Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Состояние среды обитания




Основные понятия и положения темы.

Контроль исходного уровня знаний.

Занятие № 7

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

(Согласно методических указаний для обучающихся к внеаудиторной работе студентов по теме следующего занятия)

- Опасность алкоголя.

- Опасность наркомании.

- Опасность табакокурения.

- Бактериальные заболевания (чума, туберкулёз, холера, столбняк, проказа, дизентерия, менингит)

- Вирусные заболевания (оспа, бешенство, грипп, корь, краснуха, гепатит, СПИД)

- Риккетсиозы (сыпной тиф, Ку-лихорадка)

- Спирохетозы (сифилис, возвратный тиф, лептоспироз)

- Микозы

- Ядовитые растения (чилибиха, анчар, белена, табак, конопля, крапива, мак, дурман, белладонна, бузина и др.)

- Опасные животные (медузы, скорпионы, пауки, клещи, акулы, пираньи, электрические рыбы, земноводные, змеи и др.)

 

1. Тема: «Экологические опасности. Тяжелые металлы, пестициды, диоксиды».

 

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение темы: Сегодня скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспособляемости экосистем к изменениям среды обитания и создает прямую угрозу жизни и здоровью населения. В современных условиях нестабильной социально-экономической обстановки эти негативные тенденции проявляются и в нашей стране. В связи с этим обучающиеся должны знать все виды загрязнений вещественного и энергетического характера от любых естественных и искусственных источников, которые поступают в воздух, воду, почву и при этом превышают допустимые для жизнедеятельности концентрации вещества и уровни интенсивности.

 

4. Цели обучения:

- общаяобучающий должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-17.

- учебная: знать состояние среды обитания, источники экологических опасностей, уметь определить источник экологических опасностей, владеть методами устранения экологических опасностей.

 

5. План изучения темы:

 

К экологическим опасностям относятся опасности, действие которых проявляются через природные объекты (атмосферу, гидросферу и др.) в связи с нарушением их естественного состояния (загрязнения). По существу в своей основе экологические опасности имеют техногенное происхождение.

Экологические опасности это все виды загрязнений вещественного и энергетического характера от любых естественных и искусственных источников, которые поступают в воздух, в воду, почву и при этом превышают допустимые для жизнедеятельности концентрации вещества и уровни интенсивности.

Реальностью стали глобальное потепление климата, возникновение озоновых дыр над полюсами, распространение токсикантов и загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания вредными химическими веществами, вымирание многих видов растений и животных, снижение биоразнообразия в результате деятельности растущего народонаселения планеты.

Средняя скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспосабливаемости экосистем к изменениям среды обитания и создаёт прямую угрозу жизни и здоровью населения.

Принципиальный недостаток развиваемых технологий заключается в том, что они приводят к нарушению круговорота веществ в биосфере, при которой природные ресурсы превращаются в загрязнение окружающей среды. Если очистительная способность окружающей природной среды недостаточна для нейтрализации загрязнений, то они неблагоприятно действуют на здоровье людей, технологические процессы в производстве и на возобновимые природные ресурсы.

При этом невозобновляемые ресурсы растрачиваются нерационально и в конечном итоге истощаются.

Используя показатели темпов самовосстановления природных систем качественно-количественного состояния биомассы и биологической продуктивности экосистем, можно выделить следующие градации:

1) естественное состояние – наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие, биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна;

2) равновесное состояние – скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушений, биологическая продуктивность больше естественной, биомасса начинает снижаться;

3) кризисное состояние – антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистем, биомасса снижена, биологическая продуктивность резко повышена;

4) критическое состояние – обратимая замена прежде существовавших экосистем под антропогенным воздействием на менее продуктивные (частичное опустынивание), биомасса мала и, как правило, снижается;

5) катастрофическое состояние – труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экосистем (сильное опустынивание), биомасса и биологическая продуктивность минимальны;

 


Рис. Превращение природных ресурсов в загрязнение окружающей среды.

 

 

6) состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности, биомасса стремится к нулю.

Помимо природно- экологической классификации угасания природы существует медико-социальная шкала, которая позволяет нам судить как эти изменения могут влиять на здоровье человека.

Существуют четыре градации, учитывающие классификацию состояний природы:

Благополучная ситуация: Устойчивый рост продолжительности жизни, заболеваемость снижается.

Зона напряженной экологической ситуации ( экологически проблемнаязона): ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому, и территория, где отдельные показатели здоровья населения (заболеваемость детей, взрослых, количество психологических отклонений и т.п.) достоверно выше нормы.

Зона экологического бедствия: ареал, в пределах которого наблюдается переход от критического состояния природы к катастрофическому, и территория, в пределах которой в результате антропогенного воздействия невозможно социально - экономически оправданное хозяйство; показатели здоровья населения, частота и скорость наступления инвалидности достоверно выше, а продолжительность жизни людей заметно и статистически достоверно ниже, чем на аналогичных территориях, не подвергшихся подобным воздействиям.

Зона экологической катастрофы: переход состояния природы от катастрофической фазы к коллапсу, что делает территорию непригодной для жизни человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.