КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачету 2 страница
Заполнение ДОЧ позволит интервьюируемому решить задачу фиксации чувств другого человека, определить выраженность разных чувств в его окружении — составить своего рода карту эмоционального окружения. Упражнение на идентификацию возможностей человека в ситуации интервью Работа с модальностью «я могу», по нашему мнению, является необычайно важной. Она должна начинаться с выяснения возможностей человека в сфере предметных действий — это составление списка актуальных возможностей (CAB). Он строится как продолжение незаконченных предложений: «Я могу...» Затем выясняются возможности человека в анализе межличностных отношений и в анализе своего «Я». Направление анализа — направление продолжения незаконченных предложений через образец задает психолог. Например: «Я могу узнать, когда люди...», «Я могупонять, когда люди...», «Я могуповерить, когда люди...», «Я могу разобраться в том, когда человек...», «Я могу представить себе, что люди...». Материалом для построения незаконченных предложений служит содержание психологической задачи, которая решается в ходе интервью. llpiKTI'miK ЗЩШ И ICilHIt ШИН» ШИШШТООГ» ШСрИИрШШИ При работе с модальностью «Я хочу» психолог может использовать идентификацию желаний с помощью списка желаний и последующего обсуждения их реалистичности. При работе с идентификацией модальности Я-кон-цепции психолог может прибегать к приемам, описанным в виде следующих упражнений: 1. Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше всего похожи? Почему? 2. На кого или на что вы хотели бы быть похожи? Почему? В ответах на эти вопросы можно увидеть динамику Я-концепции другого человека, возможность переживать источник этой динамики. Кроме того, идентификацию Я-концепции и ее потенциальных возможностей можно исследовать с помощью методики ЗОЯК, которая дает материал для осознания человеком обоснования своего воздействия на себя и на другого человека. Применение этой методики в практике консультирования показало, что большинство взрослых людей отказывают себе в возможности развития и переживают воздействие другого человека как важное для себя с точки зрения возможностей изменения характеристик своего внутреннего мира. Это исходная позиция в применении этой методики и ее интерпретации с точки зрения консультирования взрослых. Остановимся на ней подробнее. Исследование Я-концепции как обоснования воздействия на другого человека Инструкция: Отметьте 10 баллами то суждение, которое в большей степени отвечает вашему мнению, а 0 баллов — за суждение, которое в минимальной степени отвечает вашему мнению, другие варианты ответов — 9,8,7,6,5,4,3,2,1, используйте по необходимости выразить свое отношение к суждению. 1. Можно увидеть развитие человека по его поступкам. 2. Развитие человека проявляется в его намерениях, и его желаниях. 3. Развитие человека проявляется в том, что он делает. 4. Развитие человека можно определить по его речи. 5. Развитие человека можно определить по его отношению к другим людям. 6. Только в отношении к себе можно увидеть развитие человека: каким он себя считает — это и говорит о его развитии. 7. Развитие проявляется в успехах человека — чему он научился, в сравнении с тем, что когда-то умел. 8. О развитии человека говорит сложность его мыслей. 9. Развитие человека проявляется в его знаниях, эрудиции. 10. Развитие человека проявляется в его совести. 11. В каждом человеке от рождения заложены способности, они и проявляются в ходе его жизни. 12. Человека делают человеком обстоятельства его жизни. 13. Человека всегда можно воспитать и сделать из него настоящую личность. 14. Еще никому не удавалось переделать природу человека— он будет таким, каким создан. 15. В каждом человеке есть силы для саморазвития, им не надо мешать. 16. Человек сам может влиять на свое развитие. 17. В человеке есть все для развития, только надо создать для него соответствующие условия. 18. Все зависит от того, чего человек будет хотеть, — это и определит его развитие. 19. Только знания могут определить развитие человека. 20. Человек должен знать себя — в этом его развитие. 21. -Каждый человек немножко ненормальный с точки зрения других людей. 22. Все люди разные— нормы быть не может. 23. Нормальный человек тот, кто отвечает за себя и за Других. 24. Нормальный человек — это тот, кто делает все, как все люди. 25. Нормальный человек — это тот, кто может жить с другими и не приносить им вреда. 26. Нормальный — всегда средний человек, он всегда делает все не хуже и не лучше других. 27. Нормальный человек — это тот, кто может отвечать перед законом. 28. Если у человека здоровая психика, то он нормальный. 15 Абрамова Г. С. llpamitcm защш li кишб tikihi шшшичесшо шфпироааши 29. Нормальный тот, кто может учиться, кто может усваивать знания. 30. Нормальный человек владеет собой. 31. Мне проще показать, что надо делать, чем объяснять. 32. Мне проще объяснить, что надо делать, чем показать. 33. Мне проще показать и объяснить, что надо делать. 34. Всегда вмешаюсь, если при мне что-то делают неправильно. 35. Никогда не вмешиваюсь, если кто-то что-то делает неправильно, пусть учится на своих ошибках. 36. Научиться на своих ошибках можно, на чужих — нельзя 37. Лучше, если тебе посоветуют, как надо делать. 38. Лучше самому решать, как надо делать. 39. Хорошо, когда тебя учат, исправляют то, что ты сделал неправильно. 40. Хорошо, когда ты сам исправляешь свои ошибки, понимаешь их. 41. Я не люблю, когда мне говорят обо мне, о моих качествах как человека, все хорошее и плохое я знаю сам. 42. Я люблю поговорить о себе даже с незнакомыми людьми. 43. Терпеть не могу, когда учат, как жить. 44. Не люблю, когда меня жалеют. 45. Я прислушиваюсь к советам других людей. 46. Я нуждаюсь в жалости других людей. 47. Мне кажется, что от каждого человека можно чему-то научиться. 48. Невыносимо, когда курицу учат яйца. 49. Людей нужно слушать, а делать по-своему. 50. Есть смысл делать по совету, если это совет умного человека. 51. Я считаю себя сложившимся человеком. 52. Думаю, что большинство моих качеств уже сформировались, они будут неизменными в дальнейшей жизни. 53. Я считаю, что может измениться взгляд на мир, например, от потрясения, а так уже все сформировалось. 54. Думаю, что у меня еще есть возможность измениться, но это будет зависеть от тех обстоятельств, в которых я буду жить. 55. Думаю, что смогу измениться, если меня к этому вынудят. 56. Я считаю, что человек должен меняться всю жизнь, он сам определяет свое изменение. 57. Наверно, со стороны будет лучше заметить: в чем человек меняется, а в чем — нет. 58. Мне кажется, что изменение будет происходить естественно, как старение. 59. Лучше, если человек не меняется, он остается самим собой. 60. Могут измениться знания, привычки, но в целом человек не меняется. Ключ к методике: 1,11,21,31,41,51 — 10 баллов, т. е. сумма = 60 баллов, это оценивается как совпадение с ключом, любое несовпадение оценивается 0 баллов. Максимальное число раскрывается следующим образом: осознание своей открытости к воздействию других людей, признание ценности другого человека, ориентация на объективные критерии нормы психического развития, стремление к изменению образа Я, признание автономности личности, ориентация на сложные социальные критерии развития человека. Минимальное число баллов — 0 баллов: осознание закрытое™ к воздействию других людей, признание ценности себя, ориентация на субъективные критерии в понимании нормы психического развития, неизменность образа Я, зависимость развития от других людей, ориентация на простые критерии развития человека. Промежуточные характеристики Я-концепции могут быть составлены с использованием следующей таблицы факторов: фактор 1 (1—10) развитие другого: сложный и неоднозначный критерий развития человека — простой и однозначный критерий развития человека, фактор 2 (11—20) представление о развитии человека: сложное представление о механизмах развития человека — простое представление о механизмах развития человека, фактор 3 (21—30) использование представлений о норме психического развития: использование критериев нормы психического развития — создание критериев нормы психического развития, фактор 4 (31—40) представление о воздействии на другого человека: ответственность — безответственность, 15* фактор 5 (41—50) воздействие на меня другого человека: значимость других — незначимость других. фактор 6 (51—60) мое развитие: признание автономности личности и механизмов самоактуализации — непризнание автономности личности и механизмов самоактуализации. Выполнение заданий на идентификацию Я-кон-цепции дает возможность, по нашему мнению, пережить психологу состояние другого человека, который в ходе интервью встречается с необходимостью структурирования своей психической реальности с помощью средств, предлагаемых психологом. Возможность использования различных методик при организации интервью определяется профессиональным осознанием для психолога роли и места результатов работы по этим методикам в общей структуре интервью. Пятый этап интервью предполагает возможность использования приемов воздействия, напомним уже описанные: пересказ, демонстрация приема воздействия, составление индивидуальных правил и программ, письмо психолога другому человеку, библиоте-рапия повторного приема. Упражнение «Письмо ясихвжа» Напишите несколько писем, выбрав возможные адресаты из следующего списка, обсудите тексты писем в группе: 1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет). 2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке. 3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу. 4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей. 5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая. 6. Девочке (13 лет), которая очень красива. 7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком. 8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней. Яршпщ» нщш и ктт нти тшттт тцшцтт _____ 9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына. 10. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее уже на пределе. Возможный алгоритм написания письма: 1. Обозначить распределение ответственности. 2. Уточнить возможности психолога и адресата. 3. Сообщить безоценочно психологическую информацию. 4. Обозначить свою позицию через обратную связь. 5. Наметить перспективы адресата. 1. Какому виду психологической помощи принадлежит такое рефлексивное переживание психолога: — Наконец-то я понял, что он от меня хочет. — Боже, ничего не понимаю... — От этого человека все можно ожидать. — Мы еще посмотрим, кто—кого... — Да, а еще говорил, что он нормальный человек. 2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание: — Что это он пытается сказать? — Надо проверить, правильно ли я поняла... — Такое в моей практике уже встречалось... — И он меня еще учит жить. — Что же он от меня хочет... — Как же его остановить? — Неужели я ему еще не надоела? 3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту следующие слова: — Вы мне об этом уже говорили. — Достаточно, я уже поняла, что вы хотели сказать. — Естественно, по-другому это и понять невозможно. — Что вы, что вы, я знаю, что говорю. 4. Кто из участников консультирования: — может и должен сопротивляться давлению другого, — может и должен прояснять свою точку зрения до конца, — может и должен слушать другого человека, — может и должен сдерживать свои чувства, — может и должен учитывать чувства других людей, — может и должен сориентироваться на изменение ситуации. 5. Какое из рефлексивных переживаний принадлежит психологу, а какое — интервьюируемому: — Когда же лечить начнут? — Кажется, понимаю, о чем идет речь! — Что это она заставляет меня повторять эти истины? — Когда же она закончит ходить по кругу? — Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный! 6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью, с точки зрения клиента: — Раз в жизни выговорился! — Знал бы я... — Психология — вредная вещь. — Это не для меня. — Что-то я, кажется, ничего не понял! — Я-то все понял, все понял, а вот она... — Что я наговорил? — Всю душу вымотала! Приложение к практикуму Как им пользоваться В приложении представлены два относительно самостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит». Общая идея, которая объединяет эти тексты, состоит в том, что все они позволяют человеку, работающему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия. Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать — сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования. Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов является способ опосредованного представления качеств психической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полилога, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия — свойств психической реальности. Напомним, что эти свойства позволяют как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме. Предлагаемые читателю тексты приложения и выполняют эту роль — в предметной (текстовой и графической) форме выделяют разные параметры в топологии субъективного. Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании. «Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок». Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многозначности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафиксировать для участников взаимодействия наличие нескольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по правилам, соответствующим свойствам предмета взаимодействия, ввести понятие ответственности, а также обсуждать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни — ее устойчивых законов. Одновременно через работу в категории сказки можно показать человеку (на содержании его индивидуальной истории) возможные, в том числе и возможные альтернативные, пути движения в логике его событий. Фактически этот текст можно использовать на этапе выработки альтернативных решений с целью расширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодействия. Текст может читаться индивидуально или обсуждаться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тексту вызвать у них переживание многозначности качеств психической реальности через появление в сказке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности. Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психической реальности у человека есть возможность посмот- Др| ищвдк «мхи, itciipm» «ирин реть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психологического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры организации психической реальности. «Со мною вот что происходит» — этот текст представляет собой рефлексивные монологи людей, переживающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезапно (для себя) обнаруживает их присутствие и амбивалентность их проявления — они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случайные или вредные качества. В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирующих динамичность (логику, в первую очередь) событий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкретного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризисные периоды их развития). Применение этих текстов в практике психологического консультирования показало, что они дают возможность приблизиться к решению важнейшей задачи психологического консультирования — задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психической реальности. И Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок Эта книга для детей и взрослых, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интереснее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя. глава 1, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАК: Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхищались — как красиво, как ловко это у них получалось. Трудно было представить себе, что когда-то лошадки этого не умели делать, — танцующие лошадки не умели танцевать. Но так было. Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем? Зачем надо было тратить силы и время на то, чтобы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим... Танцующие лошадки — это так красиво, это похоже на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга. Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать животных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир — их мир, лошадиный. Как в сказке... Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, людям, урок — урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возможностей. Вместе с человеком они преодолели свое неумение танцевать, так в их жизни появилась новая возможность —движение под музыку. Человек помог им найти ее. Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки оживают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме. Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними. Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее читаешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками. Но самое главное волшебство сказки раскрывается тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон. Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но если с тобой этого давно не случалось, то Пр8 тцщп mw. ittHpun > Ирин попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или бабушка расскажут тебе хотя бы одну сказку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки. Тебе хотелось бы опередить события и скорее узнать, в чем состоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страницы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со сказителем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно. глава 2. волшебное УСТРОЕНО ТАК... Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя карту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любознательный человек — Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что волшебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои правила волшебства, свой порядок. Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до конца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них — удивление и радость. Удивление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хорошо кончается. Сказки не бывают грустными. Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе немного расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его отношение к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понимаем, как живет герой, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что — плохого. Герой начинает действовать в своем мире и своими действиями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали правила. Цнтт» цтцщ Про lamimi»» шищ», i!c»ip»»n» шрщп
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |