Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авдеева Н.Н. 2 страница




Трудности семейного воспитания

с окружающими, эгоистическую жизненную позицию, крайнюю неустойчивость интересов и стремлений, резкие перемены в настроениях и желаниях, противодействие воспитательным влияниям. Среди поведенческих девиаций выделяют лживость, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств (аддиктивное поведение), побеги детей и подростков из дома, уход в религиозные культы; бродяжничество как следствие детской безнадзорности, аутоагрессив-ное поведение (т. е. покушение на собственный организм, вплоть до крайних появлений — самоубийства).

Аддиктивное поведение

Девиантные формы поведения больше всего характерны для Подростков, которые в силу возрастных особенностей отличаются выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Поэтому и поведение их также неустойчиво, спонтанно и ситуативно. Подросток нередко совершает проступок просто потому, что внешнее давление референтной группы в определенной ситуации оказывается доминирующим (так, он присоединяется к сверстникам в асоциальных поступках из чувства товарищества или боязни показаться трусом). Иной характер приобретает у подростков лживость. Если дошкольник и младший школьник, обманывая старших и товарищей, не преследует таких целей, которые ущемляли бы интересы окружающих, а чаще всего фантазируют в силу особого склада своей психики, то в подростковом возрасте и на подходе к нему ложь становится сознательным уклонением от истины в неблаговидных целях.

В основе лжи, по мнению психологов, чаще всего лежит страх перед наказанием и правдой, выяснение которых может скомпрометировать подростка. Иногда причинами лжи являются хвастливость, стремление компенсировать возникшую или имеющуюся уже нравственную ущербность, а также круговая порука, неправильное понимание дружбы.

Преодолевается лживость главным образом педагогическими мерами: доверием, внушением неизбежности разоблачения

Раздел 3

обмана, устранением боязни расплаты за допущенные проступки, разъяснением асоциальной сущности лжи.

Часто лживость проявляется у подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. У подростков, начинающих пить спиртное, большую роль в этом играют механизмы подражания и просто любопытство. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации. Девочки чаще пьют тайком или в компании старших подростков. Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы молодежной субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Подростковая наркомания, как и пьянство, связана с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Согласно наблюдениям врачей-наркологов две трети молодых людей приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что там, за гранью запретного. Иногда первую дозу им навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с влиянием группы и подражанием старшим. В настоящее время влияние алкоголизма, наркомании родителей на потомство признано неоспоримым. У детей, чьи родители больны алкоголизмом или наркоманией, как считают специалисты, повышен биологический риск развития химической зависимости. Кроме того, у этих детей могут быть выявлены повышенная возбудимость, агрессивность, депрессии, психопатия. Попытка справиться с эмоциональными и психическими проблемами может подтолкнуть этих детей к поиску и употреблению наркотика, что замыкает круг. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения подростки часто проявляют жестокость и агрессивность. Нередко изощренная жестокость проявляется также у жертв гиперопеки, у избалованных подростков, не имевших в более раннем

Трудности семейного воспитания

возрасте возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки («меня все считают слабым, а я вот что могу»).

Уход из дома

С самого начала употребления спиртных напитков или нар-котических препаратов у подростков на фоне двигательной расторможенности отмечается неожиданное, непрогнозируемое поведение, внешне напоминающее импульсивные действия. Социальная дезадаптация у них наступает быстрее, чем у взрослых. Прием психоактивных веществ обычно сопровождается уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, пра-ig вонарушениями, постепенно усиливаются и нарастают кон- {'< фликты со сверстниками и взрослыми. Уход из дома может,•' носить демонстративный характер или отражает боязнь нака-•{* зания. В таких случаях беглецы стараются находиться неда- леко от дома, в тех местах, где их будут искать или наверняка 1' обратят на них внимание. Но если этого не случится, если под-ч{ ростку придется провести ночь вне дома или последует не- <\ правильная реакция взрослых на его уходы, наказания, то -'; в дальнейшем эти формы поведения могут закрепиться и ста-,, нут проявляться при незначительных поводах. В дальнейшем подобные уходы могут быть связаны с асоциальным поведе-* нием подростков.

