Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества с ограниченной (ООО) и дополнительной ответственностью 2 страница




Участник ООО вправе самостоятельно распоряжаться своей долей как имуществом путем совершения любых гражданско-правовых сделок. При этом, однако, не должны быть нарушены интересы общества с ограниченной ответственностью и других его участников. Статьи 21, 22 Закона установили правила распоряжения долями, учитывающие особый характер отношений в обществе со значительными элементами личной заинтересованности, - участники заинтересованы в том, чтобы не допустить в состав общества нежелательных лиц. В связи с этим участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю либо часть ее одному или нескольким участникам данного общества без каких-либо ограничений. Отчуждение доли третьим лицам может быть запрещено уставом общества*(144). Но и в том случае, когда такого запрета нет, уступка доли третьему лицу может быть осуществлена лишь с соблюдением специального порядка, установленного законом.

В случае продажи доли одним из участников общества третьему лицу остальным принадлежит преимущественное право покупки на условиях, предусмотренных соглашением с третьим лицом. Закон устанавливает обязанность предупреждения участников общества о продаже и определяет последствия отчуждения доли без соблюдения преимущественного права покупки. По общему правилу, на отчуждение доли иным способом, нежели продажа, согласия общества не требуется, но уставом может быть предусмотрена необходимость предварительного получения такого согласия. Речь идет, очевидно, о дарении доли. Такое же правило установлено на случай наследования доли, принадлежавшей физическому лицу, и переходу доли юридического лица при его реорганизации в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (лицам). Приобретение доли означает не только переход имущественного права, но и приобретение права участвовать в управлении делами общества, а это может затрагивать интересы остальных участников. Поэтому при безвозмездном приобретении права на долю, если в уставе записана обязанность получить предварительное согласие на отчуждение, закон предоставляет приобретателю (одаряемому, наследнику и др.) право получить денежный эквивалент доли (ст. 23 Закона). При отчуждении доли с торгов согласия не требуется и преимущественное право покупки у других участников общества отсутствует.

Уступка доли (части доли) совершается в простой письменной форме, если уставом не предусмотрено нотариальное удостоверение сделки. Несоблюдение формы влечет недействительность сделки. К приобретателю доли переходят все права и обязанности отчуждателя, возникшие до уступки доли, за исключением дополнительных прав, предоставленных в порядке, определенном п. 2 ст. 8 Закона, и дополнительных обязанностей, установленных в соответствии с п. 2 ст. 9. Указанные дополнительные права и обязанности устанавливаются либо для всех участников общества, либо индивидуально для отдельного участника уставом общества или решением общего собрания.

Право на долю, точнее на ее имущественную составляющую, может быть предметом залога в соответствии с п. 1 ст. 336 ГК. Условия залога своей доли или ее части участником общества определены ст. 22 Закона: другому участнику можно заложить долю в любом случае, постороннему лицу - если залог не запрещен уставом, с согласия общего собрания. Право на долю входит в состав имущества участника общества и при обращении взыскания на это имущество по его личным долгам может оказаться объектом взыскания, однако исходя из интересов общества - только при недостаточности другого имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Доля участника в уставном капитале является расчетной основой для выплаты доли чистой прибыли, причитающейся участнику по итогам коммерческой деятельности общества за определенный период времени (квартал, полугодие, год). Предназначенная для выплаты участникам часть прибыли распределяется пропорционально долям, и этот порядок может быть изменен только единогласным решением всех участников общества. В ряде случаев, предусмотренных ст. 29 Закона, распределение прибыли между участниками не может быть произведено (общество отвечает признакам несостоятельности в соответствии с Законом о банкротстве, не оплачен полностью уставный капитал и т.д.).

Интересы общества и его участников защищают, помимо прочих положений Закона, также нормы ст. 45 о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность члена совета директоров и иных, указанных в ней лиц, и ст. 46 о порядке совершения крупных сделок.

5. Прекращение общества с ограниченной ответственностью. Деятельность общества может быть прекращена в результате реорганизации (ст. 51-56 Закона) или ликвидации (ст. 57-58 Закона).

Существо реорганизации - в переходе прав и обязанностей реорганизуемого общества (обществ) к иным обществам в порядке универсального правопреемства. К правопреемнику может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемого общества либо часть их. Реорганизация общества, как правило, является добровольной. Исключения предусмотрены п. 2 ст. 57 ГК и правилами других нормативных актов. Принудительная реорганизация предусмотрена Законом о конкуренции. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов (в том числе, обществ) допускается в тех случаях, когда они занимают доминирующее положение в определенной отрасли, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их деятельность приводит к существенному ограничению конкуренции.

