Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о чрезвычайных ситуациях




Основные понятия и положения темы.

Контроль исходного уровня знаний.

Занятие № 10

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

(Согласно методических указаний для обучающихся к внеаудиторной работе студентов по теме следующего занятия)

 

- Психофизиологические основы безопасности.

- Психические процессы, влияющие на безопасность.

- Психические свойства, влияющие на безопасность.

- Психические состояния и безопасность человека.

- Особые психические состояния.

- Психологические методы повышения безопасности

 

1. Тема: «Экстремальные и чрезвычайные ситуации»

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

 

3. Значение темы: при увеличении частоты ЧС мирного времени одной из важнейших задач государства является защита населения в условиях ЧС. В связи с этим специалисты должны знать принципы и мероприятия по защите населения и уметь организовать их проведение.

4. Цели обучения:

- общаяобучающий должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-27, ПК-31.

-учебная: знать классификацию ЧС, нормативно-правовые документы в области ЧС; уметь идентифицировать опасности, определять вид ЧС по масштабам распространения и тяжести последствий; владеть правилами врачебной этики, методами проведения профилактических мероприятий, научно-медицинской информацией.

 

5. План изучения темы:

В БЖД рассматриваются три задачи:

1. идентификация,

2. превентивные мероприятия

3. ликвидация последствий остаточного риска.

Однако здесь все эти задачи ориентированы на ЧС. Так, например, в процессе идентификации учитываются только те потенциальные опасности, которые могут стать источником ЧС. В то же время следует подчеркнуть, что раздел ЧС органически связан с общей структурой и содержанием курса БЖД. В методическом плане представляется совершенно не оправданным встречающееся иногда повторное изложение в разделе ЧС таких опасностей, которые уже рассмотрены в предыдущих разделах. Образно говоря в условиях ЧС «некогда теоретизировать» - нужно действовать!

В теории БЖД основным понятием является потенциальная опасность. Реализуясь, опасности вызывают определенные последствия, которые называют экстремальные ситуации.

Экстремальная ситуация – это обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению БЖД человека. Экстремальные ситуации обусловливают, например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы аварийно химически опасных вещества, высокие дозы облучения и пр.

Среди экстремальных ситуаций выделяют особый класс событий, получивший название «чрезвычайные ситуации».

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС – это территория, на которой сложилась ЧС.

Источник ЧС – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Безопасность в ЧС – это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в ЧС.

Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства, окружающая природная среда) и по основным источникам ЧС.

Опасность в ЧС – это состояние, при котором создалась или вероятна угроза поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС – это составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Следует обратить внимание, что, согласно определению ЧС – это обстановка, возникающая в результате реализации той или иной опасности, а не сама опасность.

Приведем дополнительные определения, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Согласно определению ВОЗ, катастрофа – это явление, представляющее неожиданную серьезную и непредвиденную опасность для здоровья общества.

С понятием «катастрофа» нередко отождествляются аварии, взрывы и другие опасности.

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.