Л

4< • Уход в религиозные

•\ общины

1'Г

$} Одной из форм отклоняющегося поведения детей является

*, их разрыв с родительской семьей и уход в религиозные общи-Ч ны. Подобная форма протеста детей против стремления ро-',• дителей ограничить их самостоятельность появилась сравни-? тельно недавно, с начала 90-х гг., когда на территории нашей ', страны активизировали свою деятельность не только отечественные, но и многие зарубежные религиозные организации. В последние годы уход детей и подростков в религиозные

Раздел 3

 

общины приобретает массовый характер. Чаще всего они связывают свою судьбу с так называемыми альтернативными религиями, оказываются вовлеченными в нетрадиционные религиозные культы.

Человек, связывающий свою жизнь с какой-либо религиозной организацией, исходит из ряда потребностей, присущих ему как личности, сформированной в конкретных социальных условиях. Основная часть взрослых людей, приходящих в общество верующих, ощущает бессмысленность своего существования и надеется обрести здесь конкретную и определенную цель жизни. Что касается детей, то их стремление в религиозную организацию зачастую обусловлено семейным неблагополучием, порождающим у них неудовлетворенность своим существованием. Во-первых, это может быть связано с так называемой авторитарной моделью внутрисемейных отношений, когда активность детей ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на неугодные родителям увлечения, на выбор друзей и пр.). Возникающий в таких условиях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. До поры до времени ребенок мирится с этим положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме. Попытка порвать со своей семьей в этом случае расценивается как стремление самостоятельно решить свою судьбу или как желание отомстить родителям.

Во-вторых, уход детей в религиозные общины является их реакцией и на такой тип семейных отношений, когда родители любят своих детей, однако любовь эта проявляется исключительно в тех случаях, когда дети играют удобные для родителей роли: заботливый сын, прилежный ученик, хозяйственная дочь, талантливый музыкант и т. д. В таких семьях власть родителей превращается в скрытые (чаще всего неосознанные) манипуляции, цель которых — заставить детей решать психологические проблемы родителей (например, страх одиночества, боязнь потерять опору, разочарование в собственных способностях). Суть манипулирования заключается в том, что желаемое поведение ребенка всячески поощряется, а другое, противоречащее личным потребностям родителей, подавляется разными способами. Это могут быть апелляции к чувству долга, упреки и обиды, жалобы на плохое здоровье и т. д.

 

Трудности семейного воспитания

в Чаще всего такие манипуляции прекрасно действуют, и ре-

чи бенок может долгое время отказывать себе в желаниях, * противоречащих родительским потребностям. Когда же внут- j ренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза «срыва. При этом желание жить своей жизнью неизбежно щ сопровождается гипертрофированным чувством вины, вну-| шенным родителями. Религиозные общества в этом случае sf предоставляют ребенку возможность освободиться от влияния ?1 родителей и избавляют его от внутренней ответственности | за свой выбор, поскольку оправдывают его священными це- Ц лями.

I Конечно, помимо желания бежать из домашнего плена су-

| ществует множество других причин, приводящих к разрыву ] отношений между родителями и детьми. Но суть их одна: непонимание и неприятие потребностей друг друга. В противопо- 1 ложность этому в религиозных обществах, где все члены объ- \ единены общим делом, царит атмосфера доброжелательности '. и сплоченности, создаваемая пониманием человека и его по-» пыток реализовать свои способности; здесь человека принима-< ют и приветствуют таким, каков он есть.

f Следует заметить, что неприятие родителями религиозных

увлечений своего ребенка — зачастую лишь частный случай того непонимания, которое существует в их отношениях уже давно. Поэтому драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье на религиозной почве, в глубине своей скрывают 1 межличностный конфликт, существующий уже давно и ожи-, дающий своего выражения. В одном лагере находятся дети, стремящиеся расширить знания о себе и окружающем мире, а в другом — родители, навязывающие собственные представления и ограничивающие активность детей рамками своих потребностей. Желание подчинить детей, игнорирование их I чувств только обостряют конфликт и вызывают у детей стремление освободиться от власти родителей и бежать туда, где есть ' взаимопонимание и поддержка. Не секты отлавливают детей, j а дети находят их для реализации своих потребностей., Пребывание в религиозной общине не проходит бесследно для

любого человека, тем более для подростка, чей душевный мир чрезвычайно хрупок и отличается особой чувствительностью и ранимостью.'Исследования специалистов в области влияния религиозных организаций, и прежде всего нетрадиционных, на

Раздел 3

психическое состояние и личность вовлеченных в них детей показали, к каким негативным последствиям может привести пребывание сознания человека под культовым контролем. Даже непродолжительное пребывание в религиозной общине приводило к выраженным изменениям в физическом и психическом состоянии, личностном становлении и поведении молодых людей. Эти изменения заключались в следующем:

— отчуждение от родителей и других родственников, сопровождающееся нередко враждебным отношением к ним, уходы из родительского дома на короткое или длительное время;

— частые отказы от учебы или работы и при этом полное погружение в деятельность религиозной организации;

— отказ от радио и телевидения, от чтения газет, журналов, художественной литературы;

— ограничение себя в питании, исключение из него продуктов, содержащих животные белки, что во многих случаях приводило к физическому истощению, повышенной утомляемости;

— ограничение сна до 3—5 часов в сутки, что вызывало нервное и психическое истощение;

— развитие замкнутости, отход от друзей, утрата прежних интересов;

— появление отрешенного взгляда, бесстрастного тона, почти полного безразличия к своей внешности;

— убежденность в правоте религиозного учения с недопущением каких-либо разубеждений.

У многих детей и подростков, втянувшихся в деятельность религиозных общин, впоследствии обнаружено расстройство личности, связанное с развитием психологической зависимости от проповедников, крайним нарушением личностной идентичности. У большинства из них проявлялись социальная дезадаптация, инфантильность (задержка достижения зрелости). Наряду с этим отмечены также психические расстройства: галлюцинации, искаженное восприятие реальности, расщепленность личности, нервные срывы, эпизоды психопатии, паранойя, мания величия, суицидальное мышление, приступы паники, тревожности.

Трудности семейного воспитания

i •I

Аутоагрессивное поведение

Наряду с уходом в религиозные культы в поведении подростков довольно распространенными стали такие формы пассивного протеста против семейной тирании, как суицидальное мышление (мысли, высказывания о самоубийстве) и суицидальные действия. Подростки так часто совершают суицидальные попытки, что многие исследователи считают такое поведение типичной подростковой девиацией. В основе суицидальных действий детей и подростков часто лежат сильное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что в свою очередь является следствием внутрисемейных конфликтов). В некоторых случаях попытки самоубийства носят демонстративный характер, но чаще всего суицидальное поведение представляет собой реакцию детей на внутрисемейное насилие. Главная характеристика семейной атмосферы несовершеннолетнего суицидента — наличие психического насилия: запугивания, унижения, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление оказанным доверием, чрезмерный контроль, отсутствие заботы. Во многих случаях причиной такого поведения стала жестокость, т. е. физическое насилие: в некоторых неблагополучных семьях дети были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и воды).

К сожалению, в последнее время все чаще фиксируются случаи покушения на самоубийство среди детей в возрасте до 8 лет. Эти дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоутопление. В отличие от подростков, они совсем не боятся боли и нисколько не озабочены тем, как будут выглядеть после смерти, поэтому редко прибегают к наиболее распространенному среди подростков способу самоубийства — самоотравлению лекарствами. Чувствуя себя ненужными и нелюбимыми, дети, совершая попытку самоубийства, надеются, что тем самым вынудят родителей перемениться, что их смерть будет способствовать воцарению в семье мира и любви, а когда эта самая смерть закончится, можно будет продолжать жить в своей родной семье по-настоящему счастливо.

Раздел 3

%

&

Что касается подростков, то суицидальные попытки и намерения возникают у них в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, конфликты с семьей, незаслуженное. наказание, унижение, оскорбление их чувства собственного достоинства.

