КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс взаимодействия
Существенная особенность интервьюирования больного в профессиональной деятельности врача состоит в том, что врач четко ориентирован на три главные цели: • установление контакта с больным, • диагностика болезни, • оценка эффективности лечения. Решение врача о состоянии больного, в конечном итоге постановка диагноза и лечение определяются ^i т»и icnnimKim»в|[||Ы1р1ваши? степенью уверенности его в болезненном состоянии человека, обратившегося за профессиональной помощью к нему. Степень уверенности врача условно может быть проран-жирована от полной его уверенности в том, что интервьюируемый здоров, до установления известной нозологической формы заболевания с -определением варианта ее течения (степень тяжести, осложнения и т. п.). На характер принятия врачом решения о тяжести заболевания оказывают влияние множество объективных и субъективных обстоятельств, которые сказываются на его диагностическом поиске — главном векторе, определяющем принятие решения о состоянии больного. Ориентация врача в параметрах внутренней картины здоровья обратившегося за помощью пациента зависит и от такой личностной характеристики самого врача, как внушаемость, «сенсибилизированность» его к самому процессу диагностического поиска, от степени воздействия другого человека, а также от степени выраженности неспецифических признаков болезни и наличия ее специфических симптомов. Известно, что во внутренней картине болезни неприятные переживания могут носить как соматический, так и психосоматический характер, поэтому для врача возникает особая задача дифференциации специфических и неспецифических признаков болезни, что делает содержание интервью специфическим, хотя оно сохраняет свою структуру. Мы не ставим своей задачей подробно описывать этап диагностического поиска в структуре интервью, характерной для деятельности врача, это детально представлено в специальной литературе. Хотелось бы обратить внимание на то, что врач в своем диагностическом интервью, задавая вопросы, оказывает влияние на внутреннюю картину болезни, способствуя ее структурированию. Это делает диагностическую работу врача крайне важной в плане построения у больного внутренней картины болезни. Ибо именно она будет тем основанием, на котором будет строиться переживание лечебного воздействия. Врачу приходится учитывать степень активности --_ больного в создании и воспроизведении внутренней uilZ картины болезни, так как степень активности — это позиция больного в интервью, которая определяет построение диагноза — т. е. существенно влияет на эффективность интервью. Для работы с позицией больного врачу приходится учитывать не только основные типы симптомов, но и штампы бытовых ситуаций, в которых они проявляются, т. е. ориентироваться на топологию внутренней картины болезни. Если врач этого не делает, то в его работе наблюдаются ошибки, типичные для метода интервью: внушение больному симптомов предполагаемой нозологической формы, неверное восприятие жалоб (симптомов) больного — желаемое принимается за действительное, происходит нераспознавание агравации и, более того, симуляция симптомов. Врач, задавая вопросы о состоянии больного, одновременно оказывает воздействие на выявление особого образования в психологической реальности — внутренней картины болезни. Именно оно будет определять как содержание Я-концепции, отношение больного к врачу, к себе, к социальной ситуации в целом. Своим воздействием врач актуализирует разные параметры внутренней картины болезни, создавая таким образом условия для динамизации Я-концепции человека, т. е. врач осуществляет в своем диагностическом поиске процедуру, близкую по целям к психологическому консультированию, и в известном смысле выполняет на бытовом уровне роль психолога, структурируя своими вопросами внутреннюю картину болезни пациента. Переструктурирование психической реальности человека осуществляет и учитель, когда своими вопросами и замечаниями расширяет (часто, к сожалению, до запретных этических пределов) предмет своего профессионального взаимодействия. Не хотелось бы приводить длинную череду таких фактов, они го-ъорят сами за себя со страниц школьных тетрадей и дневников. Основная суть нарушений состоит в том, что учителем не осознается в полной мере предмет профессионального взаимодействия со школьником и свое профессиональное место в его жизни. Соответственно интервью — вопросы и замечания учителя по поводу действий школьника носят характер, превы- ---тающий меру его профессионального присутствия в u0u жизни школьника, таким образом нарушается и распределение ответственности за учебную деятельность и ее результаты. Мы не останавливаемся подробно на специфике интервью в каждой из указанных профессий «человек—человек», поставив перед собой задачу на примере освоения средств и способов воздействия психолога в ситуации интервью наиболее полно представить его как метод профессиональной деятельности, меняющийся в зависимости от предмета профессионального воздействия.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |