Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика доходов и социальная политика




Социальная политика государства – действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение доходов справедливо, просто не существует.

Принято различать функциональное и персональное распределение доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательства). В этом случае мы интересуемся, какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются. В этом случае мы анализируем, какую долю национального дохода (в деньгах) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

61.Экономический рост: типы и факторы. Модели экономического роста в современной экономической теории.

Экономический рост – это скорость изменения объема реального ВВП (или ВНП) за определенный период времени. Под темпами прироста ВВП понимается отношение разницы между реальным ВВП в рассматриваемом и о предыдущем периодах к реальному ВВП в предыдущем периоде: Y’ = (Yt – Yt–1)/Yt–1*100%, где Yt – объем реального ВВП в рассматриваемом периоде, а Yt–1 – объем реального ВВП в предыдущем периоде.

Факторы и типы экономического роста. Производственная функция и экономический рост. Весь созданный в экономике продукт появляется в результате определенного взаимодействия производственных факторов – труда (L), капитала (К), земельных и других природных ресурсов (N). Их воздействие на объем совокупного продукта описывается с помощью производственной функции: Y = f(L, К, N). Производственная функция характеризует количественное воздействие одного или всех факторов производства на объем совокупного выпуска. Рост объема производства, происходящий за счет расширенного использования капитала, труда и природных ресурсов, называется экстенсивным экономическим ростом и носит весьма ограниченный характер. Предел экстенсивного экономического роста определяется физическим запасом всех доступных для использования ресурсов, имеющихся в экономике любой страны, либо в мировой экономике. Качественный анализ рассматривает, как изменение качества факторов производства воздействует на темпы экономического роста. Для этого используются относительные показатели: производительность труда Y/L, производительность капитала Y/К (Y/К также называется капиталоотдачей; обратный ему показатель К/Y обозначает капиталоемкость), и производительность земельных (природных) ресурсов Y/N. Рост ВВП, возникающий только за счет улучшения качества факторов производства, т.е. за счет увеличения их производительности, но используемых в том же или даже в меньшем количестве, называется интенсивным экономическим ростом:

Y = ΔY/ΔL * L + ΔY/ΔK * K + ΔY/ΔN * N

Предельная производительность труда ΔY/ΔL = MPL, предельная производительность капитала ΔY/ΔK = МРК и предельная производительность природных ресурсов ΔY/ΔN = МРN – это еще одна группа относительных показателей, с помощью которых определяется вклад каждой дополнительной единицы ресурса в совокупный продукт. Чем больше предельная производительность ресурса, тем лучше его качество, тем больший вклад в объем совокупного производства способен внести данный ресурс при постоянных масштабах его использования.

Современные модели экономического роста. Разработка теории роста осуществлялась представителями различных научных направлений в экономической теории, поэтому создано множество моделей экономического роста. Модель экономического роста представляет собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Сегодня известны два типа моделей экономического роста: неоклассические и неокейнсианские.
Неоклассическая модель экономического роста
Неоклассическая модель экономического роста опирается на идею оптимальности рыночной системы, которая устанавливается автоматически с помощью свободной конкуренции, создающей условия для получения максимальной полезности. В соответствии с этим моделировались системы оптимального роста совершенной конкуренции, в которые, однако, в дальнейшем был введен ряд предпосылок: необходимость полной информированности хозяйственных субъектов об условиях в области предложения и спроса, о технических возможностях производства на всех рынках и т.д. Чарльз Кобб и Пол Дуглас разработали многофакторную модель экономического роста, получившую название производственной функции или модели Кобба—Дугласа и впоследствии усовершенствованную в работах Роберта Солоу, Джеймса Мида, Яна Тинбергена и других ученых. Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описывать особенности макроэкономических процессов, а экономический рост рассматривали с точки зрения взаимозаменяемых факторов производства. В самом общем виде производственная функция раскрываетт.е. предполагается, что при данном уровне технологий объем производства зависит от количества применяемых капитала и труда. Однако уровень технологий постепенно совершенствуется, и поэтому в уравнение вводится фактор времени. Впервые это сделал Ян Тинберген, голландский экономист, лауреат Нобелевской премии (1969), и производственная функция приняла следующий вид:
где Y(t) — объем производства за период времени t; A(t) — коэффициент, отражающий развитие научно-технического прогресса за период времени /; Ka(t), LP(f), №(t) — затраты соответственно капитала, труда, природных ресурсов за период времени г; а, р, у — коэффициенты эластичности объема производства соответственно по капиталу, труду, природным ресурсам. Эти коэффициенты отражают увеличение объема производства, вызванное приростом на 1 % соответствующих факторов экономического роста.
Любой прирост ВНП, не связанный с краткосрочными изменениями затрат труда или капитала, принято относить к так называемому остатку Солоу. На этот «остаток» приходится 50% прироста ВНП в развитых странах в исторической ретроспективе. Неоклассическая теория рассматривает его как результат действия экзогенного, т.е. совершенно независимого от экономической системы, фактора — технического прогресса. Можно было бы принять такое упрощение, но оно имеет два серьезных изъяна. Во-первых, в неоклассической схеме невозможно увидеть причины самого технического прогресса, поскольку он совершенно не зависит от решений экономических субъектов. И, во-вторых, с помощью этой теории нельзя объяснить большие различия в величине остатка Солоу у стран с одинаковым уровнем развития техники. Другими словами, огромная роль в неоклассической теории отведена внешнему фактору, действие которого очень слабо изучено.
Р. Солоу ограничился рассмотрением равновесного экономического роста, который характеризуется равномерным и одинаковым увеличением эндогенных макроэкономических параметров.

