Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 3




Текст 2.

(бабушка о внучке 7 лет): «Она очень подвижная от рождения. Когда было две недели, уже передвигалась в кроватке. Невнимательная, когда к ней обращаешь­ся, не слышит с первого раза. Только и понимает, ког­да повысишь голос. Очень добрая, очень любит живот­ных, но подруг у нее нет. Часто жалуется, что с ней никто не дружит. Как-то сказала, что дружит сама с собой. Может драться с детьми, ее тоже бьют.

Пдщшснис щит и пешне шш» шшшшшсши шЕрьтиршши

Беспокоит многое — неусидчивая, невнимательная, в школе часто жалуются на непослушание.

Последнее время скучает по маме: родители в раз­воде, мать ушла, девочка осталась с отцом. Полгода жила с ним, а потом сын привез ее к нам. Здесь ей поставили диагноз — сколиоз поясничного отдела позвоночника. Посещает школу-интернат. Суббота и воскресенье у нее свободны, и она у нас — это невыносимо.

В школе днем спит плохо, ее за это наказывают, может на уроки опоздать, без разрешения уйти с заня­тий, но это бывает нечасто.

Мне кажется, что ее в школе учительница не пони­мает, говорит, что она трудный ребенок, да и нам с ней не сладить. Ее наказывать бесполезно — она лучше не становится. А учится она неплохо, стихи запоминает мгно­венно, но мешает неусидчивость, невнимательность».

Самодеятельная песня:

«Кто мог знать, что с тобой вместе, Что так быстро, так исчезнет. Ты в меня еще вчера был влюблен, Между нами серый дождь, серый сон.

Припев:

Серые дожди печальны, как слеза,

Серые дожди, осенняя гроза.

Серые дожди мне ночью снятся вновь.

Серые дожди, моя печальная любовь.

Вот и все, и сама осень

О тебе память уносит.

Вот и все, остался ты в душе моей,

И смывает все следы сезон дождей.

Припев». Текст 4.

Стихи не для печати:

«Умерла неузнанною птица на чужой земле. Знаю, эта песня повторится и в моей судьбе».

Задания на определение задач взаимодействия по высказываниям лшдей, обратившихся к психологу

(Напоминание: при выполнении заданий пользуй- ппп тесь понятием задач взаимодействия: их лучше выпол- "и"


нять в группе, прибегая к коллективному обсуждению возможного решения.)

Задание 1.

Определите по высказыванию задачу взаимодей­ствия с психологом. Докажите правильность свого ре­шения.

1 «Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот

пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в

семье поправить».

2. «Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного нет, но он как будто не понимает этого».

3. «Я часто думала, что только близкие могут помочь в труд­ную минуту, но ошиблась».

4. «Все у нас есть, а вот радости, счастья — нет».

5. «Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сде­лала».

6. «Хотелось бы побольше узнать о себе».

7. «Думаю, что ревность — это болезнь. Может быть, вы ее лечите?»

8. «Жили как люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена».

9. «Я же все для него, он у нас в семье лидер. Разве это непра­вильно?»

10. «А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда».

Задание 2.

Определите, какая из реплик психолога способству­ет структурированию предмета профессионального вза­имодействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профес­сионального взаимодействия психолога.

Реплики психолога:

1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.

2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?

3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.

4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?

5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше...

6. Расскажите о нем подробнее...

7. Кто для вас этот человек?

Яниг|8С»»8 защит ч мтт шши шшкттп тщщтт _______

8. Было бы неплохо начать все заново...

9. Вы не верите мне?

10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.

11. Да, это уже давно было известно Фрейду...

12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.

13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.

14. Я слушаю вас.

Задание 3.

Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому чело­веку. При выполнении задания пользуйтесь таблицами, используйте понятия «позиция на равных» и другие.

1. «Психолог — это профессия, формирующая личностные качества человека».

2. «Психолог — это профессия, которая изучает душу челове­ка, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».

3. «Психолог — это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы».

4. «Психолог — это профессия, которая позволяет оказы­вать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства лю­дей собой и окружающими».

5. «Психолог — это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас».

