Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность внутрифирменного прогнозирования




Задачи рационального хозяйствования во многом зави­сят от качества прогнозов. Экономическое прогнозирование способствует определению целей деятельности фирмы пу­тем исследования тенденций среды хозяйствования, в том числе сильных и слабых сторон собственной организации.

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы яв­ляется стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к склады­вающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это застав­ляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:

♦ выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;

♦ анализ потенциала фирмы;

♦ выявление альтернатив развития;

♦ определение проблем, требующих решения в про­гнозный период;

♦ определение уровня ресурсов (материальных, тру­довых, финансовых, интеллектуальных и иных), ко­торые будут необходимы фирме для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов.

Прогнозные расчеты фирмы предусматривают исполь­зование: во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показа­телей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей.

Если фирма в настоящее время получает хорошую при­быль, то вовсе не следует, что так будет всегда. Может измениться конъюнктура рынка, могут появиться неблагоп­риятные обстоятельства деятельности. Фирма, ориентиру­ющаяся только на текущий экономический успех, может выиграть в прибыли сегодня, но, потеряв время, проиг­рать будущую прибыль и в конечном счете потерять свой рынок товара. На смену цели — максимизация сегодняшней прибыли — приходит понимание иной цели — выигрыш в перспективной борьбе за рынок. И вторая цель оказывается более значимой. Борьба за рынок требует предвидения, на­чальным этапом которого является прогноз.

Предприниматель всегда озабочен получением прибы­ли, которая зависит от его действий на рынке. Зачастую ему не хочется поступиться текущей прибылью ради буду­щей. Поэтому обращение к будущему происходит лишь тогда, когда это действительно может обеспечить предприни­мателю будущие доходы. Для этого необходим качествен­ный прогноз: фирме нужен объективный разбор вариантов будущего состояния, что способен выполнить лишь квали­фицированный специалист. Однако расходы на выполнение качественного прогноза не должны превышать возможные доходы от будущего преимущества фирмы, достигнутого за счет предвидения грядущих обстоятельств деятельности.

В любой фирме возможны как текущие, так и долго­срочные проблемы. Для решения долгосрочных проблем по­лезно абстрагироваться от привычного взгляда на обязатель­ства и сложившиеся ограничения текущего характера. За пределами текущих задач предприниматель как бы освобож­дается от прошлого груза, от инерции и предвзятости при­вычных представлений и ранее принятых решений, кото­рые с течением времени стали устаревшими и тормозят развитие. Фирма может в ходе прогнозирования пересмотреть все или некоторые свои проблемы с учетом новых идей, но­вой информации и иных мнений. При взгляде на долгосроч­ную перспективу, как правило, резко расширяется свобода действий. И в этом тоже заслуга прогнозирования.

Чем крупнее фирма, тем больше она делает вложений в будущее, тем важнее для нее прогнозы, которые могут стать основой стратегического плана.

Однако не только крупный бизнес, но и малые пред­приятия не могут существовать, не обращаясь к прогно­зам. Обращение к будущему может обеспечить стабильные долговременные доходы. И если прогнозы в состоянии обес­печить нормальную деятельность, стабильность и конку­рентоспособность в течение достаточно длительного вре­мени, то они признаются необходимыми. Если же предпри­ниматель считает, что ситуация на рынке меняется так стремительно, что нет необходимости тратить время на раз­работку долгосрочной перспективы, то и в этом есть опре­деленный смысл. Именно так считают многие российские предприниматели, обеспокоенные политической и экономи­ческой нестабильностью страны. Но в условиях нормально функционирующей экономики предприниматель всегда осоз­нает необходимость прогнозирования своей будущей дея­тельности.

Фирмы используют различные временные прогнозы — от оперативных до дальнесрочных. Но основное место за­нимают долгосрочные прогнозы. Прогнозирование фирмы включает:

1) составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планирова­нию и отражают объективно складывающиеся условия биз­неса;

2) разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показа­тели внутренней среды хозяйствования.

Прогнозы показателей внешней среды являются исход­ными для экономических расчетов, определяют последую­щие прогнозы и планы объемных и качественных показате­лей фирмы. К этой первой группе относятся прогнозы:

♦ экономического состояния региона;

♦ отдельных предприятий-конкурентов;

♦ спроса на товары, производимые или продаваемые фирмой;

♦ конъюнктуры рынка;

♦ новых потребностей и технологий на рынке товара и другие.

Качество этих прогнозов определяется квалификацией прогнозиста и полнотой используемой объективной инфор­мации, которая, к сожалению, не всегда бывает доступной для фирмы. Информации никогда не бывает достаточно, так как она может быть достоверной по прошлому и настояще­му времени, но не по будущему.

Прогнозы внешней среды бывают более точными, если они выполняются специальными фирмами или научными учреждениями, например, по заказу государства или ре­гиональных властей. Часть этих прогнозов регулярно пуб­ликуется в периодической печати, другие можно приобре­сти в специальных службах.

Для любого предприятия, главная экономическая цель которого — получение прибыли, понятно, что достичь эту цель можно, лишь выполняя общие "правила игры" на рынке, сообразуя свои возможности и действия с требованиями рынка. Зная прогнозы развития экономики спроса и пред­ложения, новых технологий, состояния конъюнктуры и др.,, фирме легче определиться со своей стратегией развития и разработать политику действий в области маркетинга, инвестиций, инноваций и кадров. Основополагающим в этой группе прогнозов фирмы является прогноз спроса.

Ко второй группе относятся прогнозы большей части объемных и качественных показателей деятельности фирмы. Чем важнее показатель, тем выше вероятность того, что его планирование будет построено на основе прогно­за, т. е. с учетом объективно складывающихся тенденций рынка и условий деятельности. Фирме для обоснования своей долгосрочной перспективы нет необходимости сразу вы­полнять планирование с его детальной проработкой мер управления. На начальном этапе обоснования показателя достаточно составить прогноз, а далее, в случае соответ­ствующего решения высшего руководства фирмы, возмо­жен непосредственный переход к планированию с разра­боткой конкретных мер достижения поставленных целей силами работников фирмы.

Прогнозирование показателей деятельности фирмы при­звано определить цели на перспективу. Имеется немало фирм, у которых отсутствуют четкие представления о целях дея­тельности. Разумеется, у них есть единая экономическая цель любого бизнеса — максимизация прибыли. Понятно, что эта цель может быть достигнута разными путями. Например, рост прибыли возможен как при увеличении объема деятельнос­ти, так и при минимизации издержек. Однако хорошо изве­стно, что невозможно одновременно добиться увеличения объема деятельности и снижения издержек: рост объема ра­боты, как правило, требует роста затрат, а минимизация из­держек связана с неизменным или даже снижающимся объе­мом деятельности. Поэтому вначале бывает полезен прогноз возможного состояния фирмы в будущем, которое сложит­ся под влиянием внешних условий деятельности, а затем уже его проработка по вариантам согласно желаемым це­лям хозяйствования. Такой прогноз, вернее, его лучший ва­риант в дальнейшем может стать основой планирования. В этом и проявляется реальная польза подобного прогноза для фирмы: она состоит в обосновании перспективных целей дея­тельности, а также действий по их достижению. Фирма может разрабатывать следующие основные виды прогнозов состояния внешней среды:

♦ экономический;

♦ спроса и объема сбыта;

♦ технологический;

♦ объема инвестиций;

♦ хозяйственного риска.

Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии экономики страны, территориального бассейна или конкретного геополитического региона. Воз­можен экономический прогноз по отдельной сфере, напри­мер, в области финансов, банковской деятельности, нало­гообложения, т. е. по различным факторам, влияющим на развитие любого вида предпринимательства. Такой прогноз фирма может составлять с учетом имеющейся информа­ции, опубликованной в периодической печати.

Прогноз спроса является частью экономического про­гноза, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Прогноз спроса основывается на опубликованных или рас­считанных специализированным учреждением данных, но составляется на уровне фирмы, отражая ее конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбы­та, объема продажи, а далее — всех остальных экономи­ческих обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последу­ющие расчеты фирмы: что надо производить, в каком объе­ме, кому и по какой цене продавать, какие для этого по­требуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность.

Технологический прогноз охватывает уровень техничес­кого прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влия­ние на деятельность фирмы. Например, фирма, занимающа­яся производством или продажей компьютеров, должна знать прогноз технических возможностей по расширению объема памяти на дискетах. Прогноз технологических прорывов под­скажет фирме, нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в рас­ширение уже имеющегося производства; в) ориентировать­ся в будущем на новые технологические проекты. Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.