Однако с помощью предложенной этим ученым модели можно провести и анализ оптимального равновесного роста, который характеризуется максимально возможным уровнем потребления. Норма накопления капитала, обеспечивающая равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления, называется оптимальной нормой илизолотой нормой накопления капитала, определяемой по «золотому Правилу» Е. Фелпса.
Итак, величина национального дохода может возрасти и в связи с ростом затрат капитала, труда, и в связи с качественными изменениями: рост квалификации занятых, инновации, совершенствование организации производства, рост образования в целом в масштабе общества и т.п. Смысл введения нового параметра связан с тем, что рост выпуска в эпоху НТР может быть вызван не только (и не столько) увеличением затрат, а некими иными, «неосязаемыми», в виде прироста труда и капитала, факторами. Особое внимание зарубежными и российскими учеными уделяется показателю, который в разных учебниках и монографиях имеет различные наименования: «показатель технических изменений», «изменение в эффективности производства», «индекс эффективности» и даже «мера нашего неведения». Последнее выражение нередко определяется как «остаток Абрамовитца» по имени американского экономиста М. Абрамовитца, исследовавшего этот тип производственной функции в середине 1950-х годов. Дальнейший анализ производственной функции с учетом технического прогресса связан с именами таких американских экономистов, как Р. Солоу, Дж. Мид, Э. Денисов и др.

62.Международная торговля: принцип сравнительного преимущества.

Теория сравнительных преимуществ. А. Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. Выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношения издержек в отсутствие торговли в разных странах различны. Таким образом, направления торговли определяются относительными издержками, независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет. Подробнее см. Почему странам с низкой производительностью тоже находится место в мировом разделении труда? и Теория сравнительных преимуществ.

Теория международной торговли Хекшера-Олина. Теория сравнительных преимуществ объясняет направления международной торговли межстрановыми различиями в относительных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия? Стремясь ответить на этот вопрос, в 20-30-е гг. XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин развили теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и, во-вторых, неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

Выигрыш от внешней торговли. В результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем, одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не поровну. Наконец, следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства. В результате развития международной торговли:

· потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене, а в стране-экспортере – проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок;

· производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства, а в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам;

· чистый выигрыш в стране-импортере возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери (этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли).

Распределение выигрыша от внешней торговли зависит только от того, насколько в этих странах изменились цены. Если в стране-экспортере цены выросли на X процентов (относительно мировой цены), а цены в стране-импортере снизились на Y процентов, то

выигрыш страны-экспортера / выигрыш страны-импортера = X / Y

Хотя международная торговля и является взаимовыгодной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли. Подробнее см. Макроэкономический анализ выигрыша от внешней торговли и потерь от протекционизма.

