КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели взаимодействия
Среди целей взаимодействия психолога и другого человека можно, на наш взгляд, выделить следующие группы целей: социальные, этические, нравственные ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ? Ответ на этот вопрос связан с принятием психологом ответственности за свое воздействие на другого человека, с осознанием средств и способов, меры этого воздействия. Естественно, что содержание этого ответа будет определяться заказом на работу психолога. В содержании заказа надо будет выделить, а часто и четко дифференцировать в соответствии со своими профессиональными возможностями задачи другого человека. Цели взаимодействия с другим человеком могут различаться по степени использования для их достижения психологической информации. Конкретные цели психолога и другого человека создаются ими на материале психологической информации, возникающей в ситуации их взаимодействия. Попытаемся описать, чем отличаются эти цели по степени использования в них психологической информации. Будем видеть существенную черту психологической информации, используемой в работе психолога, в том, что она получена на основе его обобщенной теории, но всегда в индивидуальных условиях жизни конкретного человека, в этом смысле она всегда уникальна. Чтв такое осишггксш шфпираиш? и собственно психологические. Социальные цели предполагают соответствие действий и переживаний человека известным ему обобщенным нормам, например, возрастным, половым, профессиональным, правовым и др. Эти цели предполагают наличие эталона действия или переживания, которому можно было бы соответствовать. Этические цели предполагают соответствие действий и переживаний клиента критерию «хорошо — плохо», который не имеет четких эталонных характеристик, и человек должен осуществлять выбор соответствующей оценки сам. Нравственные цели предполагают соответствие действий и переживаний критериям «добро — зло», которые также не имеют эталонных характеристик, и нужно осуществлять выбор оценки самому и самому же обосновывать его. Психологические цели предполагают соответствие действий и переживаний человека его потребностям, т. е. это цели достижения идентификации аутентичности, которые связаны с переживаниями психологического комфорта с реализацией потребности в самоутверждении и самоуважении. Эти переживания не имеют объективных однозначных проявлений, всегда субъективны, предельно индивидуализированы, окрашены метафорическим личностным смыслом. i|n таив псишиитш шшсрнкронши? Перечисленные цели показывают, что использова-j ние в них собственно психологической информации] нарастает от социальных целей к психологическим. Приведем конкретные примеры целей из содер жания заказов на психологическую работу: «Проверь те моего ребенка, я хочу доказать, что он не дебил» (психодиагностика, социальная цель клиента); «А вь можете определить, нормальный ли я?» (психодиагно стика, социальная цель клиента); «Скажите моей жене что она неправильно воспитывает мою дочь» (психо диагностика, этическая цель); «Что же будет с мои?» ребенком, неужели он никогда не исправится?» (пси хологическое консультирование, этическая цель); «Ска жите ему, что я его люблю, он меня не понимает» (пси хотерапия, этическая цель); «Я же стараюсь, все дл^ него делаю, я же ему добра желаю» (нравственная цел1 психологического консультирования); «Он всегда вес назло делает, он специально все подстраивает» (пси ходиагностика, нравственная цель); «Он как отец, никогда ничего доброго не сделает, как волчонок» (нрав ственная цель психодиагностики); «Я хочу, чтобы мой ребенок был спокойным, уверенным в себе» (психологическая цель в психологическом консультировании) «Нам бы хотелось помочь ему, а как, не знаем» (психологическая цель в психотерапии); «Я не знаю что со мной, сама себя боюсь» (психологическая цел1 в психодиагностике). Естественно, что цели другого человека могут меняться, но динамика их определяется главной для него целью обращения к психологу. Общаясь с человеком, психолог, принимая заказ, попадает одновременно в ситуацию формирования цели взаимодействия. Возникает ситуация, требующая осмысления, рефлексии психологом своего профессионального взаимодействия Это ситуации возможной подмены целей другого человека целями самого психолога. Например, клиент просит ответить на вопрос: «Оставить ли ребенка на второй год?» Психолог реагирует на этот заказ предложением о глубинном личностном обследовании ребенка, подменяя конкретную цель клиента собственной — демонстрацией своих профессиональных возможностей. Вместо соответствия социальной задаче заказчик он начинает строить свой текст, не совпадающий текстом заказа; расширение таким образом контекста взаимодействия с другим человеком за счет своего контекста и подтекста приводит психолога к потере предмета профессионального взаимодействия. Психологу надо рефлексировать и фиксировать результаты своей рефлексии в соответствующей лексике, чтобы предмет его взаимодействия с другим человеком был