Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрреформация 2 страница




 

4. Ополяченность униатского духовенства.

Мы говорили о латинизации Униатской Церкви, но нельзя умолчать об ополяченности духовенства этой Церкви. Полонизация проводилась через иезуитские школы, в которых получали образование новые кадры кандидатов в духовный чин. Школьное обучение в них велось на латинском и польском языках, а воспитание - в польском патриотическом духе. Вышедшее из этих школ униатское духовенство - епископы, священники и монахи базилиане - легче говорило по-латыни и по-польски, чем на языке своих прихожан. Митрополит Иосиф Семашко, бывший униатский епископ, в своих воспоминаниях пишет: "На всем пространствѕ Литовской епархiи все духовенство это говорило на польском языке и вовсе не знало языка русскаго. Теперь, благодаренiе Господу, оно не только возвратилось на лоно матери своей Православной Церкви, но, воспитываясь в своих училищах и семинарiи, изучило и стало употреблять русскiй язык отцов своих. Только среди женскаго пола духовнаго вѕдомства употребленiе польскаго языка еще поддерживается... Между тѕм, это употребленiе польскаго языка многими лицами женскаго пола духовнаго вѕдомства имѕет довольно важныя неудобства. Через него язык этот поддерживается во многих священнослужительских семействах, прививается к малолѕтним с самаго юнаго возраста и препятствует правильному изученiю ими русскаго языка, а также заставляет, по необходимости, говорить по-польски самих священнослужителей"180. Под названием "русскiй язык" митрополит подразумевал разговорный язык прихожан, т.е. белорусский в Беларуси, так как российский литературный язык в то время здесь не употреблялся.

Униатское духовенство и их семьи были ополячены не только в Литовской епархии, но и в Белорусской епархии, т.е. во всей Беларуси. Митрополит Иосиф Семашко 26 декабря 1863 года писал следующее: "Несколько веков русскiй народ здешней страны (т.е. Беларуси) находился под игом Польши. В это время не только лишили было его древняго православiя посредством унiи, но и покусились на родной его русскiй язык. С сей целью учили этот народ, по мере возможности, молиться на польском языке, и, с теченiем времени, не только особыя личности, преимущественно грамотныя, но целые приходы и округи, по разным местностям, забыли родныя свои ежедневныя молитвы и стали употреблять молитвы на польском языкѕ"181. В униатских храмах во время богослужений прихожане пели религиозные песни на польском языке, во время похорон пелись польские заупокойные песни; крестные ходы, совершавшиеся на Богоявление, во время освящения полей или по каким-либо общественным нуждам, сопровождались пением польских песен из "кантычек". Эти песнопения звучали не только в церквах и во время крестных ходов, но и в быту: на свадьбах, крестинах, похоронах и в др. случаях. Все это указывает на степень ополяченности нашего народа при посредстве Униатской Церкви.

Митрополит Иосиф после присоединения униатов к Православной Церкви предписывал духовенству обучать народ молитвам на славянском языке, прекратить песнопения на польском языке в церквах, произносить проповеди на белорусском или русском языках, а не по-польски.

Русские власти боролись с польским влиянием на народ, запрещая белорусам пользоваться польским языком. Вместо польского языка повсеместно вводился русский государственный язык. Русский язык вводился и в церковной жизни Беларуси: в проповеди и письмоводстве. Униатское, а потом православное духовенство Беларуси постепенно перешло с польского языка на русский. Белорусский язык остался достоянием простых деревенских жителей.

 

5. Уничтожение Брестской унии.

Вскоре после присоединения Беларуси и Волыни к Российской империи униатское население этих областей начало массово переходить в православную веру без всякого внешнего принуждения. По свидетельству современников, с августа 1794 года по март 1795 года, то есть за полгода, присоединились к Православной Церкви 1 483 111 униатов, 2 603 церкви и 1 552 священника. Особенно много униатов перешло в епархии православного слуцкого епископа Виктора Садковского. Историк Костомаров указывает, что при обозрении епископом Виктором южных областей своей епархии в 1787-1788 годах возникло сильное стремление народа к возвращению из унии в православие. В короткий срок вместо 94 приходов, находившихся в этой епархии при вступлении им в 1784 году, возникло 300 приходов182, в Киевской Украине перешли в православие почти все униаты. В северо-западной части Беларуси (Виленщина, Гродненщина), под влиянием латинской пропаганды, в конце XVIII века более 200 тысяч униатов обратилось в латинство183. Православный епископ полоцкий Смарагд, прибыв в Полоцк 9 июля 1833 года, в течение одного месяца принял в Православную Церковь свыше 4 000 униатов, а к концу 1835 года присоединил еще 124 130 униатов, 91 церковь с прихожанами и 9 приписных церквей184. 29 июля 1833 года он сообщал в рапорте обер-прокурору Синода Нечаеву: "Напрасно полагают, будто бы униаты могут чинить беспокойства при обращенiи их в православiе; по крайней мѕрѕ по Витебской губернiи я нашел унiатов совершенно приготовленных к тому и слышал, что если бы скорѕй послѕдовало воззванiе от Синода, то всѕ оставили бы унiю, которая поддерживается только вредными для отечества ксендзами"185.

Были присоединения униатов в Могилевской епархии. Архиепископ могилевский Гавриил Городков писал архимандриту Платону Рудинскому 6 июня 1836 года: "Здѕсь (в Могилевской губернии) обращенiе иноверцев, особенно унiатов, при помощи Божiей, совершается довольно успешно, хотя в меньшем количестве, нежели в Полоцкой епархiи. В нынешнем году присоединено более десяти тысяч да в предшествовавшем сему году - около двадцати пяти тысяч. Поляки стараются препятствовать и вредить сему святому и общеполезному дѕлу, выдумывают разныя клеветы и жалуются якобы на насильственные меры; но клеветы останутся с ними, а дело Божiе будет расти и торжествовать над противящимися ему"186. Архиепископ минский Евгений Бажанов писал архимандриту Виленского Св. Духова монастыря Платону Рудинскому, что в течение 1833 года он присоединил к православию в Минской епархии до 14 000 душ обоего пола и 14 целых приходов. Позднее он писал: "По Минской губернiи в 1834 году, по 1-ое сентября, я успел, с помощiю Божiей, обратить унiатов к нашей Церкви до 15 000 душ обоего пола... Впрочем, надобно сказать, что в Минской епархiи унiаты гораздо упорнее, нежели в Витебской и Могилевской губернiях, где гораздо ближе они к русскому"187.

Приведенные факты характеризуют общее настроение белорусов униатов и их отношение к православию. Нужна была осмысленная и осторожная миссионерская работа. Неумелое возобновление православия среди униатов могло нанести огромный вред. Этого сильно опасались церковные деятели по воссоединению униатов - униатские епископы Иосиф Семашко и Василий Лужинский. Особенно их беспокоило вмешательство властей. Так, 18 декабря 1834 года в Вилейку из Минска приехали православные священники для обращения более 2000 униатов. Миссия не имела успеха. После этого, по приказу минского вице-губернатора, русские солдаты в сопровождении полицейских чинов пригнали в Вилейку всех униатов из окрестных деревень и заставили их присоединиться к Православной Церкви, а униатский священник был вывезен из Вилейки солдатами. Униатские епископы запротестовали против насильственного обращения униатов, после чего подобные случаи не повторялись.

Униатский епископ Литовской епархии разработал целый план подготовления униатов к принятию православия, который был одобрен правительством. План включал проведение в Униатской Церкви следующих мероприятий: введение русского языка в духовных униатских школах, ознакомление семинаристов с чином православного богослужения, упразднение из униатской богослужебной практики латинских обрядов и молитвословий: суппликаций, литаний; облаток, музыкальных орг‰нов и употребления колокольчиков при литургии; удаление проповедальниц или амбон; замена боковых и главного продолговатых престолов одним главным престолом в алтаре по чину Православной Церкви; устроение иконостасов, которых не было в униатских церквах; поставление в церквах православных крестов и дарохранительниц вместо латинских. Все эти мероприятия немедленно вводились в униатских церквах. Было большое сопротивление со стороны влиятельных униатских священников, но епископской властью их отстраняли от церковных должностей, запрещали в священнослужении, низводили на степень чтецов. Некоторые покорились распоряжениям епископа. Особенно большое сопротивление было при изъятии униатских служебников и замене их православными московского издания. Епископ Иосиф был непреклонен при проведении своих мероприятий и решительно запрещал священникам служить в латинских облачениях, требовал служения в православных ризах. Сопротивление этим мероприятиям постепенно уменьшилось, когда униатское духовенство убедилось, что нововведения не затрагивают католического униатского вероисповедания. При более упорном сопротивлении Иосифу приходилось обращаться за помощью к светским властям.

Открытое противодействие народа преобразованиям униатских храмов по православному обряду встречалось редко. Киприанович пишет: "Народ, неизменно называвшiй себя и свои церкви русскими, а католиков - поляками, слепо следовал своему духовенству и, ясно не понимая сущности реформ, объяснял их по-своему - тем, что прежнiе унiатскiе храмы, хотя и были русскiе, но теперь делаются "правдивыми" русскими. Иные же, после устройства иконостаса, уже считали себя "благочестивыми" (православными), наконец, некоторые утверждали, что прежнее их богослуженiе было русское холопское, а теперь вводится русское панское и даже осуждали своих пастырей за незнанiе настоящаго богослуженiя"188.

23 февраля 1838 года в Петербурге скончался униатский митрополит Иосафат Булгак и был похоронен в православной Сергиевой пустыни. Вскоре после него скончался униатский пинский епископ Иосафат Жарский. Они были главными противниками воссоединения с Православной Церковью. Епископом Белорусской (полоцкой) епархии стал епископ Василий Лужинский. В это время униатское дело быстро пошло к завершению, несмотря на противодействие сторонников унии из среды униатского духовенства и римо-католиков.

Униатский брестский епископ Антоний Зубко, викарий Литовской епархии, 25 февраля 1838 года сообщал православному архиепископу минскому Никанору, что в Литовской епархии уже дали подписи о присоединении к православию члены духовной консистории, все учителя семинарии, начальники уездных духовных училищ, все настоятели монастырей и некоторые монахи базилиане, все благочинные и вице-благочинные, большая часть духовных депутатов, почти все священники Слуцкого, Наваградского, Лидского, Волковыского, Полесского, Ротненского и Луцкого благочиний. Наименее расположенным к принятию православия оказалось духовенство Минского и Вилейского уездов, вследствие смежности их с Белорусской епархией, в которой производились частные обращения при епископе Смарагде189.

Бывали случаи, что священники отказывались дать епархиальному начальству письменное согласие на присоединение к православию и не являлись по вызову в Жировицы. К ним применялись суровые меры: их перемещали на другие, худшие и более отдаленные приходы. Впрочем, были и такие, которые, приняв православие, оставляли духовный сан и выходили в светское звание. Упорство многих священников поддерживали их жены, католички и униатки, фанатически настроенные против православия. Но наибольшее сопротивление воссоединению с православием, как и следовало ожидать, было со стороны базилиан. Но сила базилиан была ослаблена тем, что многие базилианские монастыри были закрыты, причем монахи ушли в латинский обряд. К концу 1835 года число монахов в Литовской епархии сократилось до 170 человек. Сильно упорствовал базилианский центральный монастырь Святой Троицы в Вильно. Несмотря на предписания епархиального начальства, здесь служили читанные обедни на боковых престолах, не имевших иконостасов, до 1837 г. Почти все 20 монахов Троицкого монастыря фанатично ненавидели православных и называли их схизматиками, отщепенцами, "потэмпенцами", а православную веру ставили ниже еврейской и даже языческой. Они как духовники внушали подобные мысли простым людям, запрещая им, под угрозой анафемы, ходить в православные церкви. Надо отметить, что молодые монахи не были настроены столь фанатично. В то же время усиленно вели пропаганду против православия и Православной Церкви польско-латинские священники и монахи.

Более широкие масштабы имело движение против воссоединения в Белорусской епархии. 14 сентября 1838 года, в селе Церковне Дрисенского уезда, состоялось собрание униатских священников Витебской, Минской и Могилевской губерний, во главе с упорным противником воссоединения Иоанном Игнатовичем. Собравшиеся отслужили молебен, провели крестный ход вокруг церкви, пели религиозные песни на польском языке и увещевали многочисленную толпу молиться по католическому обряду. Игнатович и его сподвижник Томковид от имени 111 священников подали прошение императору с просьбой назначить им особого униатского архиерея. По совету епископа Иосифа Семашко оба зачинщика, Игнатович и Томковид, были высланы в Россию. Против воссоединения с Православной Церковью в Белорусской епархии в поддержку униатов выступали местные польские помещики. Над всеми виновными, противодействовавшими воссоединению, был произведен духовный суд, по которому 12 священников были низведены в причетники в Литовскую епархию, 8 отправлены в униатские монастыри и только 5 выслано в Россию.

В феврале 1839 года в Полоцк съехались униатские епископы на собор. 12 февраля того же года, в неделю Православия, в присутствии епископов: литовского Иосифа Семашко, белорусского Василия Лужинского и викарного епископа брестского Антония Зубко было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Акт гласил:

"Мы, благостiю Божiею, епископы и священный собор Греко-Унiатской Церкви в Россiи, в неоднократных совещанiях, приняли в разсужденiе нижеследующее: Церковь наша, от начала своего, была в единстве святыя Апостольскiя Православно-Кафолическiя Церкви, которая Господом Богом и Спасом нашим Iисусом Христом на Востоке насаждена, от Востока возсiяла мiру и доселе цело и неизменно соблюла божественные догматы ученiя Христова, ничего к оному не прилагая от духа человеческаго суемудрiя. В сем блаженном и превожделенном вселенском союзе Церковь наша составляла нераздельную часть Греко-Россiйскiя Церкви, подобно как и предки наши, по языку и происхожденiю, всегда составляли нераздельную часть русскаго народа Но горестное отторженiе обитаемых нами областей от матери нашей Россiи отторгнуто и предков наших от истинного кафолическаго единенiя, и сила чуждаго преобладанiя подчинила их власти Римской Церкви под названием унiатов". В акте дальше описывается история бедственного положения православных под властию Польши. "Посему, - писалось в акте, - в теплых сердечных моленiях, призвав на помощь благодать Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа и Святаго и всесовершающаго Духа, мы положили твердо и неизменно:

1. Признать вновь единство нашея Церкви с Православно-Кафолическою Восточною Церковiю и посему пребывать отныне, купно с вверенными нам паствами, в единомыслiи со святейшими восточными православными патрiархами и в послушанiи Святейшаго Правительствующаго Всероссiйскаго Синода. 2. Всеподданнейше просить благочестивейшаго Государя Императора настоящее намеренiе наше в свое Августейшее покровительство принять и исполненiю онаго к миру и спасенiю душ Высочайшим своим благоусмотренiем и державною волею споспешествовать, да и мы, под благотворным его скипетром, со всем русским народом совершенно едиными и неразнствующими устами и единым сердцем славим Трiединаго Бога, по древнему чину апостольскому, по правилам святых вселенских соборов и по преданiю великих святителей и учителей Православно-Кафолическiя Церкви.

В уверенiе чего мы, все епископы и начальствующее духовенство, сей Соборный акт утверждаем собственноручными нашими подписями и, в удостоверенiе общаго на сiе согласiя прочаго греко-унiатскаго духовенства, прилагаем собственноручныя же объявленiя священников и монашествующей братiи, всего тысячи трехсот пяти лиц.

Подлинный подписали:

Смиренный Iосиф, епископ литовскiй. Смиренный Василiй, епископ оршанскiй, управляющiй Белорусскою епархiею. Смиренный Антонiй, епископ брестскiй, викарiй Литовской епархiи. Дальше идут подписи разных должностных священных лиц. От Греко-униатской духовной коллегии, протоиереи: Игнатiй Пульховскiй, Iоанн Конюшевскiй, Лев Паньковскiй; от Литовской консистории, протоiереи: Антонiй Тупальскiй, Михаил Голубович, Плакид Янковскiй, Григорiй Куцевич, ректор семинарiи Ф. Гомолицкiй, эконом семинарiи игумен Iосаф Вышинскiй, инспектор семинарiи iеромонах Игнатiй Желязовcкiй, секретарь при литовском епископе iеромонах Фауст Михневич; от Белорусской консистории протоиереи: ректор духовной семинарiи Михаил Шелепин, Константин Игнатович, игумен Iосиф Новицкiй, инспектор семинарiи прот. Фома Малишевскiй, ключарь Полоцкого Софiйскаго собора Михаил Копецкiй, эконом семинарiи прот. Iоанн Щенснович, прот. Iоанн Глыбовскiй, iерей Iоанн Сченснович, Фома Околович, секретарь при епископѕ Антонiи iером. Петр Михалевич".

