Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Illlllllllllllll 3 страница




н Вечный ребенок

Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, рассчитывает на покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки», страдая при этом от собственного бессилия и беспомощности.

Приведенные в этих психологических портретах характеристики могут взаимодополнять образы матерей или их тенденции в отношениях к детям. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно все негативное, что так ярко проявлялось в личности матери, обязательно даст о себе знать в таких же отрицательных чертах характера и в поведении ее ребенка.

Однако не следует забывать и о том, что наряду с матерью существенное влияние на развитие ребенка оказывает и его отец. Отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни. Но он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, дисциплины, путешествий, приключений и т. п. Отец указывает ребенку дорогу в мир. И конечно, первостепенное значение при этом имеет личность отца.

Дети, особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения,

14*

^__ Раздел 3 ^шш.т,^^^тш^^ш,^^^я^^^т^^^я^^тшя^.^^^шт

накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру. Следует особо отметить, что если положительный пример родителей, и в первую очередь отца, не всегда является образцом для подражания, то отрицательное, как правило, быстро перенимается детьми (грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам.

Подтверждением может служить такой пример. Отец всегда отличался мстительностью, злобой, злопамятностью. С начальниками был угодлив, подхалимничал, с подчиненными — груб, ехиден, изводил их мелкими придирками. Если что-то было не по нему, кричал, громко хлопал дверью, даже дрался (в тех случаях, когда был уверен в своей безнаказанности). В доме был тираном и деспотом, обстановка в семье была невыносимой, скандалы следовали один за другим, жена несколько раз уходила из дома, но потом, жалея детей, возвращалась. И поначалу детей действительно было жалко. Но с годами они стали драться по поводу и без повода, в драке норовили ударить побольнее, не прощали обид. Росли хмурыми, недовольными, подозрительными, улыбались редко. Соседские ребята старались держаться от них подальше, не связываться. А в школе мальчики учились неплохо: были усидчивы, добросовестны. Правда, изредка срывались, но уважали силу и поэтому с учителями не конфликтовали. Зато одноклассникам от них доставалось. Очевидно, что поведение сыновей стало ко-' пией поведения их отца.

В неблагополучных семьях нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения — еще один механизм формирования уродливого характера. Так, в семье, где отец злоупотребляет спиртным, он и сына приучает пить и драться, доказывая ему, что только так и должен вести себя настоящий мужчина.

Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная также подражанием родителям. Дети лгут, а порой им нравится уличать во лжи своих родителей. Это является для детей самым веским оправдательным аргументом, если взрослые попытаются наказать их за обман. Некоторые родители неумышленно порождают

Трудности семейного воспитания

детскую ложь собственным примером, поэтому им не мешало бы более серьезно отнестись к таким вопросам детей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?»

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

Педагоги выделяют несколько типов детей, закономерности формирования характера которых обусловлены особенностями семейного микроклимата и поведением взрослых, прежде всего родителей, которые своим примером оказывают деструктивное воздействие на становление личности ребенка.

Лицемерный тип воспитывается семьей, где за глаза говорят одно, а в глаза — другое, проявляя лицемерие, двойную мораль, хвастаются своей ловкостью в достижении собственной выгоды и демонстрируют пренебрежение к людям.

Честолюбивый тип формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия и превосходства над другими.

Добродушный тип спокоен, внимателен, не терпит зла и насилия, защищает других. Он не любит подарков, не обращает внимания на свою внешность и одежду. Там, где между супругами сложились отношения спокойной любви, где постоянно объясняют, почему следует поступать так, а не иначе, где приучают к посильному труду, и вырастает ребенок добродушного типа. Членам таких семей присущ альтруизм, гуманность, чувство сопереживания с другими людьми.

Мягкозабитый тип (заласканный) лишен инициативы, в нем сильно развито стадное чувство, как правило, он находится под влиянием сильного. Выдаст друга не из-за выгоды, а потому что спросили. Сам не может решить простой проблемы. Ребенок такого типа вырастает в семье, где все

 

Раздел 3

делалось за него, удовлетворялись все его желания, где ребенка без конца ласкали, угождали ему, стараясь сделать тихим, смирным, послушным. У такого ребенка воля, инициатива подавлены, но сформирован эгоизм.

Злостнозабитый тип угрюм и подозрителен к старшим, на ласки отвечает резкими движениями. Движения вообще угловаты и резки. Друзей не выдаст, склонен мучить животных. Любит зрелища, связанные с дракой, травлей животных. Развивается в семье, где царит жестокость и отсутствует ласка, где оба родителя считают, что главный принцип воспитания — держать ребенка в строгости.

Угнетенный тип смирен и тих, озабочен и скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Стойко переносит лишения и преодолевает препятствия. Надежный товарищ. Нечестолюбив и, найдя дело, обязательно доводит его до конца. Спокоен и наблюдателен. Всегда стремится с лихвой оплатить услугу. Правдив и строг в исполнении обязанностей. Дети подобного типа растут в трудолюбивой, дружной семье.

Не все вышеназванные характерологические особенности детей того или иного типа следует воспринимать как непреложную истину. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что взаимоотношения в семье и личность родителей являются важными факторами формирования личности ребенка.

Известно, что социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, т. е. программируют себя по образу и подобию взрослых, и в первую очередь родителей, что связано с рядом причин. Во-первых, основы личностного становления человека закладываются в раннем детстве, когда значимыми людьми для него являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведения. Во-вторых, родители имеют возможность влиять на развитие ^-концепции ребенка, поскольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего малыша в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Требования, предъявляемые к жизни родителями, форма, в которой эти требования реализуются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом, — все это воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает особое значение именно потому, что исходит от людей, которым он доверяет.

1!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.