доступен для осознания обоими. Таким образом, психолог и другой человек встают перед необходимостью выделения и фиксации предмета их взаимодействия, логично было бы думать, что им должна стать психическая реальность и ее свойства. Психологическое консультирование начинается там и тогда, где психолог и другой человек формулируют адекватные для поступившего заказа психологические задачи на профессиональную деятельность психолога. Пользуясь метафорой, появление ситуации психологического консультирования и всю последующую процедуру профессиональной работы психолога можно было бы изобразить следующим образом: (1) Я-птица, я умею летать (2) Я понимаю Вас, птица (1) Я знаю, что могу летать далеко (2) Я «югу отрыть для Вас хпетку 1)Я же ногу улететь далеко и навсегда!? 2)Вы улетаете далею и навсегда? Что произошло? Другой человек (птица) заявляет психологу о своем существовании как о необходимости встречи с ним. Птица переживает невозможность использования свойств своей психической реальности, ей необходимо обновление своих возможностей (1) Они с психологом. (2) Формулируют психологическую задачу. Другой человек (птица) вместе с психологом находят конкретное выражение новых возможностей и пути их реализации. (3) Они намечают способы движения по этим путям и отношение друг к другу (ответственность для психолога и ответственность для другого человека). (4) Принимают ответственность и осуществляют ее, оставляя открытые ими возможности как основу индивидуального выбора другого человека (птицы). (5) Он (другой человек [птица]) может воспользоваться ими, а может и нет, он (другой человек), говоря метафорически, может улететь из клетки своей задачи далеко и навсегда, а может вернуться, а может и вообще не улететь... Другими словами, суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными, подчеркиваю, специальными профессиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживет свои новые возможности в решении его психологических задач. Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого человека. Точнее, чем он сам, это может сделать группа коллег — независимых экспертов, специалистов по психологическому консультированию, ориентируясь на выработанную ими шкалу, например, такую: 1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию. 2. Действия психолога неявно неконструктивны, он слишком старается воздействовать на другого человека. 3. Клиента не слышно или слышно очень мало, вреда ему нет, но психолог реагирует не на клиента, а сам на себя. 4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент. Точное отражение его чувств, пересказ их, резюме ухватывает суть задачи клиента. Самораскрытие психолога может облегчить задачу клиента. 5. Смысл задачи клиента понят неверно, но через воздействие, все возрастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние. 6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатийность и непосредственность. 7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности. Психологическое воздействие в профессиях типа «человек—человек» часто напоминает процедуру психологического консультирования, так как осуществляется в виде направленного интервью. К числу таких профессий относятся, кроме работы психолога, деятельность врача, юриста, журналиста, педагога, социолога, социального работника. Во всех этих профессиях интервью является одним из методов практической деятельности. Каждая из них накладывает свои ограничения на предмет взаимодействия с другим человеком. Спецификой этого предмета они и будут отличаться друг от друга. Специфика профессионального предмета взаимодействия в профессиях типа «человек—человек» проявляется прежде всего в мере воздействия на параметры индивидуальной жизни человека. В этом смысле теснее всего с этими параметрами связана деятельность психолога и врача. Они оба несут ответственность за свои Бездействия и те изменения, которые могут существенно повлиять на логику индивидуальной жизни человека. Психолог берет на себя ответственность за проявле-иие качеств психической жизни, а врач за проявление йршккум н ттттщ тцлщтт
качеств жизни физической. Оба — врач и психолог — работают с симптомами, оба ориентируются на их изменение как результат своей профессиональной работы, своего профессионального воздействия. Оба оставляют заметный след своим присутствием в личной биографии человека, влияя на ее течение, делая ее предметом своих профессиональных усилий. Предлагая следующую схему различий психологического воздействия в разных профессиях, хотелось бы обратить внимание на то, что интервью в них является одним из методов профессиональной деятельности. Психолог, пожалуй, одна из немногих профессий, где мера воздействия определяется степенью открытости другого человека и возможностью психолога использовать эту открытость для создания новых динамических тенденций во внутреннем мире другого человека. Цели интервью психолога уточняются и совершенствуются в процессе его взаимодействия с другим человеком.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |