Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная и частная инициатива в области образования




В конце XIX — начале XX века Россия вступила в эпоху модернизации. Незавершенность социально-экономических реформ, а также сохраняемый в неизменной форме политический строй привели к кризису все социокультурные сферы, включая образование. В процессе энергичного развития капиталистических отношений в России была сформирована социальная потребность в интенсивном развитии народного просвещения, тогда как политика Министерства просвещения продолжала отстаивать принцип жесткой сословности обучения. Перепись населения 1897 г. показала, что из 128,2 млн. чел. населения, более 100 млн. чел. – неграмотны, среди мужчин грамотных было 35,8%, среди женщин — 12,4%.

Главной образовательной задачей нового ХХ в. стало введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности народа, демократизации народного просвещения и создание общественной системы образования в России. Согласно однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 г., в России насчитывалось 100 тыс. училищ со 154 тыс. преподавателей (не считая законоучителей) и 6 млн. 180 тыс. учащихся детей. Всеобщее обучение планировалось завершить к 1922 г. Численность учащихся в школах при обязательном обучении всех детей в возрасте 8 –11 лет должна была достигнуть, по подсчетам специалистов, 16 млн., то есть увеличиться на 250%. Без соответствующего роста учительского корпуса подобное не представлялось возможным. Общая численность учителей (в расчете 50 детей на каждого преподавателя) к 1922 г. должна была составить 320 тыс. чел. В течение 10 лет предстояло ежегодно замещать свыше 16 тыс. новых учительских вакансий.

Однако решение этих масштабных и сложных вопросов тормозилось противоречиями внутри системы образования. Глубокий кризис управления системой образования выражался в «министерской чехарде»: за период с 1900 г. до 1917 г. сменилось 13 министров народного просвещения, причем у всех были собственные концепции и проекты преобразований системы. В таких условиях решающей социальной силой, способной преодолеть затяжной кризис школы и образования, стало общественно-педагогическое движение, на рубеже веков приобретавшее общенациональную масштабность.

Земская инициатива достигала цели: открывались многочисленные курсы, училища, институты и школы, просветительские общества, комитеты грамотности, комиссии по вопросами народного просвещения. На средства земств и при активном участии интеллигенции и студентов обеспечивались учебниками и книгами сельские школы и библиотеки, народные учителя получали действенную помощь. В Сибири, Прибалтике, на Кавказе, где отсутствовали земские учреждения, создавались общества народного образования, занимавшиеся распространением просвещения. Вновь в общественно-педагогическом движении ясно прозвучала идея автономии высшей и средней школы, что оказалось достижимым только в частном и общественном образовании.

Неудовлетворительное состояние системы народного просвещения породило общественную и частную активность в сфере образования на основе личностно-ценностной парадигмы – свободы личности в образовании. Система государственного среднего образования в России на рубеже веков была развита недостаточно и не могла удовлетворять запросов бурно развивающейся экономики страны. Творческое содружество научной интеллигенции и прогрессивных предпринимателей - меценатов выражалось в открытии доступных для всех желающих общественных и земских учебных заведений. Земства ставили задачу в ближайшее десятилетие осуществить введение всеобщего начального обучения». В 1890-е годы расходы земств на народное образование удвоились. Земские школы увеличивали срок обучения: до 3—4 лет в сельских школах, до 6–7 лет в двухклассных училищах. В ведомстве министерства финансов и министерства торговли и промышленности под покровительством С.Ю. Витте открываются гимназии и коммерческие училища. В новых учебных заведениях вводится совместное обучение мальчиков и девочек.

Проведение реформирования системы народного просвещения начиналось с решения кардинальной проблемы – подготовки педагогических кадров. В мае 1902 г. была создана Комиссия по преобразованию учебных заведений, в ее работе приняли участие чиновники министерства, профессора университетов, высших женских курсов. Одним из вопросов, предложенных на обсуждение комиссии, стала педагогическая подготовка. Для рассмотрения на заседаниях комиссией предлагались уже имевшиеся проекты организации педагогического образования, которые были представлены в виде нескольких моделей: 1. Создание педагогических институтов при университетах; 2. Организация педагогических курсов при учебных округах; 3.Учреждение кафедр педагогики в университетах и на высших женских курсах.

Предлагалось также введение нескольких форм подготовки учителей: 1. Временные семинарии при средних учебных заведениях. 2. Семинарии при учебном округе. 3. Педагогические институты. Предпочтение отдавалось стационарному типу высшей школы – пединститутам, которые предусматривалось организовать в университетских городах. Дискутировали, следует ли подчинить институт директору образцовой гимназии или же отдать его в ведение управления учебного округа. Обратим внимание, педагогическое образование стремились организовать не по единому образцу, а применительно к местным условиям и возможностям. Большая вариативность форм педагогического образования была обусловлена отсутствием средств на создание новых и реконструкцию старых учреждений: кроме того, проекты были разработаны не в качестве обязательных для всех, а лишь предлагались для использования.

Разработка концепций высшего педагогического образования продолжалась и после завершения работы комиссии. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) назвал первейшей «заботу об образовании наставников всякого рода, а в особенности для высших и средних учебных заведений». Он был уверен: «всеобщая, обдуманная, цельная система образования, нужная России, должна начинаться именно с устройства высшего училища для подготовки учителей». Снижения уровня преподавания можно избежать, если уделять должное внимание профессиональной педагогической подготовке. Проект Д.И. Менделеева был основан на принципах гармонического сочетания научной и специальной, теоретической и практической подготовки педагогов. Расположенное за пределами крупных городов, «Училище наставников» с историко-филологическим и физико-математическим факультетам проектировалось Менделеевым с расчетом на 500 слушателей. Срок обучения – 4 года. Для проявивших способности к научной работе предусматривался пятый год обучения. При училище планировалось создать гимназию и начальное училище для проведения преподавательской практики слушателей.

В 1906 г. московские профессора: Б.И. Дьяконов, А.Н. Реформатский, Н.А. Митропольский, Д.И. Плетнев, В.А. Вагнер, Г.И. Россолимо, А.Н. Бернштейн, Т.Д. Фадеев разработали проект педагогического факультета. Авторы проекта предполагали, что университетские центры педагогического дела будут стимулировать живую научную деятельность, способствовать решению вопросов, возникающих в практике преподавания. Для проведения педагогической практики должны были создаваться научно–учебные заведения базового характера.

Таким образом, в высшем педагогическом образовании наметилось два конструктивных подхода. Первый – создание на университетской основе педагогических факультетов. Второй – организация педагогических институтов при учебном округе. В учебных округах было проведено обсуждение проблемы педагогического образования. В министерстве справедливо полагали, что существенные изменения в системе воспоследуют только после решения проблемы профессиональной педагогической подготовки. Вне зависимости от разнообразных суждений по частным вопросам все участники обсуждения единодушно высказались за необходимость организации педагогической подготовки в дополнение к университетскому курсу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.