Предупреждение детских самоубийств заключается не в том, чтобы вообще избегать конфликтных ситуаций (это невозможно), а в создании такого психологического климата, при котором дети не чувствовали бы себя в семье одинокими, непризнанными, неполноценными. Психологи считают, что в девяти случаях из десяти покушения детей на самоубийство — это не желание вести счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных намерениях дети часто говорят и предупреждают о них заранее; большая часть суицидных попыток совершается дома, когда кто-то может вмешаться, многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания родителей и всех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми из неблагополучных семей.

По мере взросления подростков в условиях семейного неблагополучия и связанной с ним прогрессирующей педагогической запущенности возможен переход от девиантного поведения к делинквентному, еще не влекущему за собой уголовной ответственности, и к криминальным правонарушениям, наказуемым в судебном порядке. Среди правонарушений преобладают две группы: совершенные из корыстных побуждений, т. е. связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (кражи, жульничество, мошенничество, грабежи), и преступления против личности, ее достоинства, здоровья и жизни (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования и убийства).

Специалисты с тревогой констатируют, что в последние годы подростковая преступность достигла очень высокого уровня. По оценкам отечественных криминологов, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общей структуре преступности колеблется от 15 до 20%.

Основную часть несовершеннолетних преступников составляют представители мужского пола (90—95%). Почти во всех

Трудности семейного воспитания

преступных группах имеются девушки, однако они сравнительно редко совершают грабежи, разбойные нападения, нанесение телесных повреждений и убийства, чаще — кражи. Вместе с тем не только юноши втягивают девушек в преступное поведение, но и девушки стимулируют антисоциальные поступки юношей и групповые правонарушения и преступления. Более того, отмечены случаи создания стабильных, чисто женских преступных группировок, осуществляющих кражи и грабежи. Опасность подобного поведения заключается в том, что негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются и впоследствии становятся одной из основных причин рецидивного преступного поведения.

Определенные деформации происходят и в личностной сфере делинквентных подростков. У них ослабляются чувства стыда и вины, появляется равнодушие к страданиям других, несамокритичность и желание видеть только в окружающих причину собственных безнравственных поступков, многие становятся несдержанными, жестокими, эмоционально неуравновешенными.

Причины подростковой преступности

Подростковая преступность обусловлена рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. По мнению психологов, подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.

Корыстные мотивы носят незавершенный, детский характер. Большинство правонарушений совершается из озорства, любопытства или желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, жажда приключений и острых ощущений. На незрелость корыстных мотиваций указывает и тот факт, что большая часть подобных правонарушений носит групповой характер

Раздел 3

и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определенность: подростков интересуют в основном предметы молодежной моды, радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, сладости, вино, табачные изделия, небольшие суммы денег. В последние годы появились случаи хищения наркосодержащих медицинских препаратов и увеличилось число случаев угонов автомобилей и мотоциклов.

Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида — потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие — типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Истоки преступности несовершеннолетних связаны главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении детей в родительской семье с первых этапов развития их личности. Это отчуждение означает, что родители, особенно мать, не устанавливают эмоционального контакта с ребенком, не включают его в свои эмоциональные отношения. Такое может иметь место даже в случае гиперопеки (внешнего проявления заботы и попечения, без внутреннего эмоционального тепла). В результате ребенок не приобретает ощущения защищенности, испытывает постоянную тревожность, иногда доходящую до страха смерти.

Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных преступлений, хулиганских действий, которые генетически связаны с психологическим отчуждением личности в детстве. Психическая депривация, изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных ценностей общества и способствуют восприятию негативных норм и представлений антисоциальных малых групп, в которых он, как правило, восполняет отсутствие взаимопонимания в семье.