Формами реорганизации закон называет слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Преобразование стоит несколько особняком: по сути здесь отсутствует правопреемство, остается существовать один и тот же субъект гражданского оборота, изменивший лишь внутреннюю структуру и некоторые внешние параметры. Преобразование ООО допускается лишь в АО, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Реорганизация общества не должна привести к невыгодным последствиям для его кредиторов. В любом случае реорганизации для кредиторов возникает определенный риск. Он меньше в случаях слияния, присоединения или преобразования по сравнению с разделением или выделением. В первой группе случаев кредитору все же противостоит один должник, один субъект правопреемства, что облегчает возможности взыскания. Во второй группе случаев перед кредиторами два или более должников. Будут ли соблюдены интересы кредитора при составлении разделительного баланса согласно п. 3, 4 ст. 58 ГК? Но и в случаях присоединения или слияния для кредитора небезразлично, субъекты какого уровня кредитоспособности присоединятся к обществу, являющемуся его должником. В интересах кредиторов установлено, что решение о реорганизации, принятое обществом, в письменной форме сообщается кредиторам в 30-дневный срок со дня его принятия. Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Ликвидация ООО возможна либо в добровольном порядке, либо по решению суда при наличии к тому установленных законом оснований. Решение суда о ликвидации может быть принято в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Согласно ст. 65 ГК основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом), а также особенности ликвидационной процедуры определены Законом о банкротстве. В отличие от ликвидации АО, где инициатором постановки вопроса на общем собрании акционеров может быть лишь совет директоров (наблюдательный совет), решение общего собрания ООО о ликвидации общества может быть принято по предложению совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или участника ликвидируемого общества (п. 2 ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В этом - одно из проявлений учитываемого Законом личного элемента в отношениях между участниками общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (открытое и закрытое)

Порядок создания по инициативе учредителей
Учредительный документ Устав
Состав участников (акционеров) Граждане и юридические лица; может быть одно лицо. Кол-во участников закрытого общества – не более 50, а открытого – неограниченно.
Уставный капитал Состоит из стоимости вкладов (долей) участников, оформленных акциями. Закрытое общество – размер уставного капитала не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в открытом – не менее 1000 минималок. Акционеры открытого общества вправе свободно продавать и покупать акции
Ответственность участников Акционеры не отвечают по обязательствам ОА, а несут риск убытков в пределах стоимости акций
Управление Высший орган – собрание участников; исполнительный орган – правление, директор; может быть создан наблюдательный орган – совет директоров
Распределение прибыли Пропорционально стоимости акций

 

Понятие и учреждение. Акционерным признается хозяйственное общество, образованное лицами, соединившими свои капиталы в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, выраженных в ценных бумагах - акциях. АО - разновидность коммерческой организации корпоративного характера, обладающей правами юридического лица. Участники АО - акционеры - обладают по отношению к АО обязательственными правами, закрепленными в акциях. Ответственность акционера по обязательствам АО ограничивается стоимостью его акций, по существу стоимость акции определяет пределы предпринимательского риска акционера. Субъектом права собственности на денежные средства и иное имущество, внесенное учредителями и акционерами в АО, является само АО как юридическое лицо.

После 1917 г. и широкой национализации промышленности акционерное движение в России к середине 1918 г. сошло на нет. Однако с переходом к нэпу интерес к различным формам предпринимательской деятельности вновь возродился. До принятия ГК 1922 г. следует отметить отдельные, можно сказать, предварительные шаги, создавшие предпосылки для появления в ГК комплекса норм о торговых товариществах. Закон от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР"*(145) предоставил всем правоспособным гражданам возможность организовывать промышленные и торговые предприятия, в том числе АО.

С 1 января 1923 г. на территории РСФСР вступил в действие ГК, в котором содержались основные нормы, регулирующие правовое положение и деятельность АО. ГК обозначал АО терминами "акционерные товарищества" и "паевые товарищества". В ст. 322 ГК было дано определение АО: "Акционерным (или паевым) признается товарищество (общество), которое учреждается под особым наименованием или фирмою с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций), и по обязательствам которого отвечает только имущество общества". Форма АО была использована и для государственных организаций, акции которых могли принадлежать исключительно государству. В связи с почти полным огосударствлением народного хозяйства нормы ГК о торговых товариществах утратили силу и перечень видов юридических лиц в ст. 24 ГК 1964 г. вообще не упоминает о торговых товариществах.