6. «Психолог — это профессия, предполагающая знание за­конов, особенностей психики разных типов людей и уме­ние пользоваться своими знаниями, для того чтобы кор­ректировать отношения, корректировать нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторо­ну их улучшения».

7. «Психолог — это профессия, требующая ответственнос­ти, в первую очередь, терпимости, знания о другом чело­веке, о себе и т. п.».

8. «Психолог — это профессия одержимых душой и увле­ченно-вдохновенных людей, человековедение».

9. «Психолог — это профессия, требующая глубоких про­фессиональных знаний, практического опыта, глубокой ответственности за выполнение дела».

10. «Психолог — это профессия, которая позволяет глубже по­нять мотивы поступков и осознать все внутренние процес­сы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом».

11. «Психолог— это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни».


12. «Психолог— это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, от­крывает много нового и неизвестного».

13. «Психолог — это профессия в данный момент очень нуж­ная и необходимая нашему больному обществу».

14. «Психолог — это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться».

15. «Психолог — это профессия для людей, которые любят человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точнее, его отношение к жизни)».

16. «Психолог — это профессия, требующая высокого уров­ня знаний, как профессиональных, так и общекультур­ных, а также таких качеств, как тактичность, вниматель­ность».

17. «Психолог— это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы».

18. «Психолог — это профессия будущего. Она требует от человека много знаний и умений, полной отдачи себя лю­дям».

Задание 4.

Проанализируйте, какое из высказываний психо­лога ориентировано на

• воздействие,

• манипулирование,

• управление,

• формирование.

Используйте для анализа этих высказываний сле­дующее представление о содержании этих понятий:

1. Воздействие — это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых пере­живаний и качеств. Предполагает ценность другого чело­века как меру изменения психической реальности.

2. Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека.

3. Управление-изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.

4. Формирование — изменение психической реальности че­ловека в соответствии с представлением о ее социальной и

пнтмсче wm n mm» текши ясшиштшо шфыирдщш _____

индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.

Для ответа используйте понятие о профессии пси­холога-консультанта.

1. Надо разобраться вам с ним — кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?

2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!

3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее на­гружаете взрослыми проблемами?

4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преуве­личение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в

этом, вот мое задание...?. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не

чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...

9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне про­стого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.

11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом пред­примем новую попытку.

12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопро­сах?

13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.

14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?

16. Это был желаемый для вас ребенок? 1?. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?

18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.

19. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хо­рошо знакомы с вашей девочкой?

20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче гово­рить.

21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последова­тельно.


22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учительни­цы и сопоставить свои требования с ее.

23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хо чет идти в школу?

Задание 5.

Проанализируйте, какое из высказываний на пер вом этапе интервью принадлежит психологу, а какое — неквалифицированному.

Для ответа используйте понятие о профессии пси холога-консультанта. Высказывания психологов:

1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицаеэ

2. Я обязательно помогу вам изменить себя.

3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблем!

другими глазами. 4 Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая жен

щина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит

6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные зна ния и опыт.

7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с ва шей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить прав ду, тем легче найдем решение.

9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится moi коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем?

Задание 6.

Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи от­ветственности за разрешение ею ситуации на психо­лога:

— Мне так много хорошего о вас говорят, что вы веек помогаете...

— Я буду платить столько, сколько вы скажете, толькс помогите...

— Это последняя наша надежда.

— Мы уже были у психологов, но что-то ничем не по­могли...

— Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет...

— С ней никто не может справиться, никто, понима­ете.

Прзшшст ттч ш ишние текши штитшигд ШЕрииршши _____

— Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то проис­ходит...

— Нас же никто не учил психологии, никто, понимае­те, и никогда.

Обратите внимание, что передача ответственнос­ти на психолога, с точки зрения другого человека, яв­ляется якобы необходимым условием его профессио­нальной деятельности.

Задание 7.

Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консультантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания.

— Спасибо, но скорее всего это преувеличение.

— Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь...

— К счастью, я не единственный специалист в этой об­ласти знания...

— У психологов, как и у врачей, своя специализация, возможно, вы еще не встретили своего специалиста.

— Должности пока нет, но профессия психолога уже существует.