Подобных взглядов на природу детских правонарушений и подростковой преступности придерживаются и зарубежные психологи, которые связывают подобные формы отклоняющегося поведения детей с отсутствием эмоциональной защищенности

/•

Трудности семейного воспитания

в семье. Ученые исходят из того, что каждый член семьи естественным, спонтанным образом выполняет определенную роль в удовлетворении жизненных потребностей ребенка. Первые интенсивные эмоциональные стимулы предоставляет ребенку мать, роль отца осознается им в более позднем возрасте. Мать, как правило, является основным объектом привязанности, которая затем распространяется на отца и других родственников. Доказано, что чем благополучнее отношения между ребенком и матерью, тем прочнее связь между ребенком и другими объектами привязанности, тем меньше его стремление к другим социальным контактам. Именно альтруистическое отношение матери к своему ребенку создает у него ощущение защищенности и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с другими лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей из среды.

Криминогенные последствия может иметь семейное воспитание, направленное не на нравственное становление личности ребенка, а на удовлетворение любых его потребностей, капризов, если с первых лет жизни его не приучают к выполнению простейших обязанностей, соблюдению нравственных правил и норм. Подобное часто встречается в семьях со скрытой формой неблагополучия.

Наряду с особенностями отклонений в поведении детей и подростков, обусловленными неблагоприятной семейной атмосферой и педагогическими ошибками родителей, не менее важными являются также трудности поведения, связанные с возрастными и половыми различиями. Так, не всем родителям известно, что в процессе развития детской психики существуют три пика агрессивности и упрямства, которые совпадают с периодами возрастных кризисов: от 2 до 4, от 7 до 8 и от 14 до 17 лет. Это связано с рядом физиологических и социальных особенностей развития ребенка (а позднее — подростка), которые влияют на осознание им своего места в жизни — в семье, школе, обществе. Каждый ребенок проходит через эти пики, и не исключено, что при определенном сочетании обстоятельств возможно формирование у него различных социальных отклонений, которые проявляются во внешней, поведенческой стороне, а также ведут к деформации ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т. е. к деформации

Раздел 3

 

 

системы внутренней регуляции. При этом немаловажное значение имеет и пол ребенка. Так уж сложилось в обществе, что с детства мальчикам противопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых. Девочки раньше осваивают нравственные и социальные нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на взрослого. Воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков; к поведению девочек взрослые более терпимы, мальчиков наказывают строже.

По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью гораздо чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психологические, и биологические причины. Нервная система мальчиков более уязвима, они больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Изоляция отцов от воспитания для мальчиков опасна: если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически беспомощным, нерешительным, боящимся жизни. Девочки же в этих условиях, наоборот, становятся агрессивными и драчливыми. У них развиваются мужские черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить др\ -гими детьми. Иногда у них появляются мужские привычки: склонность к курению и сквернословию.

Ни маскулинизированных девочек, ни робких мальчиков нельзя критиковать и высмеивать. Родителям следует очень серьезно отнестись к психологическому формированию пола у детей. От этого зависит их психическое здоровье и будущее счастье.

Ни поведенческие, ни личностные деформации не возникают у ребенка спонтанно. Но бывает и так, что он просто перенимает от родителей или других взрослых неправильные взгляды. Детей надо постоянно учить правильному поведению, причем учить в доступной форме, не забывая о том, что моральные нормы должны стать для ребенка лично значимыми. А дл и этого недостаточно лишь сформулировать нравственные требования; они должны быть предъявлены так, чтобы тот, к кому они обращены, принял их. Это отправной момент.

Борьба против слабых и дурных сторон в человеке будет успешной, если удастся открыть в нем силы, которые при соответствующем управлении ими смогут послужить доброй цели. За шалостями и баловством нередко скрываются силы. не находящие должного применения.

. 144"

Трудности семейно

оспитания

Вступая в борьбу с человеческими недостатками, надо самого человека сделать союзником в этой борьбе. Это правило действенно для воспитания детей любого возраста. Воспитание проходит легче и успешней, если оно осуществляется совместно с детьми, если родители видят в детях своих союзников. Совместные занятия родителей и детей приводят к совместным переживаниям и впечатлениям. Совместно преодоленные критические ситуации развивают доверие и взаимопонимание. Воспитание человека и человечности во многом определяется той психологической атмосферой, которая существует в семье.

16-':

Раздел 3

ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.