Переход России на пути рыночной экономики потребовал возрождения организационно-правовых форм, способных обеспечить беспрепятственное развитие предпринимательства. Использование формы АО стало одним из важнейших инструментов приватизации государственных и муниципальных предприятий. Восстановление законодательства об АО началось с утверждения Советом Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. Положения об акционерных обществах.

Часть первая ГК РФ, принятая в 1994 г., и созданный на основе гл. 4 ГК Закон об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. урегулировали отношения, связанные с учреждением и деятельностью АО.

Закон об акционерных обществах подлежит применению ко всем АО, действующим на территории России. Особенности создания и правового положения АО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также обществ, образованных на базе предприятий и организаций агропромышленного комплекса, должны определяться специальными федеральными законами*(146).

Создание АО возможно либо путем учреждения ранее не существовавшего АО, либо путем реорганизации действующей коммерческой организации. По существу реорганизация является формой прекращения юридического лица, заключающейся в том, что вместо одного (или нескольких) субъектов гражданского оборота в нем появляется новое лицо, унаследовавшее в том или ином объеме права и обязанности, принадлежавшие правопредшественнику. Необходимым условием приобретения АО прав юридического лица является его государственная регистрация в органах юстиции*(147). Создание АО представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, - учредителями. В качестве учредителей могут выступать как граждане, так и юридические лица. Учреждения, финансируемые собственником, могут быть участниками АО с разрешения собственника. Решение о создании АО принимается учредителями совместно и единогласно, но Закон допускает создание АО одним лицом и тогда достаточно волеизъявления этого лица. Учредительное собрание принимает решение по трем основным вопросам: создание АО, утверждение его устава, избрание органов управления. По важнейшим вопросам решения принимаются единогласно. Решение о формировании органов управления принимается большинством в три четверти от числа голосов, принадлежащих учредителям в соответствии с общим количеством голосующих акций, причитающихся им с учетом их имущественных вкладов.

Закон различает две разновидности АО - открытые и закрытые. Открытые АО (ОАО) вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции, число акционеров в них не ограничено, акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров. В закрытых АО (ЗАО) число акционеров не должно превышать пятидесяти, акции распределяются среди учредителей или заранее ограниченного круга лиц, акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества (подробные разъяснения по поводу преимущественного права на приобретение акций в ЗАО содержатся в п. 7 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8). Уставный капитал ЗАО не может быть менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. Для ОАО размер уставного капитала - не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда.

Возможность иметь неограниченное число учредителей и акционеров в ОАО создает условия для мобилизации значительного капитала, обеспечивающего решение крупных хозяйственных задач. Ограничение числа акционеров ЗАО сближает эту форму хозяйственных обществ с обществами с ограниченной ответственностью и создает преимущество обозримости персонального состава АО, а это может иметь значение как для внутренних отношений в АО, так и для отношений с внешними партнерами.

Единственным учредительным документом АО является его устав. Заключаемый учредителями общества договор о его создании представляет собой договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) и к учредительным документам не относится (см. п. 3 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8). Устав представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся между акционерами и органами управления АО. Его юридическая сила, обязательность для всех акционеров и органов АО основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на последующей государственной регистрации АО. Закон дает примерный перечень сведений, которые должны содержаться в уставе, учредители вправе также включить в устав любые не противоречащие закону пункты.

В уставе различаются положения информационного и нормативного характера. Информация, которую заинтересованное лицо может получить из устава, должна давать полное представление об АО как субъекте гражданского права, т.е. прежде всего индивидуализировать АО, характеризовать основные направления его деятельности, отражать состояние его имущества. Устав определяет права акционеров по различным категориям акций. В нем закрепляется организационное строение АО, определяется структура органов и нормируется порядок их формирования и деятельности.

Защищая интересы акционеров, Закон установил, что только в уставе, принимаемом единогласно, могут быть предусмотрены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, или их общей номинальной стоимости для одного акционера. Допускается также уставное ограничение максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру, независимо от количества имеющихся у него акций. Изменения и дополнения в устав АО вносятся по решению общего собрания акционеров и приобретают силу с момента их государственной регистрации.

Особой разновидностью АО, занимающей промежуточное место между акционерными обществами и производственными кооперативами, является так называемое народное предприятие - акционерное общество работников предприятия*(148).

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(149) (далее - Закон о народных предприятиях) принят в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона об акционерных обществах, где имеется упоминание об "иных федеральных законах", действие которых может распространяться на акционерные общества, обладающие определенными особенностями по сравнению с общими положениями Закона об акционерных обществах. Нормы Закона о народных предприятиях должны обеспечить непосредственное участие в управлении акционерным обществом не только акционеров, но и тех работников предприятия, которые акционерами не являются. Предписывается также система мер, ограждающих акционеров и работников от возможных злоупотреблений со стороны лиц, входящих в органы управления народного предприятия. При этом реализация поставленных целей начинается уже с процедуры создания акционерного общества работников (народного предприятия).

Акционерные общества работников (народные предприятия - НП) создаются только путем преобразования коммерческой организации - хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива. Не могут быть преобразованы в НП государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала (ст. 2 Закона о народных предприятиях). Предполагается, что в последнем случае влияние работников на дела предприятия окажется недостаточным. Решение о преобразовании принимают участники существующей коммерческой организации.

Особенность создания НП состоит в том, что для этого необходимо волеизъявление не только участников коммерческой организации, преобразуемой в НП, но и согласие работников этой организации, т.е. лиц, состоящих с организацией в трудовых отношениях. Участники принимают решение о создании НП большинством в три четверти голосов. Закон о народных предприятиях не указывает, каким большинством должны выразить свое согласие работники коммерческой организации. Следует считать, что для действительности согласия необходимо не менее трех четвертей голосов всех работников, включая и тех, которые являются участниками преобразуемой коммерческой организации. Следующим этапом создания НП является заключение договора между работниками, выразившими согласие на учреждение народного предприятия, пожелавшими стать его акционерами, и участниками преобразуемой коммерческой организации. Работники, не согласившиеся на преобразование коммерческой организации, в договоре не участвуют и акционерами НП не становятся.

Договор о создании НП должен содержать в себе сведения, общие для договоров об учреждении АО (п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах), и, кроме того, сведения о количестве акций, которыми может владеть в момент его создания каждый работник, в том числе, являющийся участником преобразуемой коммерческой организации и решивший стать акционером НП; каждый участник коммерческой организации, не являющийся ее работником; каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой организации, и/или юридическое лицо. Должна быть также указана денежная оценка акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации, условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием его акций у акционеров в целях соблюдения требований Закона о народных предприятиях и условий договора о его создании. Необходимо определить формы оплаты акций НП или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции НП каждым акционером в момент создания НП.

Если для АО единственным учредительным документом в соответствии с п. 3 ст. 98 ГК является устав, то для деятельности НП большое значение приобретает также договор о создании. Договор о создании АО, предусмотренный п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах, определяет отношения учредителей в период создания общества, а договор о создании НП распространяет свое действие и на время его существования. Договор об учреждении АО регулирует совместную деятельность учредителей в процессе создания общества. Действие этого договора прекращается после достижения поставленной сторонами договора цели.

Договор о создании НП не прекращает своего действия после государственной регистрации предприятия. Об этом свидетельствуют его обязательные условия, перечисленные в п. 1 ст. 3 Закона о народных предприятиях. Так, согласно п. 5 ст. 4 этого Закона договором о создании НП доля акций предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности в момент его создания участники преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее работниками, может быть на срок до пяти лет определена иначе, чем это предусмотрено в п. 5. Таким образом, указанный договор урегулирует внутренние отношения в НП на срок до пяти лет после его создания. Аналогичное действие договора в отношении доли акций НП, которые могут принадлежать одному работнику, предусмотрено п. 6 ст. 4 Закона о народных предприятиях. Означает ли сказанное, что договор о создании НП должен быть отнесен к числу учредительных документов этого юридического лица? Если НП есть акционерное общество, а это обстоятельство отражено даже в названии закона - об особенностях положения акционерных обществ работников, то на поставленный вопрос следует дать отрицательный ответ, а соответствующие положения Закона о народных предприятиях, в которых действие договора о создании предприятия распространяется и на его деятельность, признать нарушающими правила п. 3 ст. 98 ГК.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о народных предприятиях договор должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами НП. Реализация этого правила может вызвать определенные практические трудности при значительном числе лиц, решивших стать акционерами, так как численность акционеров НП может достигать 5000. При большом числе лиц, пожелавших стать акционерами, возможно подписание договора по доверенности, выдаваемой определенным числом указанных лиц одному из них в качестве уполномоченного на подписание договора. Лица, выдающие доверенность, являются сторонами в многостороннем договоре, имеющем целью создание НП. Представляется, что такая доверенность должна быть нотариально удостоверена.

2. Имущество. Основой коммерческой деятельности АО является уставный капитал, составляемый из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Формирование уставного капитала происходит в процессе учреждения АО путем оплаты акций. Акции могут быть оплачены деньгами, ценными бумагами (векселями, чеками, варрантами и др.), другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. В числе имущественных прав следует упомянуть исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и пр.). Коммерческую ценность может иметь и определенная информация (коммерческая тайна), которая также включается в оплату акций. Оценка имущества (в том числе имущественных прав) производится по рыночной цене. Рыночной признается цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его покупать, был бы согласен его приобрести.

В АО в обязательном порядке создается резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков АО, погашения его облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Расходование средств резервного фонда на другие цели не допускается. Уставом может быть предусмотрено формирование еще одного специального фонда - фонда акционирования работников общества, расходуемого на приобретение акций с последующим размещением их среди работников АО. Закон не называет каких-либо иных фондов, но и не запрещает их создания. Исходя из этого не исключается возможность включения в устав и иных целевых фондов.

Уставный капитал, зафиксированный при создании АО, в дальнейшем может подвергнуться изменению - увеличению или сокращению. Эти обстоятельства отражаются в уставе и регистрируются как изменения в нем. Решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием или советом директоров, если такие полномочия предоставлены ему уставом. Решение об уменьшении может быть принято только общим собранием акционеров. Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций либо размещения дополнительных акций, уменьшение - путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества. Сокращение общего количества акций допускается, в частности, путем приобретения собственных акций, которые погашаются при их приобретении. АО не вправе принимать решение о приобретении части размещенных акций, если в результате в обороте останутся акции общей номинальной стоимостью менее установленного законом уровня уставного капитала. Выкуп акций производится не только на основании решения об уменьшении размера уставного капитала, но и по требованию акционеров в случаях, предусмотренных законом. Владелец голосующих акций вправе требовать выкупа своих акций, если принято решение о реорганизации общества или совершении крупной сделки, а он голосовал против реорганизации или совершения сделки либо не принимал участия в голосовании. Такое же право принадлежит владельцу голосующих акций в случае принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав АО или утверждения устава в новой редакции, в результате чего его права оказались ограничены.

3. Органы управления. Важнейшим в деятельности любого корпоративного образования является вопрос о формировании его воли как единого субъекта гражданского оборота. Предусмотренная Законом структура органов АО призвана обеспечивать интересы акционеров, возможность реально влиять на хозяйственную деятельность АО. Создана своеобразная система "сдержек и противовесов".

В Законе определена компетенция органов управления АО. Ее перераспределение между органами не допускается, кроме ограниченного числа случаев, указанных в Законе. Так, уставом может быть предусмотрено, что образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, которые диспозитивной нормой закона отнесены к компетенции общего собрания акционеров, входят в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета). То же относится к решению вопроса об изменении устава в связи с увеличением уставного капитала. Со своей стороны совет директоров не вправе передавать свои исключительные полномочия исполнительному органу.

Главным органом акционерного общества является общее собрание акционеров, формирующее исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция - коллегиальные исполнительные органы, или директор, генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Текущая деятельность исполнительных органов находится под контролем создаваемых общим собранием акционеров совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора). Закон о народных предприятиях в качестве органов также называет общее собрание акционеров (ст. 10 и 11), наблюдательный совет (ст. 12), генерального директора (ст. 13) и ревизионную (контрольную) комиссию (ст. 14).

Компетенция общего собрания определена ст. 48 Закона об акционерных обществах. Решение ряда важнейших вопросов деятельности общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров - они не могут быть переданы для решения ни исполнительному органу АО, ни наблюдательному совету (совету директоров). На решение наблюдательного совета (совета директоров) возможна передача лишь вопросов о внесении изменений и дополнений в устав, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со ст. 12 и 27 Закона.

Общее собрание акционеров в обязательном порядке созывается ежегодно в сроки, определяемые уставом, с соблюдением сроков, установленных законом. Внеочередное общее собрание созывается советом директоров (наблюдательным советом) по собственной инициативе, а также по требованию ревизионной комиссии (ревизора) АО, аудитора общества, акционера (акционеров), которому (которым) принадлежит не менее чем 10% голосующих акций. Собрание может быть проведено как с присутствием акционеров, так и путем проведения заочного голосования (опросным путем). Заочным голосованием могут быть решены многие вопросы жизни АО за исключением избрания совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), утверждения аудитора общества, рассмотрения и утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.