— Ваша дочь действительно сложный ребенок, слож­ный и для себя, и для окружающих, с ней надо учить­ся жить, ей учиться жить с самой собой тоже.

— Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были.

— К сожалению, пока психология не является обяза­тельным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать Друг друга на своих ошибках.

Постарайтесь определить, какие границы собствен­ной ответственности задает психолог и какую зону от­ветственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью.

Задание 8.

Узнайте и назовите качества человека по их опи­санию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.


Цтщи п тиштщ тщщтт

Содержание качества Возможное его
исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность педантичный аккуратный организованный
наступательно-захватнический активный агрессивный стремительный
вполне соответствующий, совпадающей равный подобный адекватный
высокое мастерство, виртуэзность артистизм совершенный уникальность
лишенный оригинальности, избитый средний нормальный банальный
категорический, не подлежащий возражению безапелляционный самостоятельный независимый
лишенный своеобразия, индивидуальных, характерных свойств серый невидный безличный
лишенный нарочитости естественный безыскусственный самобытный
испытывающий волнение, склонный к нему беспокойный раздражительный суетливый
бедный содержанием, мыслями глупый бессодержательный пустой
безвольный, легко поддающийся чужим влияниям бесшабашный бесхарактерный бесхребетный
расторопный, ловкий, быстрый, живой прыткий бойкий энергичный

 

niaimtcm задана и ктт mm тттит ищищтт

Содержание качества Возможное его
способный к серьезной работе важный сосредоточенный дельный
готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому человечный доброжелательный участлив ый
основанный на положениях, которые принимаются как непререкаемые верующий догматичный постоянный
язвительный, коварный колкий непредсказуемый ехидный
глубоко искренний, сердечный любящий задушевный непосредственный
не забывающий, не прощающий причиненного зла скрытный злопамятный вредный
склонный к приобретению новых знаний, пытливый интересующийся любознательный увлеченный
обходительный, предупредительный, учтивый внимательный любезный понимающий
очень однообразный по тону, интонации нужный монотонный надоедливый
притворный, неискренний наигранный фальшивый выдуманный
неослабевающий, требующий сил, внимания энергичный напряженный активный
стоящий особняком, отдельно исключительный обособленный выдающийся

 


Приищи яд шшдшчешма mipbinpiaam

Содержание качества Возможное его
соответствующий истине, правильный, точный верный правильный ответственный
требовательный, строгий справедливый взыскательный нудный
производящий впечатление завораживающий внушительный величественный
легю поддающийся впечатлениям, чуткий слабый мягкосердечный впечатлительный

 

Упражнения на внимание и методы воздействия

1. Распознавание талантливого и неталантливого слушате­ля. Обратить внимание на их поведение. Сравнить их по параметрам слушания. Изучить специфику поведения. Вернуться в свое прошлое и изучить людей, которые были для вас полезны или нет.

2. Практический эксперимент на внимательное поведение. Намеренно использовать неправильное поведение (смот­реть в сторону, менять тему разговора на интересую­щую вас, унылый вид), в следующий раз вести себя гра­мотно. Сравнить эффект.

3. Пример для класса. Наклонитесь вперед, и лектор бу­дет читать только вам. Люди говорят для тех, кто слу­шает.

4. Избирательное внимание. Отмечать в разговоре все темы. Выбрать интересную для вас и развить ее. Вер­нуться к другой и сделать то же самое.

5. Наблюдения за влиянием. Выбрать человека, который способен оказывать влияние на других (друг, знакомый, ТВ-ведущий). Обратить внимание на его вербальные и невербальные приемы.

6. Упражнение на достижение цели. Неэффективное воз­действие: смотреть вниз, отворачиваться от человека, мямлить, эффективное — наоборот. Упражнение повто­рять в ситуации дискомфорта или скованных.

щшшесчи задан» и пшене шш» асшюшшесшге шцширошш

Задания но методам воздействия

Освоение метода интерпретации. Перескажите (для передачи другому человеку) смысл приведенных ниже отрывков:

1. «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руководстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, кото­рый что-то означает и сам по себе. С вами считаются постольку, поскольку вы являетесь «хорошим родите­лем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы делаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем является ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас определяется че­рез другого и не является индивидом, обладающим са­моуважением и самодостаточностью» (Байярд Дж. и Р.Т. Ваш беспокойный ребенок. — М., 1991. — С. 51).

2. «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрос­лых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происхо­дит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием» (ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 277).

3. «Когда была создана общая теория относительности, многим показалось, что наука отбросила последние ос­татки наглядности, что она занялась не столько явле­ниями, сколько отношениями, которые ставятся на место явлений. А эти отношения выражаются форму­лами, которые ничего не говорят чувствам. Хотя, кто так говорил, поторопились: надо было сначала спро­сить самих ученых, эту задачу выполнил Жак Адамар.


Собирая материал для своей книги о психологии изоб­ретений в математике, он разослал многим ученым ан­кету с вопросами, касающимися языка их мышления. «Слова, написанные или произнесенные, не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме моего мыш­ления, — отвечал ему сам создатель теории относитель­ности. — Психологическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки и образы. Образы эти были у Эйнштейна зрительными, слуховыми, а иногда и двигательными, слова же или другие звуки появлялись тогда, когда мысль надо было передать другим» (Иванов С. Абсолютное зеркало. — М., 1986. — С. 54—55).

4. «В интересах такого однозначного понимания интрос­пекции как специфического метода психологии нам представляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий придаваемый ей смысл и понимать интроспекцию уже, мысля о ней только осо­бый ряд наблюдения или восприятия, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже мате­риалом. Это есть работа рефлексии (в собственном смысле, в отличие от Локковского — слишком широко­го). Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфическое, присущее психологическому исследо­ванию, — напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отлич­ный от внешнего источника опыт познания, полагаем, что под интроспекцией не следует понимать то, что от­носится собственно к рефлексии, открывающей зако­ны и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувством, скажем, зрением. Из такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление закономерных связей и образование поня­тий, подобных «памяти», являющихся понятиями отно­сительного умозаключения, а не непосредственной дан­ности переживания (Кравков С.В. Самонаблюдение. — М., 1922.— С. 21).

5. «Если говорить о собственно познавательной мотива­ции, то нужно отметить, что ее характер зависит от

щцщиесш щшч на шит пиш тшттш шсдиыировзш

характера учебно-познавательной деятельности, про­цесса усвоения знаний. Ранее мы говорили о том, что знание, которое усваивает человек, — это средство (орудие) решения различного рода проблем и задач, возникающих в жизни, в общественно-трудовой прак­тике. Но в обучении усвоение этого средства (знания) становится также самостоятельной целью. Иными сло­вами, в процессе познавательной деятельности знание выступает как цель, и как средство. Поэтому и позна­вательная мотивация, т. е. потребность в знании, может быть как внутренней (эпистемическая любознатель­ность, интерес к новому, ориентировочная активность), так и внешней (понимание практической пользы зна­ний, которые сами по себе могут и не возбуждать ин­тереса)» (Кулювкин Ю.Н. Психология обучения взрос­лых. — М., 1985.— С. 67).

6. И. Жданов. Из сб. «Портрет». С. 56:

«Я буду дорожить виной или ошибкой. Ткань возвратится в нить, чтоб грусти стать улыбкой. Надежды больше нет, есть только вера в чудо — и надо мною свет неведомо откуда».

С. 12:

«Вода в глазах не тонет —

признак грусти.

Глаза в лице не тонут—

признак страха.

Лицо в толпе не тонет —

признак боли.

Боль, как пещера, вырыта в

тумане

в газообразном зеркале

житейском,

толпящемся в преддверии

страданье.

О, если б кто-нибудь

в пещеру эту

своим лицом вошел,

он бы услышал, что боль поет, как взгляд

поет в ресницах.

Черна, как нефть, готовая

взорваться,

Она плотней кассеты с


кинопленкой,

где в каждом кадре

увяданье мака,

где в каждом кадре мак

меняет кожу,

и против шерсти

зеркало ласкает,

оно в ответ чернеет и

клубится.

Лицо в толпе не тонет и уходит,

Ему— не оглянуться, но в тумане

Лишь взмахи весел,

плеск и скрип уключин.

7. Н. Рубцов. Из книги «Русский огонек»:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.