В день окончательного подписания Соборного акта 12 февраля, в неделю Православия, епископ Иосиф совершил торжественно обедню в Полоцком Софийском соборе и причастил лично всех наставников и семинаристов, а также немало прихожан. Во время литургии Иосиф поминал вместо папы всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен с многолетием.

Святейший Синод, рассмотрев, по повелению государя, Соборный акт и прошение униатского духовенства, постановил 23 марта 1839 года следующее: "Епископов, священство и духовную паству так именовавшейся доныне греко-унiатской церкви, по священным правилам и примерами святых отцев, принять в полное и совершенное общенiе Святыя Православно-Кафолическiя Восточныя Церкви и в нераздельный состав Церкви Всероссiйскiя; управленiе возсоединенных епарxiй и принадлежащих к ним духовных училищ оставить на прежнем основанiи". На докладе Синода по сему делу император Николай I написал 25 марта 1839 года: "Благодарю Бога и принимаю"190.

По случаю воссоединения вычеканена была медаль. На одной стороне изображен нерукотворный образ Спасителя с надписью: "Такова имамы первосвященника", а внизу: "Отторгнутые насилiем (1596) возсоединены любовiю (1839)". На другой стороне медали изображен крест Господень с надписью по сторонам: "Торжество православiя", а внизу: "марта 1839 г."

Так закончилось в Беларуси существование Брестской унии, причинившей много горя и бедствий белорусскому народу.

Взаимоотношения ВКЛ с Московским великим княжеством и Польшей. 10-09-2010, 16:00 |

Вторая половина ХШ - середина Х1У в.в. - период постоянных войн Великого княжества Литовского с крестоносцами. К 1384 г. Жмудь и часть литовских земель была присоединена к Тевтонскому ордену. Такую же агрессивную политику вел Орден в отношении к Польше. Все это объективно создавало условия для заключения постоянного государственного союза между ВКЛ и Польшей. Великий князь Ягайко ищет опору своей великокняжеской власти в союзе с Польшей, а та, в свою очередь, также нуждалась в крепкой королевской власти. Эти обстоятельства привели к заключению 14 августа 1385 г. Кревской унии. В белорусском местечке Крево великий князь литовский и русский Ягайко в присутствии польских послов подписали акт об унии (союзе) между ВКЛ и Польшей. Согласно договору был заключен династический брак великого князя ВКЛ Ягайло и польской королевы Ядвиги, в результате которого он становился королем Польши, переходил в католичество и обязался крестить по католическому обряду литовцев - язычников.

Акт Кревской унии не имел характера государственного договора, а был лишь письменным обещанием, данным ранее польскому двору посольством великого князя литовского во главе со Свидригайло в Кракове. Акт Кревской унии был утвержден 2 февраля 1386 г. на съезде двух сторон в Люблине и формально вошел в силу. Значение Кревской унии в сфере международных отношений заключается в том, что она заложила основы государственного союза и совместной борьбы ВКЛ и Польши против агрессии Тевтонского ордена [8, с. 43 -46; 8, с. 74 - 82].

Дальнейшие события в ВКЛ показали, что отношение к унии было неоднозначным. Ягайло издает привилей - грамоту о дополнительных правах и вольностях феодалов-католиков, делает шаги по расширению роли католической церкви. Унитарная политика Ягайло и присоединение к Польше вызвали недовольство удельных князей в самой династии Гедиминичей, литовской и белорусской знати православной веры. Удерживать власть в таких условиях одновременно и в ВКЛ и в Польше было сложно. В 1392 г. согласно Остриновскому соглашению Ягайло передал всю полноту власти в ВКЛ Витовту, а за собой оставил трон польского короля. ВКЛ гарантировалась самостоятельность в союзе с Польшей. Фактически была сорвана Кревская уния.

Великий князь Витовт (1392-1430) стремился разорвать вассальные отношения с польским королем. Ягайло начинает переговоры о возобновлении унии. В 1413 г. на съезде феодалов ВКЛ и Польши была подписана Городельская уния, подчеркнувшая ведущую роль феодалов -католиков. Но в отличие от Кревской унии, она предоставила всю полноту власти в ВКЛ великому князю Витовту.

На начало ХУ в. ВКЛ превращается в одно из крупнейших по своей территории государство Европы. Союз ВКЛ и Польши значительно укрепил обороноспособность обоих государств (победа в Грюнвальдской битве в 1410г). Однако Кревская уния принесла массу негативных явлений во внутреннюю жизнь ВКЛ. В 1432-1436 г.г. после смерти Витовта развернулась борьба между феодалами за великокняжескую власть с одной стороны, за независимую от Польши политику - с другой стороны. При Казимире Ягелончике (1440-1492) окончательно была ликвидирована уния с Польшей.

С конца ХУ в. Ощутимое влияние на внутриполитическую жизнь Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского оказывало соседнее Великое княжество Московское. Так, в 1481 г. был раскрыт заговор против Казимира в Киеве, во главе которого стоял слуцкий князь Михаил Олелькович, его двоюродный брат Федор Бельский и князь Гольшанский. Заговорщики хотели земли до Березины отнести к Московии [2, с. 117 - 122].

 

С этого времени проблема сепаратизма на землях восточнее Березины вставала неоднократно. Это явилось следствием драматического раскола в XШ-XV в.в в территориальных пределах ВКЛ единого комплекса белорусских земель на «собственно Литву» и «земли прислухаючие». На белорусских землях исторически создавался свой центр и своя периферия, что провоцировало местную знать периферийных земель искать более престижное положение в соседних державах. Так, с 1487 по 1493 г. на службу в Москву «вышли» князья Воротынские, Бельские, Мерецкие, Вяземские. «Выходили» они не с пустыми руками, а со своими уделами, которые с помощью военной силы присоединились к восточному соседу. В конце 90-х годов XV в. на сторону Москвы перешли князь Семен Бельский, Семен и Иван Можайские, Василий Шемятич. Под властью Москвы оказались богатые помежные земли, что, естественно, не могло не привести к военному конфликту. 14 июля 1500 г. на р. Ведроши (река на Смоленщине) состоялась битва войск ВКЛ и Московии, в результате победы Московской державы был подписан мирный договор 1503 г. К Москве отошли официально Чернигов, Новгород -Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценск. В 1506-1508 гг. вновь возобновились военные действия между двумя государствами, но конкретных результатов не принесли.

Первая половина XVI в. была заполнена войнами с Московским княжеством. Вся захватническая политика Московии проходила под идеологическим прикрытием защиты православия. Объявив себя не только преемницей Древней Руси, но теперь и крестницей Византии и главой всех православных христиан Восточной Европы, она объявляет, что все восточнославянские земли ВКЛ являются вотчиной Московии.

В 1508 г. вспыхнул мятеж Михаила Глинского, целью которого являлось образование самостоятельного от Великого княжества государства, ядром которого стали бы восточные белорусские и украинские земли. Умело была разыграна заговорщиками антикатолическая карта. Мятежники нашли поддержку в Москве, которой были выгодны разного рода «взбунтования» на землях западного соседа. Несколько месяцев отряды Глинского пытались закрепиться на территории от Менска до Гомеля и Мстиславля. Мятеж окончился поражением, а сам князь Глинский был вынужден искать спасения в Москве.

В 1512 г. возобновились военные действия между ВКЛ и княжеством Московским. В это время была организована под эгидой Великого княжества Московского и Священной Римской империи антия геллоновская коалиция из семи европейских государств. В ее стратегических планах был раздел Восточной Европы, в результате которого белорусские земли должны были оказаться в составе Московской державы. Победа под Оршей 8 сентября 1514 г. войска ВКЛ под предводительством Константина Острожского позволила на время приостановить территориальную экспансию на запад Москвы.

Пограничные войны с Московией оказывали непосредственное влияние на внутриполитическое положение ВКЛ. Дело в том, что московская политика в отношении западного соседа базировалась на идее обороны православия. Это вынудило великокняжескую власть пойти на значительные перемены во внутренней политике. С начала ХУ1 в. проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия ВКЛ независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Повышается роль православной знати. Была отменена статья Городельского привилея 1413 г., закрепившая представителем православного вероисповедания занимать высшие должности в аппарате центрального и местного управления. Равенство в правах всей шляхты «веры христианской» нашло отражение в Статусе ВКЛ 1588 г.

К середине ХУ1 в. ВКЛ вынуждено было признать растущую мощь Русского государство. Логика борьбы с ним и международная обстановка заставляли ВКЛ идти на более тесные связи с Польшей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.