации, в нашей разговорной речи появились малознакомые, а порой и не очень понятные слова и словосочетания: «модем», «сервер», «сайты», «интернет-версия», «он-лайн версия», «терминальный доступ», «мнемотические имена» и др.

Они появились вместе с новым средством массовой коммуникации – Интернет, который уже в начале 80-х гг. все настойчивее пробивал себе дорогу в системе мировых коммуникативных связей. Интернет – самая большая на земном шаре компьютерная сеть. Среди множества вариантов телекоммуникационных технологий она стала безусловным лидером. За прошедшие годы к Интернет, как к неограниченному по своим возможностям источнику информации, обращаются более 50 млн. человек, живущих в различных странах мира. Их интерес к Интернет объясняется его колоссальной информационной насыщенностью. Он несет многообразную информацию о содержании конкретных изданий, телевизионных и радиопрограмм, о сфере экономики и бизнеса, позволяет принимать самому участие в деловых отношениях, переписываться с друзьями и т.д. Доступ в Интернет имеет значительная часть редакций газет и других средств массовой информации, различные структуры сферы бизнеса, учебные заведения, миллионы частных пользователей.

История Интернета начинается в конце 50-х гг., когда невероятно обострившиеся отношения между Востоком и Западом вызвали к жизни в Америке научную гипотезу, в основе которой лежала мысль о поиске путей для установления надежной связи между военными и гражданскими объектами. Успешно решить возникающую задачу с помощью радиорелейных линий и телефонных каналов не представлялось возможным. Многолетний научный поиск привел к созданию разветвленной компьютерной сети, состоящей из множества компьютеров, соединенных друг с другом электронными сетями. Именно они выполняют роль средств связи, обеспечивая компьютерным сетям двустороннее функционирование. Одно из важнейших качеств Интернет, а именно так назвали эту разветвленную компьютерную сеть, – это возможность публиковать не только текст, но и изображение в цвете, видео- и аудиоматериалы.

Сеть Интернет в нынешнем понимании стала действовать в США с 1983 г. И среди первых представителей в ее структуре были средства массовой информации: «Нью-Йорк таймс» CNN, ABC, N, ВС и другие издания, телерадиокомпании, информационные агентства.

В середине 80-х гг. об Интернет заговорили и в нашей стране. В руководстве КПСС и правительственных структурах СССР к нему отнеслись весьма настороженно. В нем увидели в первую очередь средство идеологического воздействия на советских людей.

И все же Интернет как уникальная система информационного обмена стал все больше привлекать внимание различных структурных звеньев отечественной журналистики. Несмотря на имевшиеся противодействия, уже в 1990 г. Советский Союз стал частью глобальной системы, а в 1991 г. на рынке появилась ее первая структура – «Релком», предлагающая услуги электронной почты и подключения к сети.

Впервые в нашей стране электронные коммуникации заявили о своем существовании в полный голос во время событий августа 1991 г. Как отмечалось в исследовании «Интернет для журналиста» во время путча в августе 1991 г. в Москве, когда была предпринята попытка восстановить систему советского правления, все традиционные средства связи – телефон, телевидение, радио и печать – были перекрыты. Но компьютерные сети, в то время уже возникшие в Советском Союзе, не были подвластны цензуре. Именно благодаря им удалось распространить огромное количество информации о событиях в Москве. Как утверждает президент «Релкома» А. Солдатов, в те напряженные августовские дни «Релком» выпустил 46 тыс. единиц информации по всей России и за рубежом.

Период относительно интенсивного развития Интернет в России начинается только с середины 90-х гг. К этому времени «Релком» становится самой крупной компьютерной сетью, у нее появляется все больше приверженцев среди российских СМИ. Но их присутствие в Интернет остается незначительным. Полноценные Интернет-версии имеют «Аргументы и факты», «МК», «Огонек», «ОМ» и еще несколько изданий, а также «Новости» телеканала «TV Центр», TV-6, ряд программ НТВ.

 

Некоторые российские издания помещают на своих сайтах больше информации, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным материалам. Так, пошли по пути «вывешивания» свежих номеров в целях презентации журнал «Интернет», «Общая газета», некоторые региональные издания. Вместе с тем обозначилась еще одна тенденция. Ряд всероссийских газет продает полные электронные версии изданий только по специальной подписке. Среди них – вся периодика «Коммерсанта», «Русский телеграф» и др. «Независимая газета» публикует часть информации 1 и 7 полос газеты и приложение «Экслибрис» бесплатно, в то время как полную версию газеты получают только подписчики.

Интернет-версии имеют также такие специализированные компьютерные издания, как «Мир Интернет», «Планета Интернет», «Компьтерра» и др.

К середине 90-х гг. относится утверждение в электронной сети русскоязычного Интернет-сообщества. На первом этапе среди сетевых авторитетов (net-персонажей) было очень много эмигрантов, проживающих в США, Израиле, Канаде. Из ранних сайтов выделяются два основных жанра: специализированные любительские сайты и странички «вебозрений». Благодаря усилиям авторов «вебозрений» стала возможным публикация в сети ежедневных обзоров содержания Интернет

Особое место среди российских СМИ в Интернете занимает Национальная Служба Новостей (НСН), созданная в 1994 г. с участием финансовой группировки Б. Березовского – «Логоваза», «Объединенного банка», концерн «Сибнефть». НСН четко определила свою информационную направленность, ориентированную на запросы не только прессы, но и аналитических центров, политических партий и объединений. Беспристрастный подход в освещении различных точек зрения по важнейшим проблемам общественно-политической и экономической жизни страны неуклонно увеличивает число периодических изданий, телерадиокомпаний, пользующихся информацией НСН в Интернете.

Два основных звена, сформированных в структуре Национальной Службы Новостей, – отдел мониторинга СМИ и отдел корреспондентской сети – обеспечивают базы данных необходимым фактическим и аудиовизуальным материалом. Имея к ним доступ по компьютерным сетям, потребители получают полную и достоверную информацию по всем вопросам, связанным с властными структурами, политическими партиями, биографиями государственных и политических деятелей, сферой бизнеса. Базы данных НСН содержат огромный массив текущих оперативных сообщений и материалов периодической печати, а также архивы информационных передач телевидения и радио. НСН, как и Интернет, работают на коммерческой основе.

Кроме Национальной Службы Новостей всего несколько информационных агентств России распространяют через Интернет свои материалы. Это – РИА-Новости, «Атлант», «Алгоритм», «Интерфакс». В середине 90-х гг. «ТВ-Центр», НТВ, «Вид», ТВ-6 имели собственные сервер – компьютеры, хранящие основную информацию. Подавляющая часть компьютерных изданий, а это главным образом журналы, имела он-лайн версии

По далеко не полным данным в начале 1998 г. в России имели доступ к Интернет более 600 тыс. человек. Среди них журналисты периодических изданий, телевидения, радиовещания, информационных агентств, сотрудники коммерческих и банковских структур. Однако значительная часть их располагала лишь терминальным доступом, т.е. использовала возможности электронной почты, допускающей только чтение текста. Они не могли слышать звук, видеть графику.

Любая редакция газеты, телерадиокомпания, тысячи и тысячи людей, где бы они не находились, в течение нескольких минут могут получить по каналам Интернет необходимую информацию НСН и других агентств. Для этого лишь необходимо иметь компьютер, специальную программу, а также модем для подключения компьютера к телефонной сети.

Для пользователей Интернет сегодня открываются все большие возможности. Речь идет о том, что в глобальной сети происходит процесс объединения наиболее популярных и регулярно выходящих российских сетевых изданий, включая обозрения сети в общие блоки «ежедневок» и «семидневок».

Одним из важных событий в русском Интернет стало появление высококачественных сетевых журналов. Самым популярным и одним из лучших стал «Русский журнал» Глеба Павловского. Появление «Русского журнала», а также сетевого альманаха «Интеллектуальный капитал» может служить примером того, как новые коммуникации способны стимулировать интеллектуальную жизнь общества

«Русский журнал» является одним из наиболее ярких и увлекательных источников аналитических материалов и информации в российском информационном пространстве. По актуальности, неангажированности и широте рассматриваемых вопросов». «Русский журнал» не имеет аналогов в газетно-журнальной периодике России.

Многие россияне, тысячи русских, живущих за рубежом, отчетливо представляют, что им может предложить Интернет, и сами по его каналам находят интересующую их информацию. И здесь поле деятельности Интернет, поистине, огромно. Он может быть использован в значительной степени для решения задачи информационного завоевания русскоязычной диаспоры. Очевидно, что «наиболее удобный путь для этого – предоставление в Интернет максимального объема информационного ресурса по русской литературе, культуре; русскоязычных СМИ».

Тщательно дифференцированная и систематизированная информация в системе Интернет находит все больше потребителей и в сфере образования. Доступ в Интернет, в частности, имеет факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, что позволяет студентам обращаться за интересующей их информацией в глобальную мировую сеть.

Не случайно газета одного из московских высших учебных заведений настойчиво советовала студентам «Заглянуть в Интернет», который поможет в работе над рефератом, курсовой, в подборе литературы по интересующей теме. Для этого нужно лишь заглянуть в «Систему поиска» – в такие сайты, которые находят интересующий документ или нужную информацию по задаваемому ключевому слову. Большую помощь в поиске окажет знание английского языка. Есть в «Системе поиска» и русскоязычные странички. Нужно ли говорить, что информации будет значительно больше, если знаешь и тот, и другой язык. Но даже в русскоязычных страничках можно найти прямые ссылки, например, на рефераты интересующей темы, где содержится от 24 до 48 документов. В каждом из них можно найти сведения о десятках рефератов.

Английская «Система поиска» более совершенна. Здесь можно сузить круг поиска до конкретного понятия: «СМИ», «масс-медиа», «телевидение», «репортаж», «цензура», «образование».

Возможности Интернет практически не ограничены. Тяга к нему во всем мире растет. Поэтому с таким интересом было воспринято интервью Б. Ельцина в компьютерной сети Интернет в мае 1998 г. Впервые на вопросы пользователей международной сети отвечал Президент Российской Федерации. Политическим, экономическим, социальным аспектам посвящались в дальнейшем статьи, появившиеся в средствах массовой информации зарубежных стран и проходившие по каналам Интернет. Журнал «Планета Интернет» писал: «Российские СМИ – бумажные и эфирные – отразили это событие с не меньшим пылом, чем американские сетевые издания».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.