Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационно-поисковые системы




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины - приобретение студентами знаний в области методов проектирования и эксплуатации информационно – поисковых систем на основе современных систем управления базами данных.

Задачи дисциплины - научить студентов:

– работать с многофункциональными программными комплексами для управления предприятием;

– использовать информационно – поисковые системы для поиска информации;

– принципам применения современных информационно поисковых систем в профессиональной деятельности.

Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, позволяют применять современные информационные технологии в будущей профессиональной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Информационно-поисковые системы» студент должен:

· знать:

– структуры и управление базами данных и знаний;

– основы гипертекстовой технологии;

– особенности эксплуатации информационно – поисковых систем;

– способы защиты информации;

– способы работы с системой Консультант Плюс;


· уметь:

– работать со всеми программными продуктами, предусмотренными рабочей программой изучаемой дисциплины;

– использовать информационно- поисковые системы;

– управлять базами данных;

– осуществлять поиск необходимой информации;

· получить навыки:

– работы с информационно - поисковыми системами;

– в сфере гипертекстовых технологий.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Виды информационно-поисковых систем   - - -    
2. Классификационные системы поиска документов   - - -    
3. Подходы к автоматизации индексирования     - -    
4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы     - -    
5. Гипертекстовые информационно-поисковые системы     - -    
6. Пользовательские свойства информационно-поисковых систем   - - -    
7. Особенности построения правовых информационно-поисковых систем     - -    
8. Типовые информационно-поисковые системы     - -    
  Всего:     - -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
Для заочной формы обучения
  Всего:     - -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Виды информационно-поисковых систем

Общая характеристика. Особенности реализации хранилища документов и механизмов поиска. Информационное оповещение. Информационно-поисковый язык.

 

Тема 2. Классификационные системы поиска документов

Перечислительная классификация. Иерархическая классификация. Фасетная классификация.

 


Тема 3. Подходы к автоматизации индексирования

Координация понятий в классификационных системах. Информационно-поисковые тезаурусы. Автоматизация индексирования документов. Использование логических условий.

Лабораторное занятие:

Поиск информации в системе. Использование словаря и логических условий.

 

Тема 4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы

Информационно-технологическая структура полнотекстовых информационно-поисковых систем. Механизмы поиска документов в полнотекстовых информационно-поисковых системах. Методы количественной оценки релевантности документов. Использование и экспорт папок.

Лабораторное занятие:

Поиск документов и их использование. Занесение документов в папки. Экспорт папок.

 

Тема 5. Гипертекстовые информационно-поисковые системы

Структура, принципы построения и использования, гипертекстовых информационно-поисковых систем. Модель организации данных в гипертекстовых информационно-поисковых системах. Формирование связей документов в гипертекстовых информационно-поисковых системах.

Лабораторное занятие:

Поиск документов с использованием списков. Гипертекст. Работа с разными редакциями документов.

 

Тема 6. Пользовательские свойства информационно-поисковых систем

Предметное индексирование. Стратегия поиска. Интерфейс информационно-поисковых систем. Информационно-поисковые системы глобальных сетей.

 

Тема 7. Особенности построения правовых информационно-поисковых систем

Интеллектуальная обработка запросов. Экспертиза запросов. Информационно-поисковые технологии для электронного делопроизводства.

Лабораторное занятие 1:

Поиск информации по текстам документов. Использование сложных запросов.

Лабораторное занятие 2:

Организация сложных запросов. Прямые и обратные ссылки. Просмотр текста из списка.

 

Тема 8. Типовые информационно-поисковые системы

Справочно-правовая система «Гарант». Основное меню. Поиск документов. Справочно-правовая система «Консультант». Формирование запроса и обработка списка найденных документов. Папки документов и история запросов. Библиотечно-информационная система «Ирбис». Описание системы АРМ Читатель. Поиск. Просмотр.

Лабораторное занятие:

Изучение общей схемы работы с системой. Поиск документов с помощью карточки реквизитов в системе Консультант-Плюс.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельные изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- выполнение расчетов на ПК;

- подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Текущий контроль:

- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

- рубежный контроль.

Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

Контроль остаточных знаний студентов (тесты).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Новые информационные технологии: учеб. пособие / под. ред. В. П. Дьяконова – М.: Солон-Пресс, 2005.

2. Пятибратов, А. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник / А. П. Пятибратов. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – М.: Высшая школа, 2003.

Дополнительная:

1. Информационно-поисковые системы: лабораторный практикум / сост. Н. П. Горбунов, И. Ю. Попова, С. Е. Судаков. - СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

2. Информационно-поисковые системы: учеб. пособие / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев, Т. Т. Осипова, Н. П. Горбунов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

3. Кренке, Д. Теория и практика построения баз данных / Д. Кренке. – СПб.: Питер, 2005.

4. Малыхина, М. Базы данных: основы, проектирование, использование / М. Малыхина. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004.

5. Пестриков, В. М. Тurbo Pascal 7.0. Изучаем на примерах / В. М. Пестриков, А. Н. Маслобоев. – СПб.: Наука и техника, 2004.

6. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс: учеб. пособие / С. В. Симонович. – СПб.: Питер, 2005.

7. Якушина, Е. В. Интернет для отдыха и работы: самоучитель / Е. В. Якушина. – СПб.: Питер, 2005.

 

МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.

 

Составители: ассистент О.Ю. Петрова, д.т.н., проф.В.А. Богатырев кафедры «Информационные технологии».

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Информационные технологии» М.Б. Алексеева.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.