Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежно- кредитная политика государства




Роль кредита в современной рыночной экономике. Структура кредитной системы.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Функции кредита:

1) исторически кредит позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране предложения денег, т.е. золотых монет в тот период;

2) кредит выполняет перераспределительную функцию; благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы экономики;

3) кредит содействует экономии трансакционных издержек;

4) кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала; кредит активно используется в конкурентной борьбе, содействует процессу поглощений и слияний фирм.

Структура современной кредитно-денежной системы. Кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. В современной кредитной системе выделяются три основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п.). Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (прием депозитов, т.е. привлечение средств клиентов) и активные (выдача кредитов, т. е. размещение средств).

Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка. Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования. Операции на открытом рынке включают покупку или продажу государственных долговых ценных бумаг. Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у ЦБ. ЦБ также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. (1) Мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда ЦБ: покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, снижает учетную ставку процента, снижает обязательную норму банковского резервирования. (2) Жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда ЦБ: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, повышает учетную ставку процента, повышает обязательную норму банковского резервирования.

Использование политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. В реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. Допустим, что ЦБ решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную ставку, см. гл. 12). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика ЦБ не привела к поставленной цели – росту ВВП.

Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики. Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3–5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики ЦБ, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

57.Финансы и финансовая система: сущность и роль в процессе общественного воспроизводства.

Финансы
1. Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспроизводства.
Финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций государства, органов власти местного самоуправления или для обеспечения нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
Деньги – инструмент финансовых отношений (финансов).
Фонды денежных средств могут быть: централизованные и децентрализованные.
Централизованные фонды – это фонды денежных средств государства и муниципальных образований, аккумулированные в бюджетной системе РФ и в государственных и муниципальных внебюджетных фондах.
Децентрализованные – это фонды денежных средств предприятий, т.е. хозяйствующих субъектов, а также семейные бюджеты.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
1.предприятиями;
2. государством и предприятиями;
3. государством и гражданами;
4. предприятием и гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
5. органами страхования, предприятием и населением.

Роль финансов проявляется в расширенном воспроизводстве.
Расширенное воспроизводство – это непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.
Государство через свои финансовые инструменты воздействует на регулирование экономики с целью расширения воспроизводственных процессов.

58.Государственный бюджет: пути формирования и использования. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет- это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Принципы построения бюджетной системы РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней.

4. Принцип сбалансированности бюджета.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов.

8. Принцип гласности.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Классификация доходов бюджета:

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Доходы делятся на четыре уровня:

• группы,

• подгруппы,

• статьи,

• подстатьи.

Доходы подразделяются на четыре группы:

• налоговые,

• неналоговые,

• безвозмездные поступления,

• доходы целевых бюджетных фондов.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

§ Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

§ Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

§ выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

§ выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

§ финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

59.Фискальная политика государства: цели, инструменты, основные формы.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Фискальную политику проводит правительство.

 

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую;

2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.