КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационно-поисковые системы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины - приобретение студентами знаний в области методов проектирования и эксплуатации информационно – поисковых систем на основе современных систем управления базами данных. Задачи дисциплины - научить студентов: – работать с многофункциональными программными комплексами для управления предприятием; – использовать информационно – поисковые системы для поиска информации; – принципам применения современных информационно поисковых систем в профессиональной деятельности. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, позволяют применять современные информационные технологии в будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Информационно-поисковые системы» студент должен: · знать: – структуры и управление базами данных и знаний; – основы гипертекстовой технологии; – особенности эксплуатации информационно – поисковых систем; – способы защиты информации; – способы работы с системой Консультант Плюс; · уметь: – работать со всеми программными продуктами, предусмотренными рабочей программой изучаемой дисциплины; – использовать информационно- поисковые системы; – управлять базами данных; – осуществлять поиск необходимой информации; · получить навыки: – работы с информационно - поисковыми системами; – в сфере гипертекстовых технологий.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Виды информационно-поисковых систем Общая характеристика. Особенности реализации хранилища документов и механизмов поиска. Информационное оповещение. Информационно-поисковый язык.
Тема 2. Классификационные системы поиска документов Перечислительная классификация. Иерархическая классификация. Фасетная классификация.
Тема 3. Подходы к автоматизации индексирования Координация понятий в классификационных системах. Информационно-поисковые тезаурусы. Автоматизация индексирования документов. Использование логических условий. Лабораторное занятие: Поиск информации в системе. Использование словаря и логических условий.
Тема 4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы Информационно-технологическая структура полнотекстовых информационно-поисковых систем. Механизмы поиска документов в полнотекстовых информационно-поисковых системах. Методы количественной оценки релевантности документов. Использование и экспорт папок. Лабораторное занятие: Поиск документов и их использование. Занесение документов в папки. Экспорт папок.
Тема 5. Гипертекстовые информационно-поисковые системы Структура, принципы построения и использования, гипертекстовых информационно-поисковых систем. Модель организации данных в гипертекстовых информационно-поисковых системах. Формирование связей документов в гипертекстовых информационно-поисковых системах. Лабораторное занятие: Поиск документов с использованием списков. Гипертекст. Работа с разными редакциями документов.
Тема 6. Пользовательские свойства информационно-поисковых систем Предметное индексирование. Стратегия поиска. Интерфейс информационно-поисковых систем. Информационно-поисковые системы глобальных сетей.
Тема 7. Особенности построения правовых информационно-поисковых систем Интеллектуальная обработка запросов. Экспертиза запросов. Информационно-поисковые технологии для электронного делопроизводства. Лабораторное занятие 1: Поиск информации по текстам документов. Использование сложных запросов. Лабораторное занятие 2: Организация сложных запросов. Прямые и обратные ссылки. Просмотр текста из списка.
Тема 8. Типовые информационно-поисковые системы Справочно-правовая система «Гарант». Основное меню. Поиск документов. Справочно-правовая система «Консультант». Формирование запроса и обработка списка найденных документов. Папки документов и история запросов. Библиотечно-информационная система «Ирбис». Описание системы АРМ Читатель. Поиск. Просмотр. Лабораторное занятие: Изучение общей схемы работы с системой. Поиск документов с помощью карточки реквизитов в системе Консультант-Плюс.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельные изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала; - выполнение расчетов на ПК; - подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Текущий контроль: - отчет по результатам выполнения лабораторных работ; - рубежный контроль. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. Контроль остаточных знаний студентов (тесты). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Новые информационные технологии: учеб. пособие / под. ред. В. П. Дьяконова – М.: Солон-Пресс, 2005. 2. Пятибратов, А. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник / А. П. Пятибратов. - М.: Финансы и статистика, 2002. 3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – М.: Высшая школа, 2003. Дополнительная: 1. Информационно-поисковые системы: лабораторный практикум / сост. Н. П. Горбунов, И. Ю. Попова, С. Е. Судаков. - СПб.: СПбГУСЭ, 2006. 2. Информационно-поисковые системы: учеб. пособие / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев, Т. Т. Осипова, Н. П. Горбунов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004. 3. Кренке, Д. Теория и практика построения баз данных / Д. Кренке. – СПб.: Питер, 2005. 4. Малыхина, М. Базы данных: основы, проектирование, использование / М. Малыхина. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004. 5. Пестриков, В. М. Тurbo Pascal 7.0. Изучаем на примерах / В. М. Пестриков, А. Н. Маслобоев. – СПб.: Наука и техника, 2004. 6. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс: учеб. пособие / С. В. Симонович. – СПб.: Питер, 2005. 7. Якушина, Е. В. Интернет для отдыха и работы: самоучитель / Е. В. Якушина. – СПб.: Питер, 2005.
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.
Составители: ассистент О.Ю. Петрова, д.т.н., проф.В.А. Богатырев кафедры «Информационные технологии». Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Информационные технологии» М.Б. Алексеева.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |