Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс взаимодействия




Существенная особенность интервьюирования боль­ного в профессиональной деятельности врача состоит в том, что врач четко ориентирован на три главные цели:

• установление контакта с больным,

• диагностика болезни,

• оценка эффективности лечения.

Решение врача о состоянии больного, в конечном итоге постановка диагноза и лечение определяются


^i т»и icnnimKim»в|[||Ы1р1ваши?

степенью уверенности его в болезненном состоянии человека, обратившегося за профессиональной помо­щью к нему.

Степень уверенности врача условно может быть проран-жирована от полной его уверенности в том, что интервьюируемый здоров, до установления известной нозологической формы заболевания с -определением варианта ее течения (степень тяжести, осложнения и т. п.). На характер принятия врачом решения о тяжести заболевания оказывают влияние множество объектив­ных и субъективных обстоятельств, которые сказыва­ются на его диагностическом поиске — главном векто­ре, определяющем принятие решения о состоянии больного. Ориентация врача в параметрах внутренней картины здоровья обратившегося за помощью пациен­та зависит и от такой личностной характеристики само­го врача, как внушаемость, «сенсибилизированность» его к самому процессу диагностического поиска, от степени воздействия другого человека, а также от сте­пени выраженности неспецифических признаков болез­ни и наличия ее специфических симптомов.

Известно, что во внутренней картине болезни не­приятные переживания могут носить как соматичес­кий, так и психосоматический характер, поэтому для врача возникает особая задача дифференциации спе­цифических и неспецифических признаков болезни, что делает содержание интервью специфическим, хотя оно сохраняет свою структуру.

Мы не ставим своей задачей подробно описывать этап диагностического поиска в структуре интервью, характерной для деятельности врача, это детально представлено в специальной литературе.

Хотелось бы обратить внимание на то, что врач в своем диагностическом интервью, задавая вопросы, оказывает влияние на внутреннюю картину болезни, способствуя ее структурированию. Это делает диагно­стическую работу врача крайне важной в плане пост­роения у больного внутренней картины болезни. Ибо именно она будет тем основанием, на котором будет строиться переживание лечебного воздействия.

Врачу приходится учитывать степень активности --_ больного в создании и воспроизведении внутренней uilZ картины болезни, так как степень активности — это

позиция больного в интервью, которая определяет построение диагноза — т. е. существенно влияет на эффективность интервью. Для работы с позицией боль­ного врачу приходится учитывать не только основные типы симптомов, но и штампы бытовых ситуаций, в которых они проявляются, т. е. ориентироваться на то­пологию внутренней картины болезни.

Если врач этого не делает, то в его работе наблюда­ются ошибки, типичные для метода интервью: внуше­ние больному симптомов предполагаемой нозологичес­кой формы, неверное восприятие жалоб (симптомов) больного — желаемое принимается за действительное, происходит нераспознавание агравации и, более того, симуляция симптомов.

Врач, задавая вопросы о состоянии больного, од­новременно оказывает воздействие на выявление осо­бого образования в психологической реальности — внутренней картины болезни. Именно оно будет оп­ределять как содержание Я-концепции, отношение больного к врачу, к себе, к социальной ситуации в целом. Своим воздействием врач актуализирует раз­ные параметры внутренней картины болезни, созда­вая таким образом условия для динамизации Я-кон­цепции человека, т. е. врач осуществляет в своем диагностическом поиске процедуру, близкую по це­лям к психологическому консультированию, и в изве­стном смысле выполняет на бытовом уровне роль психолога, структурируя своими вопросами внутрен­нюю картину болезни пациента.

Переструктурирование психической реальности человека осуществляет и учитель, когда своими воп­росами и замечаниями расширяет (часто, к сожале­нию, до запретных этических пределов) предмет сво­его профессионального взаимодействия. Не хотелось бы приводить длинную череду таких фактов, они го-ъорят сами за себя со страниц школьных тетрадей и дневников. Основная суть нарушений состоит в том, что учителем не осознается в полной мере предмет профессионального взаимодействия со школьником и свое профессиональное место в его жизни. Соответ­ственно интервью — вопросы и замечания учителя по поводу действий школьника носят характер, превы- ---тающий меру его профессионального присутствия в u0u


жизни школьника, таким образом нарушается и рас­пределение ответственности за учебную деятельность и ее результаты.

Мы не останавливаемся подробно на специфике интервью в каждой из указанных профессий «чело­век—человек», поставив перед собой задачу на приме­ре освоения средств и способов воздействия психоло­га в ситуации интервью наиболее полно представить его как метод профессиональной деятельности, меня­ющийся в зависимости от предмета профессионально­го воздействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.