Международная торговля и распределение доходов. Порождаемое международной торговлей изменение структуры национального производства означает изменение и структуры спроса на факторы производства. В краткосрочном периоде растут доходы тех, кто связан с отраслями, ориентированными на экспорт, и падают доходы в отраслях, конкурирующих с импортом. В долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используются в экспортных отраслях, и к падению доходов фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом.

Государственное регулирование международной торговли. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран – как экспортеров, так и импортеров, – на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма – государственной политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. См. например, Протекционизм: 165 лет спустя.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.). Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина (тариф) на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях. Вместе с тем совокупный выигрыш производителей и государства оказывается меньше, чем проигрыш потребителей. Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества. Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже, во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.

Роль таможенных тарифов за последние десятилетия постепенно ослабла. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40–50% в конце 1940-х гг. до 4–5% в начале 1990-х гг. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. К середине 1990-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрачными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле.

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. В результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, т.е. результаты воздействия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том: что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

Аргументы за и против протекционизма. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества, например, с помощью субсидий.

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Аргументы в пользу протекционизма являются по меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия – обострение межгосударственных противоречий, сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса.

63.Переходная экономика: основные закономерности, этапы и особенности

В современной переходной экономике переплетаются три блока проблем: глобальные закономерности трансформации экономики, тенденции современного этапа экономической трансформации, трансформация ЦУЭ в рыночную.

Первые блок проблем является предметом анализа теории циклов:

среднесрочного экономического цикла (10лет),

технологического цикла Н.Д. Кондратьева (50лет),

цивилизационного цикла (несколько столетий),

исторического суперцикла (1000 лет).

Во втором блоке выделяют следующие мировые тенденции:

дискретность перехода к постиндустриальному обществу,

ожидание демографического взрыва,

экологический кризис,

гуманизация экономики - изменение ее воспроизводственной структуры,

смешанный характер экономики с преобладанием мелкого и среднего бизнеса,

сдвиги в социальной структуре, обусловленные ростом качества жизни,

возрождение национальных традиций,

эволюция мировой экономики к многополюсному миру.

Переход от централизованно управляемой экономики к рыночной сопровождается следующими негативными тенденциями:

незрелость капиталистического состояния постсоциалистической экономики,

криминализация, расширение теневого сектора,

деформация воспроизводственной структуры (70% инвестиций направляются в сырьевой комплекс),

технологическая деградация,

экономическая дезинтеграция,

диспропорции торгового баланса,

эффективность российской трансформации зависит от совпадения схожих фаз национального и мирового воспроизводственного циклов.

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся:

1.Неустойчивость.

Классическая политическая экономия, К. Маркс, Н. Кондратьев исходят из устойчивости экономической системы, маржинализм ставит ее в центр внимания экономической теории, изучающей зрелое состояние рыночной экономической системы. «Переходные процессы... являются неравновесными, их характеризует нелинейность, стохастический, вероятностный характер развития». Объективность неустойчивого характера переходной экономики обусловлена ее нецелостностью. Каждая из выделенных на рис. 1 зрелых ступеней эволюции общества и экономики была целостной системой. Переходная экономика объективно нецелостна, т.к. она характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений.

2.Альтернативный характер развития.

Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, потому что в состояние неустойчивости экономика попадает вследствие требований («вызова») экономических, политических, природных и других факторов, которые требуют «ответа». Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого».

3.Появление и функционирование особых переходных форм, например, денежная рента в период перехода от феодализма к капитализму, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в РФ.

4.Особый характер противоречий.

В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

5.Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы
пробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходной экономики:

создание политических и институциональных предпосылок (1991г.);

либерализация экономики (1992г.);

приватизация (1992 – 1994гг.)

макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996г. - первое полугодие 1998г);

структурная перестройка.

Исторически последовательность этих этапов в России была следующей:

1991-93гг. - развал административной системы, становление основ рыночной экономики,

1994-95гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики,

1996-97гг. - достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства,

1998-99гг. – финансовый кризис и его последствия.

2000 г. – выход на траекторию экономического роста.

По своему характеру экономика переходного периода является смешанной с преобладанием госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:

государственный (в 1995г. охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 1999г. производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);

частный (индивидуальный и совместный);

корпоративный;

мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хозяйства);

теневой.

Вывод: наличие в рыночной экономике множества экономических субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых, и старых секторов, что отражает инерционность экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.